Устарел ли марксизм?
На модерации
Отложенный
Позволю себе высказать несколько суждений, не претендующих на истинность, и буду рад обсуждению их по существу (специально акцентирую на этом внимание, потому что попытки увести обсуждение в сторону будут мной на правах модератора сообщества безжалостно пресекаться путём удаления оффтопа). Прошу всех, кто имеет что-то высказать за или против марксизма, сделать это.
Заранее прошу меня простить за терминологические неточности или неверные обобщения, если они будут - это я не со зла и не корысти ради, но токмо по малообразованности. Под термином "марксизм" в зависимости от контекста следует понимать классический марксизм или марксизм-ленинизм.
Я намеренно не коснусь конспирологической теории о том, что марксизм - невольная (или осознанная) диверсия против России, осуществлённая Марксом, якобы кормившимся с рук Ротшильда, который будто бы увидел в идеях Маркса бомбу замедленного действия для непокорной России и ненавистного Западу православия (или что это часть хитроумного жидо-массонского заговора) ввиду призрачной доказательной базы этой версии, которая к тому же не объяснит, в чём именно должна была состоять суть вредоносного воздействия марксизма на Россию (потому как если это и была "бомба", то спроектирована она была таким нелепым образом, что осколки могли разлететься самым причудливым образом, в т.ч. вернуться в полном объёме к пославшим её).
Итак, марксизм имеет философский, исторический, экономический и политологический аспекты. Соответственно, это - диалектический материализм, исторический материализм, теория стоимости, учение о диктатуре пролетариата.
1. Диалектический материализм Маркса возник не на пустом месте, а имел двух таких столпов в основании, как идеалист-Гегель с его диалектикой и Фейербах с его материализмом. Весьма убедительная критика гегелевской (и, соответственно, марксовой) диалектики содержится в книге Ю.М. Мягких "Ошибка Маркса, Ленина, Горбачева". Автор доказывает, что некоторые законы диалектики сформулированы примитивно и поэтому не могут отражать истинную, более сложную картину мира. Применяя уточнённые законы диалектики, автор делает интересные выводы, противоречащие марксистским.
2. Второй глобальный недостаток марксизма в том, что чем дальше отдаляется от нас время создания марксистской теории, тем больше белых пятен в ней обнаруживается. Все со школьной скамьи знают, что "марксизм не догма", и тем не менее многочисленных охотников усовершенствовать марксистскую теорию весьма лихо объявляли оппортунистами, ревизионистами, что говорит не только о чрезмерной боязливости (или глупости) навешивающих подобные ярлыки, но и о том, что внутри самой теории не заложены механизмы, обеспечивающие её актуализацию в соответствии с новыми реалиями. Вот аннотация к книге Б.П. Вышеславцева "Философская нищета марксизма": «Ни Маркс, ни Энгельс, ни Ленин не подозревали современных открытий в области физики и психологии: современная научно-философская диалектика говорит свое «нет» старому понятию материи и старой психологии сознания, на которых ориентировался марксизм. Все философские проблемы теперь ставятся иначе, чем во времена Маркса и Энгельса. Марксизм их просто не понимает: для него не существовало и не существует проблемы детерминизма и индетерминизма в физике, проблемы сознания и бессознательного в психологии, проблемы свободы и необходимости в этике и, наконец, новейшей фундаментальной философской проблемы ценности».
Справедливости ради надо сказать, что выражение "не подозревали современных открытий" в данном контексте безграмотно - надо было сказать, что либо "не подозревали о будущих открытиях", либо (что лучше) "не могли предвидеть современных открытий".
3. Что касается истмата, то мне представляется, что его сильная сторона - лишь в понимании прошлого и современного Марксу-Ленину настоящего человечества (первобытно-общинный строй, рабовладельческий строй, феодальный строй, капитализм, империализм), футурологическая же его составляющая (социализм и коммунизм) слаба потому, что слишком пунктирна и неконкретна. Она оказалась ненадёжным проводником в будущее (практически все социалистические государства к началу XXI века прекратили существование). Доказательств этот тезис не требует, т.к. он очевиден. В частности, учение о классах, классовой борьбе, антагонистических и неантагонистических классах, бесклассовом обществе применимо к СССР не помогло выявить формирование "предкласса" будущей буржуазии, что привело страну к летальному исходу (см. статью "Как убили СССР и почему это удалось"). И хотя уже Сталин понимал, что отойти от марксизма в ряде случаев придётся (и отходил), новые "тропинки" прокладывались каждый раз наобум, из-за чего страну каждый раз трясло и шарахало из стороны в сторону.
4. Также я встречал мнение о том, что экономический раздел марксистской теории не совсем подходит для описания процессов, происходящих в современном капиталистическом мире. Не могу определить, насколько существенны такие обвинения, но упомяну о том, что Михаил Хазин считает марксизм (в противовес западной экономикс) адекватным инструментом, позволяющим делать анализ современной экономики. Однако не будем забывать о том, что специализация Михаила Леонидовича - макроэкономика, и что кроме макроэкономики, необходимо понимать суть происходящих процессов на всех уровнях экономики, так что не факт, что из "пушки" марксизма попадёшь по всем экономическим "воробьям". Например, марксизм так и не помог "верным ленинцам" понять, почему в СССР производительность труда и качество продукции было ниже западных, а металло- и энергоёмкость продукции - выше (даже если принять во внимание климатические факторы, подробно рассмотренные в его прекрасной книге А. Паршина "Почему Россия не Америка?").
5. Возможно, причины этого кроются во внутренней противоречивости марксистской теории стоимости. Австрийский экономист Ойген Бём-Баверк в своей работе 1890 года "К завершению марксистской системы" "одним из первых обратил внимание на противоречия между I и III томами "Капитала". Не ограничиваясь указанием на внутреннюю противоречивость теории Маркса, автор точно указывает тот пункт, в котором ошибка проникла в систему, а также те пути, по которым она распространилась и разветвилась. Продемонстрировав несостоятельность разработанной Марксом теории ценности и, следовательно, теории прибавочной ценности, Бём-Баверк разрушил экономический фундамент теории эксплуатации, лишив научного обоснования социалистические политические лозунги". Экономические воззрения австрийца мне представляются более логичными и простыми (и, значит, верными), чем сложные и скрывающие суть явлений (нежели их проясняющие) объяснения Маркса. В качестве примера хочу привести недавнюю дискуссию марксистов, которые так и не смогли не просто что-то друг другу доказать, но даже понять друг друга (ввиду терминологической запутанности марксистской экономической теории, идущей скорее всего от её внутренней противоречивости).
Экономическая база контрреволюции
dubell_dva
В течение 1953-91 гг. способ производства материальной жизни деградировал в сторону сокращения доли социалистического уклада и роста доли несоциалистических, прежде всего мелкотоварного.
Это явилось материальным основанием для деградации пролетарского классового сознания трудящихся в мелкобуржуазное.
В 1991 году СССР некому было защищать: большинство населения - к этому времени мелкобуржуйчики - мы развалили СССР в обмен на ваучеры и прочие кидняки.
taira_koremochi
Какое-то примитивное упрощение.
Мелкотоварное (огородное) производство и капиталистическим не является. И все время существования СССР подавляющая часть продукции производилась вне некоммунистического хозяйства. Кстати, еще при Сталине существовали артели с вполне мелкотоварным производством. Мелкотоварное производство не может играть определяющей роли при господстве индустриальной экономики.
dubell_dva
Если только по этой цитате судить - то наверное.
Во всяком случае не плохая попытка объяснить как и за счет чего буржуазия набирала силу в СССР.
taira_koremochi
Там не буржуазия набирала силу, а потребители, но они и без мелкотоварного производства появлялись. Кстати во многих соц. странах вообще эта часть экономики сохраняла частный характер, что никак социализму не мешало.
dubell_dva
\\Там не буржуазия набирала силу, а потребители\\
А потребители это кто? Ни вот эти ли, о ком писал Ильич - "Наоборот, господствующий ныне оппортунизм воспитывает из рабочей партии отрывающихся от массы представителей лучше оплачиваемых рабочих, "устраивающихся" сносно при капитализме, продающих за чечевичную похлебку свое право первородства"
\\Кстати во многих соц. странах вообще эта часть экономики сохраняла частный характер, что никак социализму не мешало.\\
И где эти соц.страны?
Речь идет как раз о возврате капиталистических отношений в уже социалистическое производство, что и дало толчок росту мелкобуржуазного сознания. А не просто о параллельном существовании двух видов собственности на средства производства.
neosovok
1. Что такое "мелкотоварное производство" по Вашему?
2. Что такое "натуральное хозяйство" по Вашему?
taira_koremochi
Неужели прилагательное "мелкотоварное" имеет какие-то неопределенные трактовки?
neosovok
)) Вы используете термин в рассуждениях - Ваша трактовка этого термина мне неизвестна - поэтому я и спрашиваю.
taira_koremochi
Вы комментарий мой читали? Я привел пример сталинские артели.
neosovok
Именно поэтому и спросил.
Артель - это не мелкотоварное производство.
Мелкотоварное производство - это частная собственность на средства производства (в артели - коллективная) и самоэксплуатация (в артели эксплуатация отсутствует).
Артель - это колхоз, т.е. социалистическое предприятие.
taira_koremochi
\\Артель - это не мелкотоварное производство.\\
А какое? Крупнотоварное?
Скорее кооперативное. В СССР они занимали нишу мелкотоварного производства.
\\Мелкотоварное производство - это частная собственность на средства производства\\
Откуда в СССР частная собственность на средства производства?
Я Вам так скажу не там Вы советскую буржуазию ищите, не там. В СССР были свои пути накопления капиталов никак не связанные с производством.
neosovok
Это все равно, что сказать: "нишу действия закона тяготения занял закон стоимости" - неправильно.
В марксистской политэкономии способ производства определяется не габаритами продукта, или количеством продукта, или еще чем-то, а способом участия производителя в производственных отношениях.
Мелкотоварное производство - это производство при котором собственник средств производства эксплуатирует сам себя (Маркс). Мелкотоварник производит продукт соединяя свою собственную рабочую силу с личными средствами производства.
Мелкотоварник - это мелкий буржуа вот здесь: http://neosovok.livejournal.com/7497.html
Частная собственность - это личная на средства производства, используемые для эксплуатации; в случе с мелкотоварником - для самоэксплуатации.
Личная корова дает молоко для продажи, или автомобиль для такси - это все частная собственность.
Я ищу там.
Бюрократия в сталинском СССР - это не класс.
Воры - это не класс.
Ворующая бюрократия в сталинском СССР - это вообще мизер, намного больше было воров среди небюрократии.
Мелкотоварников в сталинском СССР - большинство населения.
taira_koremochi
Крестьянин с коровой и извозчик буржуи?
neosovok
Да, это называется "мелкобуржуи" - тот, кто сам себя эксплуатирует.
taira_koremochi
Ввиду непреодолимых системных разногласий в понимании действительности я не могу далее корректно с Вами полемизировать.
neosovok
Разногласия не со мной.
Я просто разделяю взгляды классиков марксизма.
Если Вы их не разделяете, то - да, безусловно, хохлосрачь устраивать бессмысленно.
taira_koremochi
Может Вы их и разделяете, но фундаментально не понимаете, иначе бы у Вас крестьяне с коровой и извозчики не могли бы сталь буржуями. По Вашему буржуи существовали еще в традиционную эпоху, а Цезарь хотел устроить буржуазную революцию, раздавая землю легионерам.
neosovok
Кто из нас понимает - это можно узнать из вот этого: http://neosovok.livejournal.com/7497.html - это я уже ранее говорил и по существу вопроса о понимании-непонимании добавить мне нечего.
Про развитие капиталистического способа производства из первобытного коммунизма, про развитие товарного производства из натурального - это к классикам.
Про Цезаря я ничего не говорил.
Что сказали про Цезаря Вы - этого я не понял.
taira_koremochi
Мне неприятно повторяться со столь умным человеком.
Я же уже говорил, что:
"Ввиду непреодолимых системных разногласий в понимании действительности я не могу далее корректно с Вами полемизировать."
Возможно, кто-то из настоящих марксистов укажет нам, что это диалог вульгарных марксистов, на что следует справедливо возразить - значит, теория хреновая, раз позволяет себя вульгаризировать ("самоэксплуатация" так меня вообще убила наповал))
Надо брать пример с таблицы умножения - там всё чётко, вульгарное её применение невозможно потому, что всё прозрачно и "цифра цифру бьёт". Экономическая теория должна быть экономической математикой (пусть и высшей), а не гаданием на кофейной гуще: капиталистично или нет мелкотоварное производство, возможна или нет самоэксплуатация.
ВЫВОДЫ
Мне представляется, что марксизм во многом остался в прошлом и не смог шагнуть в XXI век (да и в XX век, по большому счёту - тоже). Издержки, которые пришлось заплатить нашей стране за то, чтобы социалистические идеи Маркса (выраженные весьма невнятно) восторжествовали в СССР, оказались настолько велики, что привели государство к саморазрушению (под саморазрушением вполне можно понимать гибель государства из-за предательства его элит при молчаливом попустительстве обманутого народа). Произошло это вследствие того, что марксизм сперва оказался неспособен послужить инструментом социального проектирования государства нового, социалистического типа (которое было быстро заражено буржуазными вирусами из-за его "конструктивных" недостатков), а затем проявил себя как теория, которая не смогла ответить на вызовы времени ("холодную войну"). Причины такой слабости марксизма мне видятся в том, что в поле зрения этой теории попадали не все значимые явления действительности. Оставаясь "за бортом" нашего реагирования, они смогли оказывать негативное воздействие и на нашу экономику, и на наше общество (помимо тех сложностей, которые возникали независимо от внешних воздействий из-за внутренних противоречий теории), что привело в коне конов к закономерно печальному итогу. Что могло бы спасти марксизм?
1. Критическое осмысление спорных положений теории Маркса и снятие противоречий путём замены ложных положений истинными (не противоречащим ни реальности, ни другим положениям теории).
2. Изучение (а не только критика) западных экономических и социальных теорий с включением в состав марксизма тех из них, которые помогают адекватно оценить современную действительность и спрогнозировать будущее.
3. Расширение в соответствии с требованиями времени круга вопросов, рассматриваемых марксизмом, и включение в теорию новейших, протестированных достижений теоретической мысли в области геополитики, геоэкономики, политологии, социальной психологии, культурологии, социальной философии, религиоведения (в дополнение к атеизму), конфликтологии и других философских, социально-политических и психологических дисциплин.
Комментарии
Втискивать современность в прокрустово ложе классического марксизма - глупо.
Использовать марксов инструментарий для анализа - вполне.
Комментарий удален модератором
Любой инструмент хорош только тогда, когда он откалиброван, т.е. при измерении показывает истинные величины, а не взятые с потолка. Чего и как можно в современных условиях измерять с помощью марксизма (или в марксистских категориях)?
Анализируя капитализм, Маркс мыслил категориями денег (прибыли). Его капиталисты не были политиками. Нынешний капитализм олигархичен, т.к. владельцы крупных состояний более могущественны, чем президенты, а бюджеты их корпораций больше бюджетов стран, в которых они осуществляют свою деятельность. Их деятельность из чисто экономической трансформировалась в политическую (как правило, закулисную, в т.ч. разведывательно-диверсионную - типа устройства "арабской весны") . Борьба за рынки перестала быть центральным мотивом конкуренции, на повестку дня выходит борьба за ресурсы, и с этим связаны главные угрозы России в будущем. Сможет ли нам в этой ситуации помочь марксизм, и если сможет - то чем? Вот в чём вопрос...
Прав он был? Да. Ибо сейчас НЕ социальных государств нет.
Не прав он был? Да. Ибо мир обошелся и без его методов построения этой самой системы.
Все, что угодно можно измерять. Берешь тезис о классах, заменяешь "класс" термином "большая социальная группа" и дальше по накатанному. :-) Но это совсем не означает, что этот инструментарий является наилучшим. Однако чем больше точек зрения на предмет - тем объективней знание о нем.
Со вторым абзацем не согласен. Что, нынешний капитализм не оперирует деньгами (прибылью)? Оперирует. А раз так, то можно его изучать и с позиций Маркса. Политика - это дополнительный, а не заменяющий фактор. А формы реализации политики - это уже второстепенные детали.
Чем отличается борьба за рынки от борьбы за ресурсы? Ничем. Объекты разные - методы одни и те же.
Марксизм, как таковой, ничем России помочь не в состоянии. Это я думаю, заблуждение. Мир стал по порядки сложнее, поэтому простые методы не годятся, хотя они и эффективны сами по себе.
Борьба за рынки не прекращалась и идет полным ходом. Что такое "рост прибыли естественным путем"? Не совсем понятно. Я бы сформулировал это по-другому. Существующая ныне экономическая модель есть экономика ссудного процента и, в силу этого, неограниченной экспансии - рост прибыли, рост продаж, рост рынка и т.д. Но все эти "росты" ограничены - количеством населения, покупательной способностью, земным шаром, наконец. Оттого экспансия уходит в "виртуал" - фондовые и валютные биржи, информационные ресурсы, создание новых рынков для ненужных товаров - вроде лекарств от несуществующих болезней или брэндов исключительно для понтов. Но этот виртуал ограничен "золотым миллиардом" и не касается большей части человечества, которое находится на индустриальной и даже доиндустриальной ступени развития.
Руководители государств вообще не используют ту или иную идеологию как инструмент. У них есть глобальные цели, под которые формируются стратегии и подбирается конкретный инструментарий.
Я думаю, что вы не совсем адекватно (в хорошем смысле) воспринимаете марксизм и прикладываете его к нынешним реалиям слишком буквально - типа, панацея или нет.
Попытки сделать марксизм снова актуальным порождены системным кризисом нынешней модели мировой экономики, который спровоцировал как рост левых настроений, так и правых.
И вот в этой ситуации можно завалить Хуссейна или Каддафи, получить бесплатный доступ к их нефти, получить конкурентные преимущества и выпустить новые варианты новейших моделей с большим функционалом и с меньшей ценой. "Диктаторов" в гроб, прибыль в карман.
Экономика реальных потребностей и выдуманно-навязанных потребностей Вами описана в общем верно. Хотя не стоит преувеличивать объём рынка брендов исключительно для понтов. Если появится "понтовый" телефон - старный будет продан, новый куплен. Так же и автомобиль, и хлебопечка и всё, что угодно. Если мне не нужно две кофеварочные машины или два автомобиля - я не буду покупать второй, не имея намерений и возможностей продать первый. Так?
Впрочем, все остальные экономики тоже лишь условно экономии, т.к. у них у всех навалом активов, номинированных в давно уже сдохших американских долларах.
Я не делаю попыток сделать марксизм панацеей. Я бы был больше рад, если бы он был отправлен на свалку истории хотя бы из за того, что из-за него погибло много-много моих соотечественников.
Перешить старый костюм для другого человека дольше и дороже, чем сшить новый. Но, возможно, в старом костюме окажутся прекрасные пуговицы в прекрасном состоянии - так зачем же их выкидывать, правильнее их перешить на новый костюм. Вот я и пытаюсь понять, какие пуговицы из марксизма можно и нужно сохранить, а с чем следует бестрепетно расстаться.
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Нет смысла обсуждать глобальные вещи, если есть непонятка в понимании этих вещей.
2. Насчет "брэндов" поинтересуйтесь сами. Это обороты в миллиарды долларов.
3. Суть не в том, что вы будете покупать второй гаджет, а в том, что вы будете покупать новый гаджет. То есть вы зомбированы.
То, что происходит в США - это их личное дело. Мы имеем дело с последствиями.
Ваши рассуждения о нынешних экономиках не имеют никакого отношения к марксизму, как таковому. Ну и в чем тогда смысл заявленной вами темы?
Слово "социум" -- значит общество. Социальное или, как у нас, социалистическое государство, есть государство, где распределение собранных налогов происходит исходя из нужд общества. И распределяется собранием доверенных лиц этого общества, т.е. парламентом или в нашем случае Думой!
О людях которые должны работать не за копейки, а за достойную оплату труда, установленную законодательно, то, что у нас называется МРОТ.
Об оставшихся без работы и наконец о людях с возрастом или по другим причинам потерявшим способность к труду -- инвалидам.
Выплачивая им из бюджета содержание.
Вот комплекс подобных мер, во времена Маркса во многих государствах, не существовавший и есть то что сейчас само - собой разумеется и называется социальным государством. О нем Маркс и писал.
Если интересно, я его чуть выше и описал.
Социальным государство сделала гибкость капитализма, то есть естественного хода вещей. То есть стало выгоднее платить слабым, чем восстанавливать страну после революции. Научную основу разработали Кенси и Нэш.
И при всех "измах" экономистами" состоят глазьевы, которые только и могут, что озвучивать потаенные мысли Вождя.
Во времена Ленина 80% России жило в деревнях -- это был другой мир и другая психология у людей.
К 50м годам XX века положение меняется с точностью до наоборот, 70% населения любого государства рабочие. А это уже ДРУГАЯ психология. И выборные политики ВЫНУЖДЕНЫ под нее подстраиваться.
Сила догматической идеологии в том, что она всегда поддерживает того правителя, который существует на данный момент. И именно эта поддержка всегда оказывается вредной стране.
А потом, когда власть заменена - стоит ли новой, народной власти отдавать предпочтение марксизму как основному рабочему инструмента анализа ситуации в стране и прогнозирования будущего? Не страшно вновь прошляпить заговор и получить очередную реставрацию олигархического капитализма? И если строить после победы - то что? Социализм по Марксу-Ленину? Или что-то более эффективное? Или что-то более гуманное?
Во-первых, Маркс и его теория признан как ученый-классик философии, экономики, социологии.
Во-вторых, в многотомный труд по мировой экономики, выпущенный в начале 200-х годов, включены работы Маркса, Ленина, Сталина. Нравится нам они или нет, но их труды признаны как научно обоснованные и имеющие теоретическое и эмпирическое значение.
В-третьих, никто еще не отменил закона прибавочной стоимости, закона эксплуатации, закона формационного развития и т.д.
В-четвертых, мы очень хотим, чтобы при нашей жизни на земле воцарил рай. Но современный человек не совершенен в силу своей еще биосоциальной не развитости. Мы, исторически с т.зр. социального развития, еще находимся в состоянии синдрома "Маугли", т.е. мы еще не вошли в период социальности.
Современный Homo-sapiens еще не выделился из многоветвия Homo- erektusa. Просто современный человек не хочет себе в этом признаться, но мы стоим на самой нишей ступени социального развития!
Следов-но, после победы надо строить то, что будет являться АНТИПОДОМ Капитализма, т.е.,все, что характерно для нынешней общественной формации, должно быть не характерно для новой.
И для этого необходимо будет совершить три действа - деклассацию, декриминализацию и деполитизацию.
В моей библиотечке имеется томик Ленина "о рабочем классе", где он главным образом пишет не о рабочем классе а о политике, которой по моему твердому убеждению и согласно означенной теории при Социализме быть не должно!!!
При Социализме она уместно и необходима лишь в международных отношениях.
А если мы будем заморачиваться помимо политики еще и философией, то "светлое будущее" так и не приблизим.
Во-вторых, факт включения именно Маркса в "многотомный труд по мировой экономике" не означает автоматически того, что "учение Маркса истинно, потому что оно верно". Задумайтесь, для Вас, к примеру, много значит награда, вручённая гауляйтером полицаю, способствовавшему уничтожению партизанского отряда? Может он на этом основании претендовать на льготы как участник ВОВ?
Вы же сами изначально поставили верный вопрос - что можно полезного извлечь из марксизма по отношению к текущему моменту. А теперь вдруг съехали на голое отрицание.
Вы бы определили свою позицию в данном споре.
По поводу того, что именно можно извлечь полезного из марксизма сегодня, я ответа не имею, т.к. марксизм знаю плохо (сколько раз ни пытался понять, был выталкиваем им вовне - он представляется мне неоправданно усложнённым).
Иногда мне кажется, что надо просто абстрагироваться от марксизма и изучить экономическую историю социализма - как всё было в СССР и других соцстранах по части экономики, причём не только с точки зрения цифр, но и отдельных человеческих судеб, потому что любое государство - это люди, и центральная фигура любой истории - это человек (ну, кроме, может быть, истории землетрясений, наводнений и других стихийных бедствий, хотя и там найдётся место и человеческим жертвам, и человеческому подвигу). Знаю, что мой дед был скорняком, имел свой бизнес (видимо, во время НЭПа), но потом лавочку прикрыли и он всю жизнь вспоминал коммунистов недобрым словом. Жаль, я был маленький и побоялся расспрашивать его. Ещё и из-за послевоенных добровольно-принудительных займов тоже бухтел.
Вот если из такой мозаики составить представление об экономических достижениях и проблемах социализма, то, мне кажется, можно будет вывести более умную, тонкую, грамотную теорию, нежели марксизм, который мыслил схоластическими категориями, не учитывая реальных людей. Мотивация людей работать - не только зарплата, не только прибыль. Подозреваю, что и капиталист в редких случаях мотивирован не одной только прибылью (вспоминается Ричард Гир из фильма "Красотка", когда он решил строить корабли, на "пилить" верфи).
А вот что может быть полезно у Маркса - это теория коммунизма и посткоммунизма (положительного гуманизма), которое выражено Марксом удивительно коряво и косноязычно: "...Мы даже коммунизм называем ... еще не истинным, начинающим с самого себя положением, а только таким, которое начинает с частной собственности". "...Коммунизм – гуманизм, опосредованный с самим собой путем снятия частной собственности.
Вопреки мнению большинства, я не считаю коммунизм утопией, хотя не вижу его обязательно бесклассовым обществом равных прав и возможностей. Когда Маркс это придумывал, вдохновлённый действительно утопичным лозунгом Французской революции "Свобода. Равенство. Братство", он не думал, что не всем людям нужна свобода (читай: ответственность), не всем по душе равенство (равенство прав предполагает равенство обязанностей, и если те или иные права не востребованы - например, человек не собирается становиться президентом, кандидатом искусствоведения или дачником-садоводом-огородником - то зачем ему из-за этого тянуть груз тех же обязанностей, что и людям, заинтересованным в большем количестве предоставляемых обществом возможностей?). Аналогично с братством - навалом людей, неприятны на физиологическом уровне - зачем же с ними брататься, если я при встрече скорее перейдёшь на другую сторону улицы, чем поздороваешься?
А с социализмом (и, думаю, капитализмом) надо разбираться хоть и не без помощи Маркса и Ленина, но привлекая обязательно и Сталина, и многих-многих других экономистов, философов, социологов, политологов, социальных и даже семейных и детских психологов. Задача стоит простая по формулировке и сложная (но реальная) по существу: разработать такую модель социалистического общества, которая бы отвечала истинным, глубинным народным интересам, имела бы гуманистическую направленность и являлась более привлекательной для большинства населения капиталистических стран, чем капиталистическая модель. Естественно, эта модель должна учитывать народ не как единую массу с одинаковыми запросами и потребностями, а как совокупность индивидуальностей. Марксизм в этом отношении грубый инструмент, т.к. оперирует огромными классами и "прослойками" "пролетариев", "крестьянства", "интеллигенции", что не позволяет выстроить гибкую структуру.
2. Марксизм не является панацеей (я об этом уже писал). Поэтому не стоит абсолютизировать.
3. В чем суть вашей проблемы с марксизмом? Исходя из этого можно двигаться дальше.
4. СССР и марксизм - разные вещи.
5. Наличие репрессированных и обиженных родственников - это скорее минус. Что негативно влияет на адекватность восприятия.
Прекратить плестись в кильватере за Фауной, копируя ее систему, разделившись на классы - это вульгарно???.
Прекратить заниматься политической болтовней и заняться делом - это вульгарно???
Ну Вы заговорились окончательно и бесповоротно в своем филосовском бреду.
В свое время я изучал "капитал" и кое что осталось в голове, хотя я по професси инженер-электрик.
Очень запомнил, что такое себистоимость товара и розничная цена.
Мне очень непонятно, как складывается розничная цена на товар сейчас.
Например, картошка, морковь и свекла продается выше по цене, чем бананы или лимоны и это в знойной Сибири....., да и с тряпками, бытовой техникой, тоже непонятки.
Хотя К. Маркс эту тему четко расписал.....
Бем-Баверк полагал, что цена — субъективная стоимость, которая опирается лишь на желания покупателей, а никак не зависит от издержек на производство этого товара. Также он полагал, что предмет ценен лишь тогда, когда является полезным и редким (например, соль в тех местах, где ее нет в свободном доступе, а лишь привозят изредка торговцы.). Процесс приобретения товаром ценности можно разбить на два этапа: сначала появляется необходимость приобрести товар, а затем его становится мало, возникает ажиотаж с возможным повышением цены, если рассматривать тот же пример с солью. Таким образом, посредством спроса и предложения на рынке создается усредненная цена (Экономические воззрения австрийца).
Конечно, цена товара зависит от спроса и предложения. Это очевидно.
И, когда, жрать нечего, то булка хлеба может стоить очень дорого, как и глоток воды.
Это жизненно - важные предметы,
Да это не моя тема. Удачи Вам.
Странные вы вещи пишете, однако. Увы, создается впечатление, что вы замутили это сообщество в целях пропаганды, а не для того, чтобы разобраться.
А про пропаганду Вы погорячились, Андрей...
Я не погорячился. Я написал, что это так выглядит.
2. Нельзя рассматривать марксизм в эмпирическом измерение того времени с позиции современной практики. Вы начинаете подгонять нашу действительность к тому времени причем только почему по экономическим признакам, не учитывая социальные особенности и того и этого времени. Кстати статья вообще исключила из анализа социальность, ограничившись экономикой (и то поверхностно) и социальной психологией (и то не понять, что автор имеет виду под этим понятием).
3. "Критика" (если вообще так можно сказать по тону статьи) "советского марксизма" как раз построена на тех позициях, от которых автор как бы пытается в преамбуле отойти.
4. Марксистская теория формационного развития и Ленинская - "империализм как высшая стадия развития капитализма" доказали в полном объеме свою состоятельность. Чего только стоит глобальный финансовый кризис, который нзафиксирован в 2008 г. Не даром Саркози в сентября 2008 года выступая на Совете Безопасности Европы сказал: это не только финансовый кризис (читайте Ленина) - это кризис капитализма.
2. Как понимать фразу "рассмотрение марксизма в эмпирическом измерении того времени с позиции современной практики"? Вы сами хоть поняли, что написали?
3. Докажите этот тезис. Мне он представляется ошибочным.
4. Если я ничего не путаю, в мире не осталось ни одной империи и все бывшие колонии ныне независимые государства. Четыре империи распались в результате 1МВ (Османская, Австро-Венгерская, Священная Римская Империя немецкого народа и Российская), в результате 2МВ получили независимость английские и французские колонии. О каком империализме Вы говорите вместе с Саркози? На повестке дня уже давно глобализм и глобальная экономика, и чтобы понять причины её кризиса, достаточно в изучении политэкономии остановиться на Адаме Смите. Ну, или послушать любое выступление главного мирового эксперта по экономике Михаила Хазина, в котором он рассказывает о причинах этого кризиса. Иногда он упоминает в своих пояснениях о Марксе, но о Ленине - никогда. А в экономике он понимает явно больше Саркози.
2. "Капитал" является самой читаемой книгой в мире, даже библию меньше читают.
3. По итогам некоторых опросов Маркс является "человеком тысячелетия", то есть самым гениальным.
2. Ложь. Наглая, беззастенчивая, циничная. Бред. Даже спорить не буду. Это http://otvet.mail.ru/question/16779921 не доказательство, а лишь информация к размышлению.
3. А вот в этом с Вами можно согласиться. Благодаря его "учению" гордые непокорные русские наконец-то оказались на дорожке, ведущей на задворки цивилизации - с убитой экономикой, отсутствием финансового суверенитета, с беспринципными продажными ворюгами во главе, с вымирающим коренным населением, выкачивающим свои недра на потребу всему остальному миру. За это можно памятник Марксу отлить из чистого золота. Действительно гений.
А про Китай я вообще молчу. Своими товарами Китай завалил весь мир. Приезжаешь в Канаду - а там в магазинах сплошной Китай.
Ну а Россия без социализма превратилась в жалкий сырьевой придаток, в том числе и Китая.
Цены рухнут на энергоносители - рухнет и дутое капиталистическое благосостояние.
Кстати, а почему это именно с капитализмом в России, на Украине, в Прибалтике началось вымирание населения? Причём вымирание покруче, чем Вторая мировая война?
Капитализм для России смертелен.
Ещё раз прошу и вас, и всех остальных придерживаться темы "Устарел ли марксизм?".
Для начала, "Маркс - коммунист", "Маркс-экономист" и "Маркс-философ" - совершенно разные фигуры и не следует смешивать их в одну кучу.
1. Не было никакой страны "победившего марксизма". Это чисто пропагандистская выдумка, причем используемая антагонистами. :-)
2. Не буду спорить насчет "самой читаемой", но "Капитал" действительно основательно штудировался не только марксистами, но и капиталистами, которые использовали его в практических целях.
3. Нет никакой причинно-следственной связи между нынешним состоянием РФ и учением Маркса (кстати, каким именно учением?). Это вы сильно фантазируете.
1. Разве СССР создавался и жил вразрез с марксизмом? Обоснуйте, плиз.
2. Вопрос в том, кого Вы прячете за словом "марксисты". Если это кафедра в институте марксизма-ленинизма, которая регулярно выпускает книги о марксизме, не утруждая себя приведением теории в актуальное состояние, а также критику буржуазных теорий, не пытаясь вычленить оттуда разумные доводы - это одно. На хрен такие марксисты нужны, шли бы они лесом, нахлебники. Если Вы имеете в виду правительственных аналитиков и руководителей государства - это другое. Только, сдаётся мне, не припадали практические политики к Марксу... и, возможно, были правы.
3. Нынешнее состояние РФ - следствие убийства и разграбления СССР, который строился по марксистским лекалам (политико-экономическое учение у Маркса, насколько мне известно, одно - поэтапное построение коммунизма с диктатурой пролетариата минимум на первом этапе). В чём здесь мои фантазии?
Комментарий удален модератором
2. СССР не имеет никакого отношения к учению Маркса. Кроме краткого периода военного коммунизма 20-х годов. Сталин, по факту, стал воссоздавать Российскую Империю.
3. Марксисты - это те, кто изучает и использует теорию Маркса. Мне эти люди неизвестны, кроме лилипутских партий, вроде РКРП.
4. Нынешнее состояние РФ - это следствие предательской политики Горбачева, Ельцина, Гайдара и прочих Чубайсов. При полной поддержке кухонной советской интеллигенции.
5. СССР не строился по марксистским лекалам. Это очевидно любому вменяемому и образованному человеку.
Вот и получается, что ваши рассуждения основаны на пропагандонских фантазиях.
А нынешние, за счет виртуальных финансовых транзакций, "игры на бирже".
Результат: быстрое перетекание и сосредоточение капитала у небольшой кучки сверхбогачей, "ненужность" производства и перманентный кризис, обнищание масс, стремительный рост безработицы.
Загнивание подошло к завершающей стадии: трудящиеся для нынешнего капиталиста не нужны даже в качестве эксплуатируемого элемента.
И ФРС - не причина спекуляций. А лишь один из инструментов.
Комментарий удален модератором
Здесь он не по теме (оффтоп) и будет удалён.
в любом случае пока сюда не придёт Михаил Белоногов..
затевать полемику тут не вижу смысла..
пригласите его-он вам всё по косточкам разберет- на данный момент-это самый продвинутый марксист..и вообще большая голова.рада бы сослаться на других, но увы и ах-их я не знаю..но буду рада ознакомиться с их трудами.
в МП он тоже есть..но есть ли у него время участвовать в этой полемике не знаю..
у него есть свой ресурс
http://kommunika.ru/
кстати критика работ Вышеславцева на этом ресурсе тоже была.
в остальном,как любой научный метод анализа -марксизм требует сначала его освоения, а потом уже освоив его , можно критиковать недочёты этого метода..
пока толковой не то , что критики марксизма не видно, но даже тех, кто достаточно владеет этим методом- не густо..
Вот смотрите. Специальная теория относительности. Людей, которые её понимают - тысячные, если не миллионные доли процента. Или доказательство теоремы Пуанкаре. Ну и хрен с ними! От них государству ни жарко, ни холодно - это по ведомству науки проходит. А вот политико-экономическое учение, являющееся основой государственной идеологии, которое, во-первых, не может быть истолковано однозначно (из-за чего возникают большевики-меньшевики, троцкисты-уклонисты и т.п.), и во-вторых, не может быть понятно любому управленцу - это НОНСЕНС! Теория должна быть чем? Фонарём! Фонарём, который высвечивает во мраке незнания и неизвестности единственно верный путь. Отряд из девяти пионеров перевёл через дорогу двадцать семь старушек. Сколько старушек в среднем перевёл каждый пионер? Включаем волшебный фонарь Знания. 27:9=3. Ответ - три старушки. Всё. Таблица умножения - нормальная, работающая теория, дающая единственно верный ответ.
----
"В чем же состоит специфически коммунистический способ деятельности, какова специфическая природа средств труда и предметов труда, определяющая общую сущность всех коммунистических способов производства?
Предметом труда в каждом из них является определенный тип, исторически возникший слой отчужденных производственных отношений; способ деятельности состоит в присвоении этих производственных отношений, в превращении их в общественную производительную силу, в снятии тем самым слоя отчуждения; средством труда являются специальные средства проектирования, создания и поддержания общественного контроля за сложными комплексами производственных отношений". (Платонов "После коммунизма")
Кто-нибудь что-нибудь понял?
А вот классика жанра - "Немецкая идеология" от отцов-основателей.
"...производительные силы выступают как нечто совершенно независимое и оторванное от индивидов, как особый мир наряду с индивидами; причиной этому – то, что индивиды, силами которых они являются, раздроблены и противостоят друг другу, между тем, как эти силы, со своей стороны, становятся действительными силами лишь
То, что производительные силы "приняли как бы вещную форму" означает, что они противостоят индивидам в качестве господствующих над ними производственных отношений: "...Вещное отношение зависимости – это не что иное, как общественные отношения, самостоятельно противостоящие по видимости независимым индивидам, т.е. их производственные отношения друг с другом, ставшие самостоятельными по отношению к ним самим..."
Таким образом, уничтожение частной собственности состоит в овладении всей совокупностью господствующих над индивидами производственных отношений, а тем самым – в присвоении отчужденных в этой вещной форме общественных производительных сил объединившимися индивидами.
"Это закрепление социальной деятельности, это консолидирование нашего собственного продукта в какую-то вещную силу,
"...С коммунистическим регулированием производства, устраняющим ту отчужденность, с которой люди относятся к своему собственному продукту, исчезает также и господство отношения спроса и предложения, и люди снова подчиняют своей власти обмен, производство, способ своих взаимных отношений..."
-----
Вот это - марксизм! Как ТАКОЕ может быть руководством к действию??? Вы никогда не задумывались, почему Сталин не ограничивал круг своего чтения лишь классиками марксизма-ленинизма, а читал, например, Макиавелли и многих-многих других немарксистских теоретиков? Потому, что будучи у руля огромного государства, понял - что на одном марксизме далеко не уедешь и социализм не построишь. Он не воспринимал марксизм как теорию, достаточную для выживания и процветания СССР. За несколько дней до смерти из его уст прозвучало пророческое предупреждение (он обращался к новому партийному функционеру): “Вы вошли в Президиум ЦК. Ваша задача – оживить теоретическую работу в партии, дать анализ новых процессов и явлений в стране и мире. Без теории нам смерть, смерть, смерть!” http://stalinism.ru/stalin-i-gosudarstvo/bez-teorii-nam-smert-smert-smert.html
«Каждый день возноси хвалы своим богам за то, что русских парализовало идиотское учение, — писал в 80-е годы Тадеуш Конвицкий (Tadeusz Konwicki). — Благодарите небеса за то, что их искусство пропитано графоманией, что их мозги наполнены обрывками мыслей каких-то идеалистов XIX века. Вообразите себе свободную, демократическую Россию с капиталистической экономикой: такая России за несколько лет создаст гениальное искусство, которое бросит весь мир на колени. Такая Россия действительно обгонит по промышленности Америку, а нас она засосет как пылесос муху. Она поглотит нас на правах культурного превосходства - без танков, без изменников, без ссылок в Сибирь».
Начало - впечатляет, а вот продолжение - как пук в лужу. Русские без коммунистов, при дерьмократах и капиталистах вообще всё просрали - и промышленность, и науку, и образование, и медицину. Зато стали едва ли не первые в мире по количеству миллиардеров. Но не об этом речь. Я привёл эту цитату из-за её зачина, в котором идёт речь о марксизме.
Об авторе цитаты - http://ru.wikipedia.org/wiki/%CA%EE%ED%E2%E8%F6%EA%E8%E9,_%D2%E0%E4%E5%F3%F8
Мне кажется, что вы несколько односторонне понимаете роль и место теории в практике. Чисто механистически.
видимо много..!
вам важно все посчитать..только всё посчитать..мало того вы даже знаете как это делать..хотите знать.
так вот-первочеловек-это был по сути первый коммунист-и когда он брал первую палку в руку, и когда он учил первого своего ученика, как делать эту палку и показывал, как доставать банан- его меньше всего интересовало, сколько старушек в будущем переведут будущие коммунисты..но делал он это всё в соответствии и на основе марксизма.
хотя не было Маркса, и метода диалектического анализа тоже не было..
но первочеловек учил таки, как доставать бананы палкой..и как делать эту чертову палку.
но большинство-не пожелало делать эту чертову палку..и решило, что нужно продолжать и дальше драться за свой банан- у большинство было уверенно в том, что оно перестанет быть гордым обезьяньим народом , если не будет продолжать борьбу за свой банан.
каждый себе берёт то руководство к действию,куда и к чему он стремиться- если к будущему-это одно, остаться в прошлом и пользоваться проверенным-это намного проще..но это в прошлом и прошлое..уходящее..регрессивное.
я могу из каждой эпохи приводить подобные примеры выбора прогрессивного и уходящего, регрессивного..
следом были изобретатели колеса..потом пророки, которые прикидывались таковыми, хотя просто как раз владели тем самым методом диалектического анализа, просто они еще не знали, что он называется марксизмом, и что его основу опишет Гегель- до мозга костей материалист..а не идеалист..но есть болваны, которые ссылаются на то, что Гегель употребляет слова абсолют- и потому он идеалист..
пророки выходя из своих пещер- где они сушили годами мозги и приходили к своим выводам анализа-взывали к народу-Познайте!
а попы кричали-Уверуйте!
вы желаете быть попом?..и оставите всех в прошлом
а коммунисты хотят всех тянуть
и им наплевать, сколько старушек они перетянут из прошлого в будущее..даже если чуть- чуть -уже хорошо, тогда те старушки расскажут будущему- что у того будущего было таки прошлое, и то что диалектический метод анализа существует не относительно названия и его описания, а относительно понимания и применения..хоть марксизмом его назови, хоть пофигизмом..но принципы этого анализа останутся одними-это расширение, практически упразднение времени и пространства-понимаете это хотя бы?
ничего не нужно считать..ни удавов..ни в попугаях, ни в старушках..ни-че-го.
потому что счет -это такая же условность, как и речь..
основа диалектики-это формирование условий..и в каких попугаях вы будете объяснять эти условия, верующим из будущего-это неважно, важно одно- чтобы вас поняли, и чтобы прогресс шел-таки..и чтобы опять кто-то пытался сделать палку еще лучше, чтобы достать себе еду, а не долбить головы своим собратьям, и чтобы кто-то научил других делать тоже палку, которая достает еду,а не сидит и жрет свой гнилой банан,царем горы трупов своих конкурентов.
материя основана на действии, она исходит из принципа действия, из принципа нарушения равновесия, потому она и действует, стремясь опять к своему абсолюту, к своей гармонии, к своему равновесию, к своему абсолютному покою, к своему абсолюту- любая материя, живая и неживая..и будьте уверены- руководство к действию у любой материи всегда есть-объективное руководство, для формирования объективной реальности, объективными действиями..любая материя стремиться к своему абсолюту объективно и автоматически.
человек обладает своим стремлением к абсолюту,своей бесконечностью- бесконечностью мышления- и именно эта бесконечность стремиться к своему абсолюту к своему равновесию в своей абсолютной конечности материи.
т.е. полипу на дне корабля полагается множиться и прорастать в днище корабля, будучи зажатым в свою раковину своего материального абсолюта- суть полипа..его природная суть, в своей природной сущностной бесконечности стремиться к своему абсолютному покою и равновесию разнообразия видов и их видоизменчивости.
а человеку полагается мыслить-это его руководство к действию, и чем объективнее это будет,тем человечнее,тем ближе
Только к чему столько текста? Где доказательства того, что Маркс прогрессивен больше, чем авторы бесчисленных утопических произведений?
Где доказательства того, что Маркс достаточен и безошибочен? Сколько можно делать из Маркса икону? Да, молодец, определённые заслуги есть, не отрицаем. Но если смысл искать в марксизме ответы на те вопросы, которые возникли лишь недавно и которые возникнут лишь в будущем? Оракул ли Маркс, умерший 130 лет назад?
Мне вся эта ситуация напоминает первоклашкинские палочки, по которым мелкие учатся считать. Постепенно навык автоматизируется, и вот уже 5+3-7 с лёту выполняется в уме... но учительница всё равно требует, чтобы достали палочки, разложили по кучкам, кучки соединили, посчитали и т.д. Вот уже детки выросли, в параллельных классах уже берут интегралы, а у этой училки дылды всё перекладывают палочки. И ведь решение-то каждый раз оказывается правильным - не придерёшься!
Есть такая интересная книжка, называется "Капитал-2008" С.О. Хохлова (http://samlib.ru/h/hohlow_s_o/das_kapital.shtml ). Позвольте обширную цитату:
Сейчас на дворе иные проблемы. Тела оказались накормлены, пришло время подумать о душах. Старый "Капитал" выполнил свою миссию, настала пора подумать о новом. Новое время - новый "Капитал".
Перед обществом стоят проблемы, которые надо решать. Для этого их надо осознать, их надо сформулировать.
Вот поэтому речь идет о новой "капитализации" общества. О потребности в появлении нового "Капитала". Более того - о долге интеллектуалов выдавать на гора новый "Капитал" периодически - согласно потребностям каждой новой эпохи.
Перед вами попытка такой новой капитализации.
Какова цель этой книги?
Представить проект нового общества, которое будет более человечным.
Для этого необходимо дать людям возможность глубины, а обществу - настоящую культуру.
С помощью чего это возможно?
Для этого предполагается использовать науку.
---
Конец цитаты.
Сколько уже можно цепляться за Маркса, как за мамкину юбку? Пора двигаться вперёд! Но неправильно зачеркивать абсолютно всё из прошлого. Я пытаюсь понять, что в Марксе не устарело, что можно и нужно взять в день сегодняшний. После почти суток обсуждения ясности не появилось. Неужели ни у кого тоже нет в голове ясности????
можете человечеству дать для этого другой метод, чтобы человек мог мыслить и стремиться к своей гармонии автоматически, как любая материя- дайте!
не можете- пока только марксизм..придет время придумают что-нибудь получше..получше руководство к действию-называемое мышлением.
в будущее к прогрессу никогда и никто не идет толпой..и ни одна материя не развивается толпой..
первым всегда трудно, первые настолько в разряженной среде- где позади , как за стеклом остается толпа, но первые прокладывают путь в будущее,куда будут входить остальные гуськом- и опять там создавать толпу, загружая это будущее, которое будет становиться настоящим, а потом прошлым..
первые, только по наитию знают- что где-то там есть еще такие же как они, где-то далеко,но они есть..это как в пустыне- можно идти несколько дней- не увидев никого, но точно зная, что по пустыне еще идут целые караваны.но в пустыня-это не условия для жизни, а коммунисты прорубают будущее..в условия для жизни.в формирования этих условий.
потому и древние пророки сидеть могли в пустыне или нет, но по сути они были пустынниками.
а с чего вы взяли, что вам тут кто-то будет что-то доказывать..вам нужны доказательства?
ищите сами..кому нужны- ищут доказательства сами, кому не нужны- не стоит ничего доказывать- те следуют простым путем- идут покупать жене сапоги.
далее- Капитал..
Капитал-это труд Маркса- который действительно является краеугольным камнем-марксизм руководство к действию, а Капитал- краеугольный камень.
и не забывайте как на самом деле называется этот труд"Критика политэкономии"-этим трудом Маркс на практики показывает, КАК нужно пользоваться его методом анализа-т.е. можно взять практически любой исторический период, провести его через всё историческое развитие человечества- в итоге получится вот такой толстенный труд анализа этого период.
не удивительно то, что Маркс анализировал именно политэкономию и именно своего периода
любой поступил бы также сообразно своему времени и своим знаниям- в качестве примера применения своего метода анализа.
но это не основа марксизма
так зачем нужен новый Капитал ?..целеполагание этого действа?
у новых капиталистов есть что критиковать?
у них есть эквивалент стоимости, у них есть стоимость, у них есть универсальный общий посредник, выражающий этот эквивалент стоимости в виде денег?
назовите- покритикуем и всю политэкономию..вместе
Либерал из интересов системы Капитала, который- как объективная сущность, превращая всё отчужденное этой системой в свою суть- в Условности.
именно по этой причине я и спрашивала о целеполагании написания нового Капитала.
нет никакого нового Общество- не много разных обществ..
есть одно единственное Общество-Человеческое Общество- как материальный объект с его само воспроизводящейся сущностью-сутью Разума, формой коей является Человек.
Что оправдывает разработку и существование той или иной теории? То, что с её помощью можно добиться требуемого РЕЗУЛЬТАТА. Теория - это, по сути, ноу-хау. Представьте как женщина - перед вами куча продуктов, вы отбираете некоторые из них и готовите витаминный салат, вкусный суп, аппетитное жаркое, компот и печенюшки на десерт. Почему у Вас всё получается? Потому что Вы вооружены теорией - т.е. знаниями "что произойдёт, если взять то-то и то-то, порезать так-то и так-то, столько-то посолить-поперчить и столько-то потушить". Теория даёт вам модель, алгоритмы Вашего поведения на кухне, результатом применения теории будет благодарность мужа за вкусный обед, Ваше чувство довольства собой, мир в семье и нежный секс. Что дал марксизм? Чуваки, делайте так и так - и будет ништяк! Что, страну просрали? Ну, извините, это вы сами, я ничего такого не писал. Если переводить в кулинарные категории, марксизм не распишет вам каких и сколько продуктов надо взять, а просто
Меня удивляет, почему марксисты все как один твердолобые ребята, которые не хотят признавать, что облажались уже со своим марксизмом не раз, что это очень узконаправленный, локальный инструмент, который нельзя использовать как глобальное средство решения судеб стран и народов, как невозможно одной и той же таблеткой вылечить мигрень, насморк и геморрой! Пока марксисты будут думать, есть ли у новых капиталистов эквивалент стоимости, есть ли стоимость, есть ли универсальный общий посредник, выражающий этот эквивалент стоимости в виде денег, капиталисты напечатают ещё пару триллионов зелени. Не мы заказываем музыку на этом празднике жизни! Нам нужна теория, как выжить, как уберечь страну от нового предательства и нового развала, от взрыва пресловутой миграционной мины, от новых техногенных катастроф масштаба СШГЭС, как не дать духу золотого тельца и индивидуализма окончательно пожрать души наших детей.
т.е. они функциональны- пока Общество признает значимость госсистемость..необходимость для себя..
если у Общества нужда в госсистеме отпадает- то отпадает и нужда в таком аппарате, а люди остаются только людьми..никто не рождается ни военным ни студентом не бухгалтером, но все рождаются частью общества..
и потом находятся в той или иной парадигме бытия и сознания..
потому иллюзорна скорее ваша точка зрения..это в вашей парадигме бытия и сознания- даже не форма- т.е. не скорлупа, и даже не фантик, а просто название на нем- важнее сути.
вам в книжке напишут то, что историю 21 века будут делать какие-нибудь чубрики бубурики- вам даже расскажут как они это будут делать- вы и поведетесь на это, даже не усомнившись в том, что чубрики бубрики сами по себе не существуют- они тоже должны основываться на какой-то сущностной основе.
может вам не к чему вообще марксизмом себе голову морочить..просто пойти и купить жене сапоги- и всем счастье!
Вы постулируете, что теория должна тут же решить все проблемы практики. Так не бывает.
марксизм-это и есть алгоритм анализа сформированных условий..
вы хотите, чтобы еще за вас и придумали, что вам делать на основании этого анализа..а кушать тоже будут те кто думать будет?
чуваки делайте так и так-это управление людьми- или эксплуатация людей,так как каждый человек всегда должен быть не ограничен в праве свободного выбора- сообразно его мышлению, управление ограничивает такой выбор, мало того один человек ограничивает другого- на чем основан общественный антагонизм.
человек должен управлять процессом, а не людьми, каждый человек лишь имеет право выбирать свободно..ваш процесс он выбирает и участие в нем, или другого,или вообще свой начинает мутить..
а посредником в процессах и общественных отношениях, должны быть уж точно не люди,и даже не законы, придуманные людьми, не решения , принимаемые людьми..посредником может выступать только то, что не является частью Человеческого общества, но является частью человеческих отношений..
угадайте с трёх раз -как его зовут?..ин-тер-нет!..машина дура, программа, которая будет отмерять и отвешивать, и только человек будет выбирать что , чего и где и сколько ему нужно общественных благ,
и весь мир думает и придумывает..кто много думает и правильнее и рациональнее решает, применяет и осмысливает, и осознает, у того и семья сыта и дети в тепле и мире..
кто в прошлом- погибает в системе насилия..от аппаратов насилия.
напротив- если не в состоянии сушить мозги- пеки коржи- и будет вам счастье..напротив-марксисты говорят о том,что таких, готовых сушить мозг не может быть много, как и любых других аналитиков, использующих любой другой метод анализа..
и потому вовсе нет причин всем заниматься этим анализом- применение анализа- приходит в общество уже вместе с технологиями..
марксисты всего лишь могут подсказать, что если будут развивать эту технологию, то получится это, а если эту. то получится то..
те кто слепил рейгономику-это были марксисты очень высокого полета- хорошо владеющие марксизмом .америкосы это поняли..а совки марксистов даже не в тюрьмы- они их в психушки, т.к. в тюрьмах марксисты еще опаснее..ведь любой марксист отрицает госсистему..как противную Человечеству, мешающую его развитию.
потому как уберечь госсистему-это не к марксистам -коммунистам..
это к марксистам либералам..хотя система Капитала тоже отрицает госсистемы- она их лишь использует,в своих шкурных интересах,пока они сами не развалятся, но система Капитала также стремиться к глобальному миру как и Человечество-только с разнонаправленным целеполаганием.
а потом конкретнее излагать свои цели и задачи..
кому- нам?..конкретнее..
что значит выжить?-это тоже не конкретно..
..т.е. у вас просто набор газетных штампов и лозунгов..
это ваша парадигма бытия и вашего мышления и вы в ней живете..
идите в магазин и купите жене сапоги!..вот ваш уровень освоения теории выживания..
так зачем вам нужна теория- если вы не в состоянии ее освоить?
просто жуть!
всё- аут!
занавес!
всего хорошего!
как марксист, которого поразила тяжелая болезнь марксизма- пожалуйста!..легко!..
выдаю результат анализа в качестве примера ..тут же на гора..понятия не имею зачем это вам..
но могу предложить к примеру результат анализа фермерам..критику их не рационального хозяйствования:
1.стараются взвалить всё на себя и исходят из посыла, не полагаться на общественный труд, а либо его эксплуатировать, либо тянуть все жилы из себя.-первая и главная их ошибка.
2.прилепиться к своему этому хозяйству. как за тюремную решетку на него сесть- никуда не отойти-типа утки же сдохнут..вторая ошибка-постоянное насилие над собой-пораждет следующее поколение ненавидящее этот труд.
3.всё время идут торенной дорогой хозяйствования..ну новый сорт помидор..ну новая масть лошади..но сам принцип хозяйствования прежний- что-то где-то услышал, что-то навязало государство- и хоть сдохни облейся слезами и потом- но тяни лямку, чтобы отдать очередной кредит по лизингу- третья серьезная ошибка.
1. я ничего бы не сажала, не убирала, никаких коров бы и свиней не содержала..и стада гусей бы не пасла..не платила бы никакой лизинг и всякую хрень..
я бы только содержала в чистоте и порядке территорию и постройки..оборудовала бы их по максимуму.. разное там отопление водопровод, газ, хранилища, чтобы все под камерами было обязательно..у меня земля бы сама просилась бы в рот кушать ее,чтобы моя фермерская территория всем нравилась как рубль.
2. я бы предоставляла части этой моей фермы или земли или хранилищ- под сельхоз нужды..мне по фиг кто бы поставил ко мне свою корову- могут попросить, договор заключить-я бы сама ее поставила- кормили бы они и всякая ветеринарка и всё остальное забота хозяев этой коровы..да хоть на пополаме с кем-нибудь- легко..договора только добровольного партнерства- никаких налогов- сами вырастили сами съели никаких ТДО
тоже касается и земли, где- кто желает- можно картошку посадить, можно клин пшенички, а можно теплицу оборудовать- теплицу я бы взяла на себя-все остальное- пусть хоть из города по интернету поливают,и гасторбайтеров урохай собирать присылают
где-то так-это в качестве примера..некоторые наброски..
но либералам-это не надо- там посредники исчезают- а это либералам невыгодно!..
государству тем более.
потому определитесь для начала- вам чё- денег..или вы действительно об обчестве печётесь?
а потом и разводите тут вашу критику марксизма..
откуда прибыль при отсутствии ТДО?..из кого извлекается прибыль?
В моем понимании, Роман, однозначно - "да", устарел. Хотя бы потому, что не бывает разработанных пусть и гением теорий социально-экономического развития всего человеческого общества, годных вечно и на любой случай жизни. Все течет, все изменяется - это, как Вы понимаете, не я придумал. Марксизм - не догма, а лишь руководство к действию. Об этом, к сожалению, слишком часто забывали и продолжают забывать. И чем дальше по времени мы удаляемся от момента написания первоисточника, тем больше накапливается всяческих погрешностей и неувязок с ним, которые требуют либо простой, но своевременной корректировки, либо внесения в устаревающую концепцию более радикальных изменений. А вот это уже совсем иное дело, и осуществлять эти корректировки и радикальные изменения можно по разному и с разными целями. Оставаясь при этом, что характерно, "верным марксистом-ленинцем". Примеры, надеюсь, приводить не надо?
Пусть меня назовут "ревизионистом" или дадут мне иное название, но от этого суть не изменится - тот "классический" марксизм и марксизм-ленинизм остались в 19-м - начале 20-го веков. А "новоделы" уже марксизмом не являются. Так, "по мотивам"..
Вообще-то на эту тему можно при желании написать многие тома, так и оставив нерассмотренными те или иные нюансы. Я хочу сказать, что были Основоположники и их виденье мира, выразившееся в теории. И были и есть продолжатели, которые д у м а ю т, что их мировоззрение является таким, которое позволяет им развивать марксизм. Думать и быть, на мой взгляд - разные понятия.
Что плохого в том, чтобы создавать "по мотивам" добротные вещи?
Комментарий удален модератором
Все остальные прибамбасы к дальнейшей обработке (превращения его работы в идеологию) - это Энгельс и далее ...
Так что теории Маркса (марксизма), в том виде, до которого его довели большевики - не существует.
"Ты должен быть готов познакомиться с величайшим, быть может единственным из ныне живущих подлинным философом... Как по своей устремленности, так и по своему философскому духовному развитию он превосходит не только Штрауса, но и Фейербаха, а последнее очень много значит! Я желал бы постоянно иметь такого человека в качестве учителя философии. Только теперь я чувствую, какой я дилетант в собственно философии".
Это нечаянное признание вырвалось у молодого честолюбивого философа Гесса в начале сентября 1841 года, когда он, весь еще во власти пережитого потрясения, принялся за письмо своему другу Ауэрбаху.
"Доктор Маркс – так зовут моего кумира – еще совсем молодой человек (ему едва ли больше 24 лет), который нанесет последний удар средневековой религии и политике; глубочайшая философская серьезность сочетается в нем с тончайшим остроумием; вообрази себе Руссо, Вольтера, Гольбаха, Лессинга, Гейне и Гегеля соединенными в одном лице, – я говорю соединенными, а не смешанными, и это будет доктор Маркс".
Философия и строительство идеологий, на мой взгляд, - совершенно разные вещи.
Познание существующего порядка вещей с одной стороны и создание инструмента для разрушения этого порядка - с другой.
Маркс, безусловно, был идеолог, выдвинувший идеи, всколыхнувшие и даже поставившие на дыбы многие страны. Кстати, революционером он как раз был
"Для понимания основных идей Маркса следует прежде всего иметь в виду, что по своему первоначальному образованию и способу мышления Маркс был философом. Примерно до 1848 года (то есть до 30 лет) он развивался почти исключительно как философ и как журналист. Политической экономией он стал заниматься уже после 30 лет (примерно с 1850 года) и подходил к ней с методологических позиций философа" (Википедия).
Действие или бездействие - например, мудрое бездействие или идиотское действие. Это всего лишь отличие в знаках вектора. Но это - действие. Предписанное правилами.
А философия - это познание. Вряд ли философ начнет ломать и перестраивать существующий порядок. Потому что изменение окружающего мира тянет за собой потерю знаний о нем. Они становятся бесполезными, например.
Жуть, если философ займется такими вещами. Чтобы просто посмотреть, что в результате получится. Это уже доктор Нимнул какой-то получится. Злющий гений...
Политики редко изменяют мир. Особенно современные. Это, большей частью, паяцы. Плывущие по течению, только на гребне волны. Куда дует ветер. Или наоборот - откуда.
Среди моих коллег есть такой термин - холивар.
Если мы начнем спорить, то как раз его и получим :)
Комментарий удален модератором
2. Типичная марксистская бредятина - уж извините. На японских ткацких предприятиях бригада ремонтников получает хорошую зарплату и премию только в том случае, если они сидят в курилке и играют в го. Если же где-то что-то ломается и бригада идёт чинить, оплата за это время режется почти под ноль. Капиталисту невыгодны простои станков. Ему выгодно, чтобы станки работали.
У Маркса про это ничего не написано. И у Гегеля тоже. Да и в умных книжках, думаю, тоже лишь общие слова. Со смекалкой и здравым смыслом надо дружить независимо от начитанности и образованности.
3. Комментарии Вы не читаете, Владимир http://maxpark.com/community/5660/content/1993905#comment-25812825
Статью тоже невнимательно прочли, иначе бы не отсылали так смело к законам диалектики, ошибки в которых вскрыты русским философом.
Грустно( А я хотел подискутировать(
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
И ещё, из Платонова ("После коммунизма"):
"...на всем протяжении "Рукописей" Маркс не устает повторять, что эпоха коммунизма, по существу, решает лишь промежуточную задачу – задачу уничтожения негативных социальных последствий отчужденного развития производительных сил, происходящего в первой эпохе. Пока эта задача не решена до конца, идеал коммунистов – всестороннее гармоническое развитие личности – может влачить существование лишь в качестве художественной самодеятельности в свободное (от уничтожения отчужденных отношений) время.
Подлинное решение этой задачи составит основное содержание третьей эпохи – эпохи "положительного гуманизма".
---
Конец цитаты. Думаю, достаточно.
2. Вы не видите разницы между экономикой и футурологией? Тогда вопрос снят.
4. Нет, это не я писал. Я честно об этом предупредил и ещё указал автора. Странно, что Вы не поняли и не заметили.
5. Этот пункт вообще ко мне не относится, Вы меня с кем-то спутали.
Владимир, к сожалению, Вы никак не смогли помочь прояснить ситуацию с актуальной (а не исторической) ценностью марксизма. Надеюсь, в другой раз Ваши комментарии будут более содержательными.
Дежурные мантры на темы верности марксистско-ленинскому учению совсем не означают, что СССР жил по ним. Это очевидное заблуждение.
А дураки или гении тут совсем не при чем. Просто глядите в суть вещей и отделяйте болтологию и пропаганду от реальных фактов и событий.
Футурология потому и слаба, потому что понимание прошлого примитивно.
Игорь Шафаревич (не еврей и даже антисемит) писал, что большее число правильных совпадений Маркс мог бы получить, составляя свои пророчества путем подбрасывания монетки. Шафаревич преувеличивал. Монетка все-таки падает когда как: иногда орлом, а иногда и решкой. "Единственно верное учение" оказалось ошибочным практически во всем.
Утверждалось, что капитализм исчерпал свои возможности к саморазвитию и стал тормозом производительных сил. Комментарии к этому просто излишни.
Утверждалось, что рыночные отношения ведут к пресловутой "анархии производства", устранить которую можно лишь превращением всей экономики в "единую фабрику, работающую по единому плану". Откройте глаза и книги : именно на этом постулате построены все три партийные Программы ( РСДРП - ВКПб - КПСС ). http://www.solonin.org/political_prizrak-kommunizma
В каждом абзаце - принципиальная ошибка.
Да уж ,Солонин - это конечно голова. :-)
Не хватало еще с вами и подобными вам всерьез дискутировать. Бесполезно. Поэтому достаточно зафиксировать факт вранья, ошибки или подлога. тем более что здешний формат именно на это заточен.
До свидания!
Вот предприниматель создал прибавочную стоимость своей инициативой (как Форд к примеру). Вы предлагаете ее у него отобрать и перераспределить справедливо. Кто знает как это справедливо? У каждого свои понятия о справедливости. Кто будет отбирать? У кого больше пистолет? И будет ли после этого Форд выпускать автомобили?
Сегодня прибавочной стоимостью распоряжаются двое - тот кто организовал ее создание (как премия за это) и государство для обеспечения стабильности своей власти в стране. А если справедливо, то как по вашему будет?
А "справедливо" - значит для блага ВСЕГО общества, а не на "пропой" Усмановым, Вексельбергам, Абрамовичам.
Лукавая ложь этого по сути большевистского лозунга в том, что его последняя часть конкретна - уничтожить пропойц капиталистов Усмановых, Вексельбергов, Абрамовичей, а вторая неопределенна. Что значит справедливо? Кто будет устанвливать справедливость? На деле же получится опять так что кто расстреляет капиталистов-"пропойц" тот и будет устанавливать "справедливость" теми же винтовками из которых расстреливали. А справедливость будет заключаться в том кто гавкнет против товарищей с винтовкой, того к стенке.
Попробуйте поразмышлять не в плане как все до основания разрушить, а КАК сделать чтоб стало лучше.
Класс эксплуататоров и класс эксплуатируемых. Марксизм не может устареть, как не может устареть формула: 2х2 = 4
Пастухи всё равно нужны, чтобы всем Овцам и Козлам делили по равну. А то Козлы бидонами Золота воровать будут, так что никакие Дгляны и Ивановы не найдут их Золото. Спросите у Горбачева, куда 1000 тонн Золота дел?
Посмотреть на Яндекс.Фотках
А Путиноидов спросить нужно, куда дели 26 000 000 Россиян.
Посмотреть на Яндекс.Фотках
Это такое уточнение, которое нужно проверять и проверять. Лично меня это "уточнение" поразило тем, что при некоторых достаточно справедливых выводах оно построено на таких ошибках, от которых не знаешь, что и делать: то ли плакать, то ли смеяться. Ощущение такое, что человек просидел всю жизнь в кресле и так и не узнал, что булка хлеба не на дереве растет.
Вот, к примеру, цитата: "В стадиях «яичко» и «куколка» насекомое не имеет обмена с внешней средой и только наше знание о после¬дующих состояниях насекомого даёт нам основания считать, что это не смерть, а стадия развития" (стр. 43).
Человек явно никогда не работал с инкубатором. Поэтому не знает, что в стадии "яичко" внешняя среда должна ему (яичку) поставлять необходимую энергию. Яйца гребут себе энергию по-разному. Куриное яйцо, к примеру, необходимо обеспечить строгим интервалом температур, чтобы оно не поняло, что находится не под наседкой и не прекратило развиваться. Кроме того нужно обеспечивать и необходимую влажность.
Комментарий удален модератором
Еще:
"жизнь насекомого состоит из жизней трёх независимых друг от друга организмов: половой клетки, гусеницы и бабочки… Единственное, что связывает эти самостоятельные орга¬низмы, так это то, что каждый последующий развивается из вещества, накопленного предыдущим" (стр.43).
ЕПРСТ! Живем в век информационных технологий, а человек говорит, как будто пришел из каменного века. Эдак можно заявить, что и ребенок независим от сперматозоида и яйцеклетки и сходство его с родителями чисто случайно.
Чего не хватает в марксизме, так это понятия "информация". Маркса в отсутствии такого понятия в теории можно простить. Наука об информации в те времена только зарождалась. Но насколько теория информации должна развиться, чтобы философы перестали ковырять мир ломами и кувалдами?
1.Например, марксизм так и не помог "верным ленинцам" понять, почему в СССР производительность труда и качество продукции было ниже западных.
А вот это, заблуждение развитое пропагандонами. Ни кто, не приводит методики расчётов, малой сравнительной производительности.
При это равняют с США не учитывая всего стального капатализма.
Если учитывать что Вы сказали истину (!?) то тогда, настаёт логическое противоречие - если всё столь убого как же экономика СССР была второй после США, при производительности амерского работника в 25 РАЗ (!!!) большей. Есть и боле скромные "разы" но всё равно разы!! А не проценты. Если раза втрой экономикой СССР быть ни как не мог.
2.В течение 1953-91 гг. способ производства
В 1991 году СССР некому было защищать: большинство населения - к этому времени мелкобуржуйчики -
Это некий бред. КТО? эти самые буржуйчики? Хоть один факт!?
Нет, ну считалось, что когда наработаем столько, что сожрать не сможем то тогда... а в том и дело. Марксизм зиждется на особенностях прибавочной стоимости. И как сделать всё более справедливым при полном изобилии, но ведь при наступлении изобилия, пропадает стимул РАБОТАТЬ - Зачем всё и так есть!?
Потому и нет обоснования что есть коммунизм, но строили его по этому "плану" не ведущему не куда.
====
И все эти, мои, рассуждения не означают - что коммунизм в тупике и невозможен. Как раз наоборот. Только коммунизм и есть выход из тупика.
Нужно искать его обоснование, а не прибавочной стоимости и борьбы классов.
http://maxpark.com/user/2393907608/content/687344
Пока наш Еврей будет всё дальше уводить Общественное сознание в направлении Силиконовой Долины, тем глубже мы утонем в трясине невежества. Нельзя Культуру и Науку отрывать от Общества (Массы) Бога. Как только Наука сказала, что Бога нет, а Суд не признал нарушением переход на зимнее время, и Образование может быть платным, культурные Объекты Частными, то Можно смело такого МОИСЕЯ, брать за ЯЙЦА, и вышвыривать из Общества.
А Что такое МАССА? Частица Бога. http://www.youtube.com/watch?v=y3KQX6NPhqw
http://www.itar-tass.com/c1/772935.html
Это по 50 центов каждому Китайцу?
То, что Первичным был Дух, я не спорю, я сорю, что Материя - тот же же Дух. Если утрировать, то до конца, Если из воды углекислоты и фотонов можно сделать сахар, то, почему из Сахара нельзя сделать углекислоту и фотоны? Сазхр прекрасно горит, будучи посыпанным пеплом от сигареты.
http://news.rambler.ru/19509994/
Всё зависит от скорости высасывания материи в черную дыру.
http://www.politonline.ru/comments/13680.html
Путин готов купить кольцо миллиардеру Крафту взамен перстня Super Bowl
http://news.yandex.ru/yandsearch?cl4url=ria.ru%2Fsociety%2F20130616%2F943705190.html&lr=213&rpt=story
Редакция
Как надувают 'интернет-хомячков'
Как лидеры протеста к 'быдлу' сходили
"Кировлес" разобрали по косточкам
Сочи-2014: Неутешительные 'итоги'
Неумолимые законы цветных революций
Чего хотят обычные россияне
Протестующим 'тошно смотреть' на Россию
Креаклы призвали зачистить 'тупой народ'
Опубликован тайный опрос: Почему москвичи ненавидят 'замкадышей'
Страшная правда: Кто на самом деле виноват в беспорядках на Болотной
Зачем в соцсетях орудуют промывщики мозгов
Политические боты 'отрабатывают' интернет-СМИ
Цитаты известных либералов - а народ-то помнит!
Отец 'рейганомики' признал финансирование 'несогласных'
Как планировались беспорядки и революция
Происшествия
http://ria.ru/incidents/
Криминал
Расследования и суды
Конфликты и беспорядки
Бедствия и катастрофы
Если в Бассейн воду не наливать, только отбирать, он высохнет.
Человек и самогон создать может, но потом, жить без него не сможет. Сигарету тоже создал, а она, будь она не ладная, творит с ним, что хочет. Компьютер тот же самогон и та же сигарета - наркотик. Я уже 7 х 17 перемножаю на калькуляторе или в уме складываю столбиком 70 + 49 = 119. Механизм памяти у компа, уже приближается по мощности к мощности мозга, и придет такое время, что человек будет исполнять команды роботов, не доверяя собственной Интуиции. А если в мозг вживят микро чип, то и подавно, человек, будет на службе у роботов. А насчет размножаться, и само восстанавливаться, это дело времени. Бог тут не нужен, достаточно желания двух Дураков, сделать третьего.
Попробуйте из сатаниста сделать Иисуса Христа.
Попробуйте из пейсатого сиониста сделать русского Илью Муромца.
Вы получите 2 Нобелевки сразу))