Судьбы царственных сестёр

На модерации Отложенный

Д В Е  С Е С Т Р Ы 

Карта Европы XIX века была похожа на лоскутное одеяло.

 

И хотя немалая Австро-Венгерская империя ещё числилась в монстрах европейской политики, заметную роль играли в ней и карликовые немецкие княжества. Нет, не военными или политическими действиями, а матримониальными. С тех пор, как в 1744 году невестой наследника Российской Империи стала принцесса Ангальт-Цербстская, прогремевшая в веках под именем Екатерины Великой, эти города-государства стали исправно поставлять невест российским монархам.

    

Исключением стала последняя вдовствующая императрица – Дагмара Датская, или Мария Феодоровна, прибывшая в Россию из Копенгагена.

    

Начиная с супруги Павла I, получившей в крещении имя Марии Феодоровны, образовалась традиция, согласно которой, отчество «Феодоровна» давали немецким принцессам в честь почитаемой на Руси Феодоровской иконы Божией Матери, чудесно явленной в Костроме, где в 1613 году решалась судьба дома Романовых.

   

Все годы правления династии она являлась символом российской государственности и недаром на её ризах изображалась императорская корона.

    

Историю двух сестер можно начать как сказку: «В одном маленьком-маленьком королевстве, у дружной и любящей четы великого герцога Гессенского Людвига и дочери знаменитой английской королевы Виктории, - Алисы, было семеро детей». В числе своих предков эта семья числила святую Елисавету Венгерскую, покровительницу земли Гессен, почитая ее за образец, которому должно следовать.

     

Вторая дочь герцогской четы Элизабет Александра Луиза Алиса (дома её называли Элла), позже ставшая новомученицей Елизаветой Феодоровной, появилась на свет в 1864 году,

    

 а её младшая сестра, будущая Императрица Всероссийская – в 1872.

     

Маленькая Элла всей душой восприняла идеалы средневекового благочестия и милосердия, которым прославилась Елизавета Венгерская. И годы спустя, именно по её примеру открывает обитель для бедных, распродав собственные драгоценности для её устройства. Но всё это произойдёт гораздо позже. Пока же перед глазами только пример матери. Герцогиня Алиса много занималась благотвори¬тельностью и в течение короткой жизни обеспечивала благосостояние немецкого герцогства, как никто до нее. Нелепая смерть от дифтерии уносит её в возрасте 35 лет. Сказка грустнеет – умирает королева…Предпоследний, шестой ребенок, дочь Алиса Виктория Елена Луиза Беатрис отправляется на туманный Альбион, на воспитание к бабушке Виктории.

    

Вот почему в будущем, русская императрица всегда чувствовала себя больше англичанкой, чем немкой, так и не став, в отличие от своей старшей сестры, - истинно русской. Так, уже с ранней юности начинают расходиться судьбы двух сестёр. Младшая, императрица великой державы, на глазах которой уникальная страна, у границ которой вся Европа с почтением ожидала: «пока русский царь ловит рыбу…», как выразился однажды её тесть, рухнула в бездну анархии и взаимного террора. На её глазах закончились 304 года правления дома Романовых, начавшиеся в Ипатьевском монастыре Костромы венчанием на царство молодого Михаила Романова,

    

и так кроваво завершившихся в доме купца Ипатьева в Екатеринбурге. Круг замкнулся. Ей пришлось увидеть крушение царственного дома дорогого мужа, и гибель любимых детей, - продолжателей династии.

    

Другая, державшаяся в тени, старшая, тоже исполнила свой долг до конца. Сначала обязанности блистательной Великой Княгини, губернаторши второго города Империи. Затем скромной и добродетельной вдовы, попечительницы больниц и госпиталей, а потом и новомученицы, покинувшей этот мир в одни сутки с сестрой. Обе, обладали чувством долга перед новой родиной, него, исповедовали православие, но, какая тёмная сила разлучила двух сестёр и не позволила уж примириться в земной жизни? 

В июне 1884 состоялась свадьба Эллы с братом царствующего российского монарха – Сергеем Александровичем. Хотя, до этого Элизабет Александра отказала уже не одному жениху, мечтая посвятить жизнь религиозной стезе, а не мирской, - но Сергей покорил её сердце. Он говорил принцессе, что тоже устал от светских развлечений и мечтает о тихой жизни. Сергей Александрович предлагал невесте только духовный, платонический брак, на который Элла с радостью согласилась.

      

Перемены веры жених не требовал, хотя это и подразумевалось всем протоколом высокородного замужества. В семье российского императора очень серьезно относились к единству веры Великих Князей с их избранницами. Однако, только прожив в России целых семь лет, побывав не в одной паломнической поездке, в том числе, и на Святой Земле в 1888 году, святыни которой настолько глубоко потрясли её душу, что она выразила желание быть погребенной рядом с ними. Что ж, эта «мысль изреченная» была услышана и воплощена. Сегодня её останки почивают в Иерусалиме, в церкви Св. Марии Магдалины и считаются чудотворными.

     

Возникшее на Святой Земле чувство духовного единения с православной Русью приводит к тому, что в 1891 году принцесса Элла принимает веру новой родины, став Великой Княгиней Елизаветой Феодоровной. Имя Елизавета, при крещении в честь любимой Елизаветы Венгерской. Великий герцог Людвиг Гессен Дармштадский не одобрил поступка дочери, но – выбор сделан. Уже будучи Елизаветой Феодоровной, она пишет любимому отцу: «И как я могу лгать всем, притворяясь, что я протестантка во всех внешних обрядах, когда моя душа принадлежит полностью религии здесь»?!

В том же году супруг княгини назначается московским генерал губернатором, и на новом месте она становится почитаемой и любимой. Её обожали и бедные и богатые. Даже высокомерные придворные дамы признавали: «Она восхитительна»!

    

 Блестяще образованный великий князь Константин Константинович, известный ещё и как поэт «К.Р.», посвятил Елизавете Федоровне такое стихотворение:

"Я на тебя гляжу, любуясь ежечасно: 

Ты так невыразимо хороша!

О, верно под такой наружностью прекрасной

 Такая же прекрасная душа!"                                     

Он не ошибался. В обеих столицах молодую княгиню ценили больше всех остальных членов царствующего дома. Тем временем подросла и младшая сестрёнка, Алиса, Аликс, как её называли. Впервые она побывала в России на свадьбе Эллы, где принимала активное участие в детских балах и покорила сердце подрастающего наследника престола. Но детские игры закончились, когда через 5 лет, в 1889 году принцесса Алиса вновь приезжает в Россию уже как официальная гостья Царской Семьи, и возможная невеста наследника.

    

 Елисавета Феодоровна знала о нежных чувствах, которые возникли между ее младшей сестрой и наследником, и спешила оказать им содействие. Однако, понимания по этому вопросу ни у Александра III, ни у Императрицы Марии Феодоровны она не встретила. Все царствующие дома Европы знали о проклятии Гессенского дома – гемофилии. А для потенциальной невесты, - Алисы, эта болезнь не была новой. Она знала о ней с детства. Ее дядя, брат и два племянника скончались от гемофилии.

Нарушая временную канву, вспомним, что первая дочь императорской четы – Ольга Николаевна, рожденная в 1895 году, к моменту трагической гибели достигла двадцати трёхлетнего возраста, и могла бы спастись, сохранив династию, если бы была к тому времени замужем. Но, увы, единственным претендентом на руку красивой и богатой цесаревны будет наследный румынский принц Кароль. Смотрины назначены на Пасхальные праздники 1917. Излишне говорить, что они не состоялись…

  

Но вернемся в 1890 год. Алиса приезжает в Россию в третий раз – навестить сестру. Но родители не позволяют наследнику даже увидеться с ней. Отметим, что принцесса Алиса Гессенская была весьма в себе уверена. Её не терзали мысли об ужасных генах, которые она может принести новой семье. Не собиралась она просто так отступать и от своего счастья, которое, она была уверена, составит этот застенчивый сероглазый юноша. По возвращению домой она приглашает священника русской посольской церкви в Лондоне и ведет с ним продолжительные религиозные беседы, то есть, в сущности, знакомится с догматами православной веры. Ей это привычно. Юная Алиса постоянно читала и конспектировала книги по философии и теологии, хотя и не помышляла о перемене вероисповедания.

Тут случается беда в Российском Императорском Доме. Умирает Александр III. Бессильны доктора и чудотворцы. Время пришло. Отец Иоанн Кронштадский роняет слезы у смертного одра своего Государя.

    

 Теперь Наследнику нужно жениться как можно скорее, и родители уже не спорят. Цесаревич Николай привез свою невесту из Дармштадта за 10 дней до смерти Императора. Свадьба в дни траура! Разве о таком мечтала молодая принцесса? Народная память сохранила массу дурных примет, которые случились во время венчания и коронации. Так, молодой император от волнения уронил хлеб-соль, поднесенный ему депутацией земских представителей. Уронил Россию?

  

 Предзнаменование или случайность? Ещё, рассказывали, что, одевая императрицу к коронации, одна из ее женщин уколола палец о застежку мантии, и капля крови упала на царскую мантию. Три дня спустя произошла ходынская трагедия.

 Не стоит забывать, что принцесса Гессенская уже прибыла в Россию траурную. Когда гроб с телом покойного императора несли в Петропавловский собор, и все члены фамилии, в том числе и новый царь Николай II с молодой супругой, следовали в траурном шествии, многим было слышно, как из толпы народа, окружившего процессию, прозвучал женский голос: «Она вошла к нам за гробом! Она несёт с собой несчастье!». Многие в стране с тех пор так и считали.

 Ведь правительницей она стала, не успев ни освоиться, ни узнать веру народа, которым собиралась править.

И потому прослыла холодной и черствой. Молодая царица поняла, что не понравилась ни двору, ни народу, и совсем замкнулась в себе. Оставалось одно утешение – религия. В отличие от старшей сестры, у Алисы было слишком мало времени, чтобы ответственно и серьезно подойти к смене вероисповедания. Возможно, именно отсюда начинаются истоки её будущего болезненного мистицизма и буквально каши из различных не вер, но верований и суеверий. По воспоминаниям одних очевидцев, вначале сомнения ей помогал разрешить специально посланный в Дармштадт учёный богослов, отец Иоанн Янышев, писатель и проповедник, более десяти лет бывший священником русской миссии в Берлине. Он преподавал основы православия и Закон Божий ещё принцессе Дагмаре, будущей свекрови Алисы. В православии императрица нашла обильную пищу для своей природной склонности к таинственному, чудесному и необычному. 

Именно этим многие биографы объясняют относительно легкую, по сравнению со старшей сестрой, смену конфессии. Обрела она глубокую веру не только во все догматы православия, но и во всю его обрядовую сторону. Также её заинтересовали и «божьи люди» — отшельники, схимники, юродивые, прорицатели и странники. Войти с ними в контакт новая Государыня стремится с первых лет своей жизни в России. А лица, готовые исполнить царственные пожелания всегда найдутся! Именно эти «доброжелатели» ведут во дворец кликушу Дарью Осипову, странника Антония, Митьку Козельского и многих других марионеток. Когда увлечение мычащими, ругающимися, лающими «народными пророками» прошло, дочери короля Черногории, великие княгини Милица и Анастасия Николаевны, стали поставлять царице шарлатанов дипломированных, рангом выше. Не зря в Петербурге народ, называл их «черным горем». Именно они представили отчаявшейся женщине на троне «доктора» Папюса из Парижа, «профессора» Шенка из Вены, масона Филиппа из Лиона, а позже, и самого главного злого гения семьи и страны, - Григория Распутина.

    

Хотя привёл его ко двору иерарх церкви, епископ Феофан, балканские принцессы приняли такое живое участие в «продвижении кандидатуры» нового любимца, что стремительное возвышение сибирского крестьянина можно считать и их рук делом тоже. А Елизавета Феодоровна в это время ведет активнейшую деятельность по помощи обездоленным. Открывает комитет своего имени – Елизаветинский. Помогает мужу руководить Палестинским Православным Обществом, созданным после поездки в Иерусалим. Заботится о сиротах, бывших заключенных, бездомных. В 1904 начинается русско-японская война. Княгиня мечется по госпиталям и благотворителям, собирая средства на помощь раненым и увечным.

А в Зимнем дворце ждут. Ждут наследника великой империи, растрачивая огромные средства на «помощь» шарлатанов от медицины. Государыня совершает паломничества к святыням и читает творения Отцов Церкви не только на русском, но и на славянском языке, который научилась вполне свободно понимать. Очевидно, что отношения с книжной премудростью складывались у принцессы Гессенского дома гораздо успешнее, чем собственными живыми подданными. Начальник канцелярии Императорского двора, генерал-лейтенант Мосолов вспоминал, что почти до трагического конца своего царствования Александра Феодоровна по-русски говорила лишь с представителями православного духовенства, да с самой низшей прислугой, не освоившей европейских языков. С мужем разговаривала и переписывалась на английском, с представителями света и заезжими гостями, - на французском и немецком. Но к чести императрицы следует сказать, что от своих детей она требовала хорошего владения их родным языком – русским.

  

И вот с полугодичным интервалом происходят два события, потрясшие империю. Летом 1904 у императорской четы рождается долгожданный наследник, у которого практически сразу же проявляются черты страшного наследственного недуга. Здесь истинная религиозность Александры Феодоровны подвергается мощнейшему нравственному испытанию и начинает сдавать позиции самой дешевой мистической экзальтации, окончательно уступая место надежде не на Божью волю, а на вполне земных «кудесников», часто даже без специального образования!

А так как, по воспоминаниям современников: «Александра Феодоровна никогда в правильности своих суждений не со¬мневалась и всякую, зародившуюся у нее мысль, почитала за верную, не подлежащую оспариванию», то она решила, что существует в мире чудотворец, способный вылечить её обожаемого сына. И он, конечно, явился… Кто посмеет её осудить? Ведь для матери первый человек тот, в ком она увидит спасителя своего чада.

А полгода спустя её сестра, с которой Императрица видится всё реже и реже, теряет мужа. В феврале 1905 в Кремле великий князь, сев в карету, был разорван в клочья бомбой террориста. Выдержка и самообладанье Елизаветы Феодоровны в эти дни восхищали. Как писал в воспоминаниях князь Феликс Юсупов: «В молитвах же нашла мужество совершить поступок, потрясший всех». Она пошла в тюрьму, взглянуть в глаза убийце. Она просит у Николая II помилования для Каляева, но получает отказ.

    

Затем сестра императрицы продает личные ценные вещи и приобретает в центре Москвы, на Ордынке, земельный участок. На нём в 1909 году было закончено строительство Марфо Мариинской обители, где княгиня и стала настоятельницей. Последнее, что делает она как светская красавица с утонченным вкусом, заказывает художнику Нестерову эскиз монашеской одежды: жемчужно серое суконное платье, льняной апостольник и покрывало из тонкой белой шерсти, ниспадавшее красивыми складками.

    

 Вряд ли случайно бывшая княгиня обратилась именно к нему. Картины Михаила Нестерова словно сотканы из нежных красок жемчуга и неярких лучей заходящего солнца. К тому же, он писал портреты любимых княгиней святых.

  

 Елизавета Феодоровна со всем жаром души взялась за работу в обители. Трудилась как обычная послушница. Спала, как древние святые, на топчане без матраца, подложив под голову пучок сена. Кстати, почему обитель была названа Марфо-Мариинской? Все помнят историю о двух сестрах, к которым заглянул в гости Иисус. Но, не все знают её продолжение. Марфа взяла на себя практический труд – встретить и накормить Сына Божия, а Мария, - присев у его ног, ловила каждое слово. Вот с тех далёких пор два разных характера библейских сестер служат примерами различных установок религиозного послушания – деятельного и созерцательного. Поставив имя Марфы на первое место в названии обители, настоятельница подчеркнула, что практическая, реальная помощь людям всех сословий, будет находиться на самом важном месте для сестер монастыря. 

Но и здесь находятся у неё критики из высшего света. Иные уверяли даже, что, бросив дворец и посвятив себя бедным, сестра императрицы уронила императорское достоинство дома Романовых. И царственной сестре все это не слишком приятно. Трещина между родными людьми продолжает увеличиваться. В царской семье свое горе, и Александра Феодоровна в обиде на сестру, советующую ей полагаться только на Бога. В последние годы главным предметом неладов сестер была слепая вера царицы в силу Распутина и неразрывную его связь с наследником. В отношении этого «чудотворца» и гипнотизёра, царице отказывал природный здравый смысл и знаменитая практичность. А Елизавета Феодоровна видела в Григории лишь самозванца и орудие сатаны, о чём она Александре прямо и говорила. Их последняя встреча произошла в Царском Селе, куда Елизавета приехала еще раз поговорить с сестрой. Присутствующие в приемной вспоминали, что вышла она дрожащая, в слезах. «Сестра выгнала меня, как собаку! – воскликнула она. – Бедный Ники, бедная Россия!»

Но императрица вполне земная женщина, и продолжает искать земных чудес. К тому же она считает, что обладает мощнейшей опорой в лице супруга: «Ты — самодержец, ты владыка и повелитель, ты — глава Церкви», можно прочесть в её письмах к мужу. Заканчивается все, как мы знаем, трагически. Сначала убийством императорского любимца, затем – крахом Империи.

Поскольку бывшая великая княгиня на равных общалась с людьми разного общественного положения только в своей обители, а в прочих случаях была вынуждена соблюдать сословный этикет, то узнать о подробностях убийства Распутина она могла только от самого высокопоставленного участника этого события – молодого князя Феликса Юсупова.

    

Мемуары князя несколько нарушают полностью всепрощающий образ княгини. По его воспоминаниям в эмиграции, Елизавета Феодоровна сказала ему: «- Убийство Распутина – не преступление. Ты убил дьявола». Затем она направила телеграмму матери Феликса, о том, что она молится за него и полностью морально поддерживает, считая, что он сделал большое и благое дело. Хотя по вере ей не должно одобрять убийство, даже такой демонической фигуры, как Григорий Распутин-Новых, но вспомним, что на кону стояла судьба не одной царской семьи, а многих миллионов семей, подданных венценосных особ! Елизавета Феодоровна, как принцесса крови это прекрасно понимала.

 

Да что говорить, если даже один из «друзей» и приспешников «старца» Григория, ещё при жизни назвал его «святым чертом»! Очищенная в горниле нравственных страданий от всего светского, наносного, «гламурного», - как сказали бы сегодня, Елизавета не могла допустить, чтобы это религиозно-мистическое пятно навеки легло на близкую ей династию! Её сестра Алиса считала совсем иначе.

На похоронах злого гения империи, Императрица Всероссийская, прощаясь, положила на грудь Распутина собственноручную записку: «Милый мученик, благослови меня, и да пребудет благословенье твое со мною на стезе страданий в мире земном. Ты же поминай нас святыми молитвами в мире небесном! Александра». Пути двух сестер разошлись навсегда. Императрица до конца дней искала простых решений, и, к сожалению, запуталась в мистицизме. Об этом говорит и такой случай. Когда царская семья стала уже «гражданами Романовыми» и их как пленников перевозили из Тюмени в Тобольск, предпоследний путь их земных мытарств, пароход, проходил мимо Покровского, родного села Распутина, и Александра Феодоровна увидела с палубы дом «старца». Все потрясения последнего времени так и не смогли поколебать веру императрицы в сибирского «пророка». И эту «встречу» с родовым гнездом Распутина, она искренне расценила как последнее благословение «старца».

В марте 1918, за три месяца до гибели, уже бывшая Императрица пишет: «Чувствую себя матерью этой страны и страдаю как за своего ребенка, и люблю мою ро¬дину, несмотря на все ужасы, теперь и все согрешения». Слишком позднее прозрение…

 

Елизавета, напротив, полностью отринув все мистические проявления, пошла прямым путем деятельной любви и состраданья. Но, связаны сестры оказались даже в смерти. После расстрела 17-го июля в Екатеринбурге, на следующий день в Алапаевске происходит новое преступление. Останки настоятельницы Марфо-Мариинской обители, её келейницы, и пятерых князей дома Романовых находят офицеры армии Колчака, временно захватившей эти места.

 

Помня последнюю волю княгини, архимандрит Серафим, рискуя жизнью, везёт два гроба через всю Сибирь: «Это было целое кругосветное: через Китай, в порт Саид в Египте и по железной дороге в Иерусалим», вспоминал он позже. И длилось оно два года. Архимандрит доставил тела в храм Марии Магдалины в апреле 1920-го. В 1981 году РПЦЗ признает великую княгиню Святой Новомученицей Российской. Смерть Елизаветы наступила в день именин её супруга, князя Сергия, когда празднуется обретение святых мощей Сергия Радонежского. Благословение из другого мира за чистую жизнь? 

Много лет назад принцесса Элла писала: «Настоящее счастье то, которое ни люди, ни события не могут похитить. Ты его найдешь в жизни души и отдании себя. Постарайся сделать счастливым тех, кто рядом с тобой, и ты сам будешь счастлив». Писала, не зная ни о своем будущем, ни о будущем сестры и династии. Но много лет спустя мы знаем, что у одной из сестёр это получилось...