Контрреволюционная буква
На модерации
Отложенный
6 мая 1872 года родилась Надежда Александровна Тэффи
Хотя, в годы «развитого социализма» года все буквы Надежды Александровны Лохвицкой оказались контрреволюционными. А так назывался всего один её рассказ, посвященной изъятой из русского алфавита букве «ять»! «Теперь всё ярче желание казаться, а не быть. Буква, это мелочь. Но эта история страшна как симптом дурной дороги. Неужели этот путь уготован нам?». Увы, Надежда Александровна. Да и Ваше творчество долгие годы пытались стереть из нашей памяти. Ещё в 50-х годах уже прошлого, XX века, популярный тогда фельетонист Рыклин рассказывал близким знакомым о беседе с высокопоставленным литературным критиком. И как тот, желая щегольнуть эрудицией, спросил у журналиста: «А как Тэффи? Он еще жив?». Рассмеяться вслух Рыклин не решился. Вот такие понятия и представления были о Вас у новых литераторов!
Но те, кто читал Тэффи по дореволюционным книгам и «самиздату», уже не считали её просто «юмористкой», а признавали большим, настоящим писателем. Истинный талант тоже видится на расстоянии прошедших лет. Хотя и среди современников критиков её творчества было немного. Одному из них Аркадий Аверченко ответил: «Оставьте Тэффи в покое! Нельзя на арабском скакуне воду возить!».
Но и сама автор была излишне строгой к своим работам. Так Фёдору Сологубу она пишет: «Я послала Вам новую книгу, но только в знак уважения, а не для прочтения – она очень скверна».
К счастью самооценка Тэффи не совпадает с читательским признанием! Не менее великий Михаил Зощенко говорил, что пишет фразой “доступной бедным». Тэффи писала – слогом, доступным умным, хотя никогда этого не декларировала. Подразумевалось по умолчанью! Она знала, что: «Единение в хлеве свином будет легко и просто». А вызвать единение на интеллектуальном уровне – гораздо труднее. За «железным занавесом» ей это не прощалось.
Илья Ильф называет её творчество «густо унавоженным бытом».
На что Тэффи отвечает ему через эмигрантскую газету, выходящую во Франции: «Умер быт – оплот нашей жизни. Остался один хаос, и дух наш витает над бездною». Тэффи писала об окружающем мире с любовью, грустью, сожалением, иронией. Иногда – с сарказмом и обидой, но никогда с ненавистью!
Надежда Александровна Лохвицкая получила блестящее образование! Первая книга стихов, вышедшая в 1910 году успеха не приносит. Да и какой успех мог ожидаться в тени знаменитой Мирры Лохвицкой, кумира декаданской молодёжи начала века.
Любимая сестра Мирра (Мария) не увидевшая демонов 1917-го, но заставшая первую революцию, в 1905-м писала:
«...Мне ненавистен красный цвет
За то, что проклят он.
В нём — преступленья долгих лет,
В нём — казнь былых времён…» Мистическое настроение или предвидение?
Зато следующий сборник – «Юмористические рассказы» навсегда определил стиль литературного творчества Надежды. К материальным ценностям относилась по возможности легко, говорила, что: «писателям сам Бог велел их терять». Была скромна. Ещё в Петербурге, в первые годы литературной славы, выйдя на поклон после оваций публики, так разволновалась, что получила сердечный приступ. Кстати, почему Тэффи? Не будем излагать версии современных литературоведов, вспомним лишь, что рассказала о псевдониме сама писательница. «Нужно имя, которое принесло бы счастье. Лучше дурака – дураки всегда счастливы». И кандидатура быстро нашлась. Знакомый Стефан – по-домашнему Стэффи – и как следствие – появляется автор под псевдонимом «Тэффи». Под этим именем Надежда Лохвицкая, дочь известного петербургского профессора уголовного права из старинного дворянского рода, и осталась в истории. О её личной жизни почти ничего не известно. Брак с поляком Владиславом Бучинским продлился 8 лет. В 1900-м Надежда забирает детей и уходит от мужа. Решение более чем смелое для того времени. Но она уже зарабатывает самостоятельно. Трудится в редакции «Сатирикона», даёт авторские вечера. В её честь выпускаются конфеты «Тэффи»!
Но со страной случилось то, что случилось… Работа в госпитале
А потом, Киев - Одесса – Константинополь – Париж…
«Не смерти я боялась, — пишет в «Ностальгии» Тэффи. - Я боялась разъяренных харь с направленным прямо мне в лицо фонарем, тупой идиотской злобы. Холода, голода, тьмы, стука прикладов о паркет, криков, плача, выстрелов и чужой смерти. Я так устала от всего этого. Я больше этого не хотела. Я больше не могла».
Не смотря на тяжесть морального и материального положения, Тэффи устраивает в Париже литературный салон для прибывающих русских писателей-эмигрантов, на вечерах которого читает свою прозу и стихи. По всеобщему признанию, в её поэтических опытах была «настоящая острота, то, что французы называют «печальное вино».
Когда «Котиковая шубка — это эпоха женской беженской жизни. Удивительный зверь этот котик. Он мог вынести столько, сколько не всякая лошадь сможет.»
Но жизненные трудности закаляют, и её наблюдения за вновь прибывшими во Францию были сочувственными, но уже довольно едкими. «Во время зверских наветов, доносов и обысков – все потеряли.
Состояние, пальто, облик человеческий – а дневники сохранили и привезли». Вот эти дневники и составили «золотую коллекцию» русской эмигрантской литературы! Да и сама писательница своим «единственным пороком» называла чтение!
А своим идеалом в новой жизни назвала старую консьержку, которая делала вид, что у нее есть драгоценности и сбережения, пока кто-то не поверил, пришел и зарезал ее. «Гордая смерть, красивая. Добыча — 30 франков.» Сарказм на грани отчаяния…
Хотя родной брат Надежды Александровны командовал 2-ой армией Колчака, у неё были все возможности стать «королевой советского юмора». Да и судя по книге «Воспоминания», Тэффи и сама не собиралась уезжать из России.
Решение было принято спонтанно, неожиданно для неё самой: «Увиденная струйка крови у ворот комиссариата, медленно ползущая струйка перерезает дорогу жизни навсегда. Перешагнуть через неё нельзя. Идти дальше нельзя. Можно повернуться и бежать». Плавать в реках крови военного коммунизма и вылавливать писательские льготы в мутной воде подконтрольных Сталину «творческих союзов» ей не хотелось.
Она написала: «Такой воды кони не пьют. Такую воду пьют кроткие овцы да вьючные животные» и уехала. 32 года эмиграции. Нелегких года. Ибо нетрудными они были только для тех, кто заранее, как принято говорить – «вывел свои активы» за границу.
Но ни Тэффи, ни её родные никогда не помышляли покинуть Россию. В итоге – большой труд за копеечные гонорары и вынужденно расставание с дочерьми, которых судьба эмигранта разбросала по разным странам. Кстати, в СССР новая власть её усиленно зазывала, как зазывала всех ярких представителей первой волны эмиграции. Кто-то не выдерживал – возвращался. В СССР уехали: Алексей Толстой
Куприн
семья Марины Цветаевой
И у всех судьбы сложились очень по-разному.
Но для Тэффи это была уже не её любимая Россия. И всем «доброхотам» она рассказывала одно: «Было это в Пятигорске. Вижу через всю дорогу огромный плакат: «Добро пожаловать в первую советскую здравницу!» Плакат держится на двух столбах, на которых качаются двое повешенных. Вот и теперь я боюсь, что при въезде в СССР увижу плакат: «Добро пожаловать, товарищ Тэффи», а на столбах его поддерживающих, будут висеть Зощенко и Ахматова».
Это ли слова порхающего по жизни юмориста? Нет. Это речь человека, болеющего за судьбы русской литературы. Тем более что сказано это было в 1946-м, когда находящийся на вершине могущества режим развязал позорную компанию против этих писателей.
Но сама всегда признавалась в том, что: «Лучший период моего творчества был в России». Воистину – «горек хлеб изгнания»! Эмиграция трудна даже для тех, кто уезжает с заранее определенной целью – для борьбы из-за рубежа с тем, что невыносимо и оскорбительно для порядочного человека в его родной стране. А уж для вынужденных беженцев – ещё страшнее. Но у Тэффи всё же было лекарство от болезни, изысканно именуемой «ностальгией», а попросту – тоской по Родине.
Литературная работа была для неё не дамским салонным развлечением, а главным делом всей жизни. В эмиграции у Тэффи вышло десять книг, в которых писательница хоть и осталась верна своему литературному стилю, но её юмор стал настолько горьким и нежным, что в отличие от прежних лет, вызывал у читателей слёзы, а не смех.
"Нет выше той любви, как если кто морфий свой отдаст брату своему"... Вспомним, чем был морфий на фронтах Гражданской!
«Боялись смерти большевистской — и умерли смертью здесь.
Думаем только о том, что теперь там.
Интересуемся только тем, что приходит оттуда» - это из рассказа, написанного ещё в 1920-м! Разве нужны комментарии?
Скончалась Надежда Александровна Лохвицкая (Бучинская) осенью 1952-го. Отпевание проходило в православном Свято-Александро-Невском соборе Парижа, а похороны состоялись на последнем пристанище истинной русской элиты – кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.
«Он ночью приплывет на черных парусах.
Серебряный корабль с пурпурною каймою!
Но люди не поймут, что он уплыл со мною,
И скажут: «Вот, она сегодня умерла»…
Комментарии
Мужской декаданс убил женский. Говорили о романе с Бальмонтом.
Да что такое вообше 35... Надежда фактически вышла из её тени.
Марина, спасибо... зачиталась... заняли целый час - но пролетел он незаметно и в удовольствие )
У меня ещё об Ахматовой в блоге материал (если нравится творчество). Спасибо что зашли)))
Просто начав читать Вашу статью, вспомнила о любимом "Неживом звере" - отвлеклась.
И так, по ходу всей заметки - время от времени удирала подкреплять эмоции и впечатления, непосредственно припадая к источнику )))
Зашла так поздно, потому что с этими приглашениями - больше неразберихи, чем порядка (
Так что в длинных списках приглашений стараюсь не маячить)))))
Возможно от нахождения адреса зависит, если добирается как по почте(((
В Москве такого нет, только если большой системный сбой на всём ГП...
Марина, отличная статья получилась - выверенная, четкая, увлекательная! Тэффи уникальна еще и тем, что будучи истинной женщиной в жизни, она в литературе была не писательницей, а именно писателем. Ничего специфически женского не было в ее прозе, только внимательность к миру, пристальная любовь к деталям, острый аналитический ум и беспощадный юмор. И никаких сантиментов! Это так привлекательно! :)))
Она ещё тянула на себе второго мужа (про него вообще нет информации). Много лет он тяжело болел, а она работала. И её аудиторией были такие же измученные люди, которым так хотелось улыбнуться. Оставив Ильфу "унавоженный быт", в эмиграции она больше писала о чувствах, ибо у большинства остались только они...
Если не смотрели, взгляните М.Козакова "Очарование зла". О той эпохе и сделано хорошо)
Ещё момент забыла в статью поставить:
"Знакомый помещик написал из Казани, что имение разграблено крестьянами и что он ходит по избам, выкупая картины и книги. В одной избе увидел чудо: мой портрет работы художника Шлейфера, повешенный в красном углу рядом с Николаем Чудотворцем. Баба, получившая этот портрет на свою долю, решила почему-то, что я великомученица." Этот портрет найти не смогла, а было бы любопытно)
Меня поражает другое. Люди потеряли практически все, мало того у них и страну отняли. Эмиграция для каждого была и испытанием, и мороком, и чистилищем, и адом... Но, так или иначе, каждый что-то делал, куда-то шел, пусть медленно, спотыкаясь, останавливаясь, болея... Понятие осталось - русская эмиграция первой волны. И большинство, все-таки, не потеряло же себя.
Сейчас, при такой же, в сущности, смене политического режима в 91-м, когда все обошлось менее кроваво и жестоко, люди что-то реально потерявшие из-за распада союза настолько обозлены и истеричны, что глядя на них иной раз не по себе делается... Они-де ВСЕ потеряли! Неужели даже не приходит в голову сравнить - тот исход и теперешнюю ситуацию?
Он пытается вытащить из России мать. Отказывапет себе во всём, тяжело заболевает, живёт в коморке, но оформляет ей выезд. Мама, ещё не сильно выпотрошенная барыня, обозрев жильё и полумёртвого сына, отказывается от него.
Рассказ окончен. За кадром бывший офицер умирает. Чего-то более трагичного в литературе не могу вспомнить... Предательство в душах живёт во все времена, особенно при резкой смене условий существования...
А те, о ком Вы говорите, никогда не имели достоинства и чести, так что они могут потерять?
Опоздать на тему "Сегодня стране нужна железная рука?"(( Люди, которые потеряли ВСЁ никогда не опускали голову, даже в SSSR. Я про Анну Тимирёву всё думаю страничку сделать - как она доживала после всех предательств. Тэффи, думаю, вела бы себя также...
БРАВО!
Браво Настоящей Женщине!
Скоро подруга в Ирландию едет, "что привезти"? А как-то ничего оказывается...
Мне тоже кажется, что потерявший ВСЁ, но настоящий, никогда не станет брюзжать и злобствовать, это слишком мелко. Возможно, в том и дело, что люди в целом измельчали... :(
О Тимирёвой я в свое время много передумала - самое поразительное, что умерла она уже в другую совершенно эпоху... Как жила, чем себя поддерживала? - неизвестно... Но то, что вообще жила и была - в наше уже время - просто головокружительно :)
--- Очень красиво! Украл...
Собирался написать рассказ, а тут и название подоспело.
Тимирёва умерла в 1975-м. Кроме военных историков о ней уже никто не помнил. Жила в коммуналке на Арбате. Сына расстреляли в 30-х, когда они вернулись из ссылки. Жили ест-но тоже в коммуналке. Мальчишка вырос, влюбился в соседскую девицу. Её мамаша накатала донос, что к её дочери пристаёт пасынок Колчака. Всё...
Мой отчим был у неё незадолго до смерти. Мы с ним поссорились, но не в первый раз. Потом обязательно что-нибудь выпытаю об этой встрече. Коньяка не жалко)
Вот так выглядит человек, который потерял действительно всё, но сохранил достоинство:
Последняя фотография.
Но те, кто берёт в руки нож от страха, себя ранить очень не хотят...
С другой стороны подобные души появляются так или иначе, даже при неблагоприятных, они как-то пробиваются "сквозь асфальт", а сама Великая Культура - она - доступна для всех, в библиотеках, музеях, инете, театрах, кино, так что шансы есть все же!
Из мира которого больше не будет.
Там ниже товарищ отписался что-то типа (долой дворян, купцов, буржуев). Такие лица и прямые спины "товарищам" в укор. Сформулировать чётко не могут, но спинным мозгом чувствуют - не по тебе. Отсюда и ненависть...
имели определенное ,что накладывало обязательства
Я читал исследование, где автор просчитывает процент населения, необходимый для создания эффективного гражданского общества, он приходит к результату, что уже от 5-6% это работает!
У нас же пока - менее 2%, судя по выходу на улицу для защиты Конституции.
"Путь осилит идущий"!!!!!!
Комментарий удален модератором
"Все мои сверстники умирают, а я все чего-то живу. Словно сижу на приеме у дантиста. Он вызывает пациентов, явно путая очереди, и мне неловко сказать, и сижу усталая и злая."
Я не понимаю, почему жившая в Англии дочь не забрала её к себе (вторая в Польше, а Польша уже советская), но нам уже не узнать. Фотоснимков у неё мало. Видимо, такая PR компания столетие назад... Очень большой талант.
"Нас окружила мгла могильными стенами,
Сомкнула ночь зловещие уста,
И бледная любовь стояла между нами
В одежде призрачной, туманна и чиста."
Очень любила кошек, как и Гиппиус: "У меня кошачьих стихов набралось бы на целый том. Но они слишком интимны, чтобы их обнародовать, придавать гласности."
"Да будет проклята Луна!
Для нас, безумных и влюбленных,
В наш кубок снов неутоленных
Вливает мертвого вина...
Да будет проклята Луна!
Томлений лунных не зови!
Для тех, кто в страсти одиноки,
Они бесстыдны и жестоки,
Но слаще жизни и любви...
Томлений лунных не зови!
Кто звал Луну в ночные сны,
Тем нет возврата, нет исхода,
Те встретят зарево восхода
Рабами бледными Луны,
Кто звал Луну в ночные сны!
Ей власть забвенья не дана!
Она томлением отравит
И бросит в жизнь и жить оставит,
Она бессильна и жадна!..
Да будет проклята Луна!"
Есть у сирени темное счастье -
Темное счастье в пять лепестков!
В грезах безумья, в снах сладострастья,
Нам открывает тайну богов.
Много, о много, нежных и скучных
В мире печальном вянет цветов,
Двухлепестковых, чётносозвучных...
Счастье сирени - в пять лепестков!
Кто понимает ложь единений,
Горечь слияний, тщетность оков,
Тот разгадает счастье сирени -
Темное счастье в пять лепестков!
Но назвать Тэффи поэтом всё же не рискую. Это дар сродни Зощенко, того же Ильфа, который вынужден был (а может и от души её проклинал, за упущенную возможность эмиграции). Это писатель. И когда под твоим пером смешное незаметно перетекает в страшное - ты творец...
Комментарий удален модератором
О Толстом у неё тоже есть воспоминание замечательное. Когда он в Союз уезжал, продал настоящий самовар на углях человекам десяти, и с каждого взял аванс. Самовар, в итоге увёз с собой. Эмигранты переругались... Слёзы и смех.
Наше не "пёсье" - собаки хорошие... К нам Кали-Юга пришла по расписанию(
"Полны таинственных возмездий
Мои пути!
На небесах былых созвездий
Мне не найти..."
Комментарий удален модератором
"Везде может жить человек, и я сама видела, как смертник, которого матросы тащили на лед расстреливать, перепрыгивал через лужи, чтобы не промочить ноги, и поднимал воротник, закрывая грудь от ветра. Эти несколько шагов своей жизни инстинктивно стремился он пройти с наибольшим комфортом."
Комментарий удален модератором
Всё, конечно,было. Но Тэффи, Шмелёв, тот же Ходасевич замечательно жили(((
"Вот, скажут, ходит по рестранам, князьям зажигалки подаёт, а у самого пиджака приличного нету". Она правду писала. Все её и так знали. Большинству и так было тошно, но так рассказать...
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
- Зина, хватит, идём обедать, а то все места займут"(((
Помянули дурачка, который полжизни на них потратил. Трио, б.....
Маяковский хоть любил, и поэтому терпел, а этот, бедный, просто не знал к кому прибиться(
Комментарий удален модератором
Пусть Бунин с его бабочками во всех смыслах, чем Д.С. в лизанием подошв Адика.
Комментарий удален модератором
Если уж выбирать(
Комментарий удален модератором
Да, много они отняли у нормальных людей, наверстать и охватить всё за десятилетия очень трудно. Проходим в ускоренном темпе. Только национальный вопрос считаю излишним. Тэффи, в конце концов, тоже польско-немецкой крови. Мразь есть мразь и без 5-ой графы.
"Чтобы залезть мне в душу, без калош не обойтись. Ведь душа-то моя насквозь промокла от невыплаканных слез, они все в ней остаются. Снаружи у меня смех, «великая сушь», как было написано на старых барометрах, а внутри сплошное болото, не душа, а сплошное болото." Тэффи...
Комментарий удален модератором
Ещё раз спасибо. Спасибо за память, за то, что о ней говорите, что помните. Спасибо.
Все сильные слова - её. Цитаты. Мне не дано.
Вы кого-то потеряли? Тогда или почти сегодня?
Потерять"что-то" совсем другое, и Тэффи продемонстрировала это собственной жизнью...
Свою чашу она испила до дна, как говорят филологи...
Возможно я была увлечена чем-то другим, но массовых казней в 91-ом не заметила... А Вы?
Я тоже что-то знаю, но вот тема статьи несколько иная.
Насчёт чаши, данную фразу, патетически подняв глаза к небу произносили именно преподаватели, заканчивая лекцию о трудной судьбе писателя, например, Бабаевского)))
На Востоке, детей, предназначенных рождением к великим делам, с младенчества укрепляли природными ядами. Затем это удачно подхватили наследники римлян. Да кому я рассказываю)
Мой змей уже выжат)))
:-)
Павлу спасибо за приглашение. Я прочитала на одном дыхании.
Теперь постараюсь прочитать то, чего не читала.
Светлая Память Тэффи!
Как Ленин в редакцию "Сатирикона" приходил и многое другое. Редкий сборник. Сейчас не нашла, но постараюсь. Издавался только один раз.
Писательница давала два объяснения происхождения своего псевдонима.
Она знала некоего глупого человека по имени Стефан, которого слуга звал Стеффи.
Считая, что глупые люди обычно счастливы, она взяла себе это прозвище в качестве псевдонима, сократив его «ради деликатности» до «Тэффи» и впервые подписав им одноактную пьесу «Женский вопрос».
Давая после успешной премьеры этой пьесы своё первое интервью, на вопрос о псевдониме Тэффи ответила, что он имеет отношение к одному глупому человеку.
Журналист спросил, не имеется ли в виду песня Р. Киплинга «Taffy was a Walesman / Taffy was a thief»(русск. Тэффи из Уэльса, Тэффи был вором), с чем Тэффи быстро согласилась.:)
Вот она, великая примиряющая сила искусства!:)
Тэффи помалкивала.
А вот Аверченко разговорился:
"Не стоится мне на партийной платформе, хоть кол на голове теши!"
"Я саботирую" - красовалось на обложке 18 номера за 1918 год.
Ленин, как увидел, аж на стуле подскочил. И ну писать, разбрызгивая чернила:
"Если мы идем к социальной революции, мы не можем к бомбам Каледина добавлять бомбы лжи", - (В.И. Ленин, ПСС т. 35, стр. 54.)
Великий был гуманист.
Закрыл журнал.
А мог бы повесить - всю редакцию. Или через одного - тут уж как получится.:)
Ключевым для творчества Киплинга является призыв:
- Несите бремя белого человека!
Теперь это бремя взвалил на себя Барак Обама.
Вот и все, собственно:)
Хорошо, что она не наступила раньше, хотя всё равно очень молодым ушёл((
Полноте!
" Теперь все знают, как опасно глотать ка-
мни".
("О равновесии". Даниил Хармс).
Скорей тангу со мной танцуй...":))
Комментарий удален модератором
"Я отвечала на все приглашения (вернуться в СССР. — Р.П.) так:
«Знаете что, милые мои друзья, вспоминается мне последнее время, проведенное в России.
Было это в Пятигорске.
Въезжаю я в город и вижу через всю дорогу огромный плакат:
„Добро пожаловать в первую советскую здравницу!“
Плакат держится на двух столбах, на которых качаются два повешенных.
Вот теперь я и боюсь, что при въезде в СССР я увижу плакат с надписью: „Добро пожаловать, товарищ Тэффи“, а на столбах, его поддерживающих, будут висеть Зощенко и Анна Ахматова».
("Правила жизни Тэффи")
Но он и здесь вполне кстати.
Поскольку служит развитию темы.:)
И вообще:
"Везде может жить человек, и я сама видела, как смертник, которого матросы тащили на лед расстреливать, перепрыгивал через лужи, чтобы не промочить ноги, и поднимал воротник, закрывая грудь от ветра.
Эти несколько шагов своей жизни инстинктивно стремился он пройти с наибольшим комфортом".
Комфортно ли Вам в этой ветке, Марина?
Меня поразило сколько людей не слышало и не читало. Взрослых людей... И хорошо, что они пришли.
А сравнение, всё же, не совсем корректно...
Возможно.
Зато забавно.
Любите ли Вы черный юмор, Марина?
Попытки сохранения жизненных привычек в последние её минуты, несколько другое...
Боюсь, Вы - у опасной черты, Марина.
Эдак мы с Вами до Зазубрина с его повестями докатимся:).
Не хотелось бы.:)
Пока, если заинтересует, взгляните:
http://maxpark.com/user/3270510387/content/1996434
http://maxpark.com/user/3270510387/content/1796994
http://maxpark.com/user/3270510387/content/1837359
Только дискутировать по ним не буду, совсем нет времени((( Не понравится - и ладно)
Каждый житель РФ ежедневно "у опасной черты", только не каждый сие осознаёт(
",,,Высокая блондинка. Распущенными волосами прикрылась до колен. Глаза у нее синие. Брови густые, темные. Она совсем детским голосом и немного заикаясь:
- Если бы вы зн-знали, товарищи... жить, жить как хочется...
И синевой глубокой на всех льет. Чекисты не поднимают револьверы. У каждого глаза --угли. А от сердца к ногам ноющая, сладкая истома.
Молчал комендант. Неподвижно стояли пятеро с закопченными револьверами. А глаза у всех неотрывно на все.
Стало тихо. Испарина капала с потолка. Об пол разбивалась с мягким стуком.
Запах крови, парного мяса будил в Срубове звериное, земляное. Схватить, сжать эту синеглазую. Когтями, зубами впиться в нее. Захлебнуться в соленом красном угаре...
Но Та, которую любил Срубов, которой сулил, была здесь же. (Хотя, конечно, какое бы то ни было противопоставление, сравнение Ее с синеглазой немыслимо, абсурдно.)
А потому - решительно два шага вперед. Из кармана черный браунинг. И прямо между темных дуг бровей, в белый лоб никелированную пулю.
Женщина всем телом осела вниз, вытянулась на полу. На лбу, на русых волосах змейкой закрутились кровавые кораллы."
В.Зазубрин. "Щепка".
1923 год.
Был на премьере. И видел отчетливо, что лента беспощадно в монтаже сокращалась. С двух часов до часа двадцати.
Почему?
Грубо. Эротично. Пипл схавает!
Но пипл не схавал: картина провались в прокате и в России и за рубежом.
Потому что совершенно невозможно смотреть эту стилизованную под документ ленту, передающую мрак двадцатых.
Посмотреть "Чекиста" Вы можете, например, здесь.
http://www.youtube.com/watch?v=Pjx8oB_81zI
Они позволяют полней ощутить смысл вот этой фразы от Тэффи:
"Нет выше той любви, как если кто морфий свой отдаст брату своему".
Забавно, не правда ли?:)
Вот и не знала, что 40 минут нет. Если будешь предупреждён, разрывы, конечно, увидишь(
А так смотрела как монолит. Стилизованную.... О реале уже никто не расскажет((( Как и стилизованный "Блокпост". Но если режиссёр заставляет досмотреть до финальных титров - он уже талантлив.
Просто задумайтесь, кто с Вами сегодня поделится промедолом, и что этот жест будет значить в человеческих отношениях даже "мирного" времени.
Искренне не желаю...
Не напрасна ли цитата?:)
Думаю, Рогожкин не сам резал собственную работу.
Это правило любого творца. Хоть в кавычках - хоть без.
Повесть автобиографична - почти.
Полистайте, если интересно то время и его отражение в литературе..
Потому что режиссура - это прежде всего управление вниманием зрителя.
Два часа кошмара даже для крепких нервов - слишком.
О неудачной прокатной судьбе картины я уже говорил.
Резать самому собственную работу нельзя. Нужно доверить или забыть. Неудача в прокате ни о чём не говорит. Кто сценарист я специально не смотрела. Но этот фильм должен быть. Не отбили - одно, сохранили историю - другое.
Россия-Франция
1992; формат 0,56;
Оператор: Валерий Мюльгаут
Сценарист: Жак Байнак /Jacques Baynac/
Монтажер: Тамара Денисова
Композитор: Дмитрий Павлов
Художник: Григорий Образцов
По произведению: Владимир Зазубрин
Правообладатели:
LA SEPT - Производитель
SODAPERAGA - Производитель
ТРОИЦКИЙ МОСТ - Производитель
СТУДИЯ 48 ЧАСОВ - Держатель лицензии
Так что и до 56 минут (стандартный телеформат кабельных сетей) картина все-таки сокращается.
"Омерзительный по своей жестокости фильм по одноименному роману Владимира Зазубрина.
В течение 50 минут в подвале ЧК расстреливают голых мужчин и женщин. Отправляют их туда начальник ЧК и два его помощника, молодые еще люди. Главный чекист сходит с ума, и его отправляют в психиатрическую больницу. Местами вставлены какие-то сентенции и рассуждения о сути революции и необходимости железного порядка".
Подпись под рецензией - М. Иванов.
Забавно, Марина.:)
Свести до сериального формата, конечно, эту вещь было нельзя... Да ещё в западном прокате.
Это не рецензия - это поклёп на ленту, которая требует чуть большей вдумчивости, чем на 56 минут попкорна...
Sorry, за некорректный вопрос. Вы имеете какое-либо непосредственное отношение к сценарному делу?
Его эфирная сетка верстается по принципу: 56 минут кина+ 4 минуты рекламы.
Будьте любезны, предоставьте "мастер" в нашем формате.
Не устраивает?
Откажитесь от проката.
Рогожкин мог отказаться?
Не мог.
Впрочем, и согласие стоило ему довольно дорого: в продюсерском сообществе режиссер смог реабилитироваться лишь в 2002 году, сняв на медные деньги триумфальную "Кукушку".
Эту ленту можно было бы назвать "Трое в чуме, не считая войны":)
Очень внутреннее кино.
Так же, как и "Чекист", впрочем.
"Особенности охоты" были ещё смотрибельны, но дальнейшее годится для столь невзыскательного рынка, коим не является даже российский. А другого, похоже, не нашлось...
Никакие актеры на пустом месте ничего не вытянут.
Именно крепкой, хорошо придуманной и посчитанной по восприятию историей, лежащей в основе картины, обусловлен ее международный фестивальный успех. И, как следствие, успех в международном клубном прокате.
Деньги, потраченные на производство, не просто отбиты. Они принесли прибыль. Что для современного российского кина не характерно.:)
О чем?
Об экспромте (фильм «под рукой») или, быть может, о свободной актерской и операторской импровизации?
Ни о том и ни о другом.
Клер говорил о работе по заранее созданному детальному плану.
Но в основе плана лежит что?
Сценарий, сценарий и еще раз сценарий.
Можно снять плохой фильм по хорошему сценарию.
Но снять хороший фильм по плохому сценарию не удалось никому.
Такого казуса история кино еще не знает.
И вряд ли узнает.
Творчество ли кино?
Бесспорно.
Но (в степени не меньшей) кино - это все-таки производство.
Производство.
А не "творческий произвол", и не "свободный полет режиссерской фантазии" о котором так любят порассуждать дилетанты-критики из околокиношных кругов.
Прошу простить, что говорю об этом излишне резко.
Но - наболело:)
Считаю, что сценарии Арабова, например, режиссёр не всегда вытягивает...
А популярность текста Марио Пьюзо, и популярность экранизации? Разница немалая.
"Свободный полёт фантазии" как правило, в другом заведении случается)
Ты или режиссёр или сценарист.И неважно на кого учился - важно к чему в итоге легли способности (если они вообще были).
Вы всё верно сказали!
Марио Пьюзо критик, прозаик и сценарист. Который прекрасно понимает разницу между литературой и драматургией.
А разница - огромная.
По словам А.Н.Митты (режиссер с огромным преподавательским опытом) "из ста процентов писателей драматургами способны стать лишь процентов пять. Или даже того меньше".
Почему?
Потому что драматургия - писание историй для кино или сцены - занимается "очень простым делом - исследованием причинно-следственных связей в человеческой судьбе и судьбе мира" - это уже упомянутый Вами Юрий Арабов.
Что касается успешных или неуспешных постановок арабовских сценариев... Тут оценить сложно очень. Просто потому, что драматург видит одно кино.
Режиссер - другое.
Оператор - третье.
Ну а актер - тот уже и вовсе нечто четвертое...
И вот все это совместить, соединить, завязать воедино - задача режиссера.
Задача невероятно сложная.
Поэтому, вероятно, настоящих. крепких режиссеров в кино ничтожно мало.
Который свое видение истории клана Карлеоне сумел передать миллионам людей.
Очень простыми - а потому надежными - кинематографическими средствами.
Проще говоря, очень хорошо посчитал Коппола "Крестного отца":)
Книга Митты "Кино между адом и раем" вспечатление не произвела. Мастер скупо выдает намёки, чтобы приходили на 3-х дневные курсы по 500$...
Вот Роберт Макки "История на миллион долларов. Мастер-класс для сценаристов, писателей и не только..." - качественная вещь.
Для драматургов существуют отдельные факультеты. Только чем дальше, тем ближе к Алешковскому (по крайней мере, ему приписывают): "И что ж ты падла такого написал, что так устал?" В моём институте тоже была "кафедра драматургии". За последние годы оттуда вышел только Максим Курочкин, да то, думаю, благодаря исключительно прихоти Меньшикова...
Фундаментально. Однако, слишком подробно. И пользу читающему принесет только с параллельным просмотром фильмов, упомянутых Туркиным.
В пику Кокти, к чьим "36 драматическим ситуациям" Туркин относился скептически, Валентин Константинович открыл тридцать седьмую - "Отречение по принуждению".
Очень смешно было!
Точней, стало смешно - в оттепель.:)
Штуковина кондовая, в отличие от Макки. Однако, к сермяжной правде жизни ближе. И - начинает с самых азов. Давая полезные, как мне кажется, упражнения.
Сид Филд не претендует на нимб гуру.
Он просто пытается учить ремеслу.
Кто-то - учится.:)
Хотя актов может быть и пять и семь.
Просто три - выдумывать удобней:)
Постараюсь найти Кокти и Филда.
Мне действительно нужно.
Я имею возможность отнести свою работу Арабову - "почитать", но позориться не очень хочется)
А сколько авторских листов сценария должно быть представлено при заявке на полный метр? Спасибо)
Существует два стандарта сценарной записи - "американский" и "советский".
В американском минута изображения соответствует странице текста (Courier New кегль 12).
В советском минута изображения укладывается в 1/2 страницы (тем же шрифтом и кеглем).
Арабов, получивший образование в советском ВГИКе, тяготеет к киноповести - Юрию именно этот жанр ближе всего.
Самые добротные, на мой взгляд, киноповести пишет сегодня Юрий Коротков.
(Я не столько о литературе, сколько о пригодности к производству).
Его объем - 5 от силы 6 страничек.
Но!
В этих страничках, написанных широкими мазками и без излишних подробностей, должна быть интригующая история (начало, середина, конец).
То есть, Вы сами должны абсолютно отчетливо видеть Первый, Второй и Третий акты.
И - передать читателю свое структурное видение Вашей истории.
В советской традиции это называется заявка.
В американской - тритмент.
Но суть - одна.
Перед тем, как писать, озаботьтесь интригующим логлайном, а проще говоря - завлекалкой, где в трех предложениях передается то, что делает Вашу историю интересной для создания фильма.
Работа над логлайном занимает обычно от одного дня до недели.
Его можно сделать и после заявки.
Хотя лучше - до.
От логлайна отталкиваться удобней.
Успеха, Марина!
Поймал себя на рецидивирующей опечатке.
Речь идет о "36 драматических ситуациях" французского театрального критика Жоржа Польти.
Польти - читать следует так.
Польти.
А не Кокти, разумеется:)
Действительно, вместо "Кокти" нашёлся только Кокто)
Суметь и в букве... "контрреволюцию"... найти!"
Затем - читаю...
Да, многого так и не знаю!....
Спасибо, Павел, что пригласили!
Но это ещё не беда, если на горизонте маячит "как слышится - так и пишется"(((
Одна надежда, что и "этот" горизонт - доподлинный!
А значит, мы НЕ приблизимся к нему!!!
Павлу спасибо, за приглашение. )))
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Читать, читать и читать))))))
Люди остались такими же( Читать!
Не всё, но многое есть пока в сети. Под настроение.
Это не "женская проза" - это внешне упрощённая философия навсегда ушедшего мира.
Философских пароходов должно было быть не 2, а 222. Тогда может быть, сегодня...
Тэффи уезжала от другого. Нам бы этого не дождаться...
"Как часто упрекают писателя, что конец романа вышел у него скомкан и как бы оборван. Теперь я уже знаю, что писатель невольно творит по образу и подобию судьбы. Все концы всегда спешны, и сжаты, и оборваны." Тэффи...
Выгнали, а потом зазывали((
У меня всегда рядом только Тэффи, Гумилев и Чехов)
"Я очень любила Гумилева. Он, конечно, был тоже косноязычным, но не в очень сильной степени, а скорее из вежливости, чтобы не очень отличаться от других поэтов." Тэффи...
Уже за одну эту фразу премию ТЭФИ (если её ещё дают)))
"Я почувствовала себя всероссийской знаменитостью в тот день, когда посыльный принес мне большую коробку, перевязанную красной шелковой лентой. Она была полна конфетами, завернутыми в пестрые бумажки. И на этих бумажках мой портрет в красках и подпись: «Тэффи»! Я сейчас же бросилась к телефону и стала хвастаться своим друзьям, приглашая их к себе попробовать конфеты «Тэффи». Я звонила и звонила, созывая гостей, в порыве гордости уписывая конфеты «Тэффи» и добросовестно уничтожая их. Я опомнилась, только когда опустошила почти всю трехфунтовую коробку. И тут меня замутило. Я объелась своей славой до тошноты и сразу узнала обратную сторону ее медали. И больше меня уже никакими доказательствами славы не проймешь. А конфеты, как ни странно, люблю по-прежнему. Должно быть, оттого, что они мне запрещены."
Не обижусь, если закидаете меня цитатами, интересно), спасибо!
"Как говорится, победителей не судят. Кто-то ответил на эту пословицу: «Не судят, но часто вешают без суда». Первая Мировая. В госпитале:
Моя любовь - как странный сон,
Предутренний, печальный...
Молчаньем звезд заворожен
Ее призыв прощальный!
Как стая белых, смелых птиц
Летят ее желанья
К пределам пламенных зарниц
Последнего сгоранья!..
Моя любовь - немым богам
Зажженная лампада.
Моей любви, моим устам -
Твоей любви не надо!
В 95 году была в Париже и мы ездили на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа. Сколько там великих русских. Бунин, Тэффи.Гриппиус, Всех не помню уже.Очень было волнительно. Как жестоко по их судьбам прошлась революция. Да и более поздних уехавших много.
А здесь просто поклониться настоящей России(
Хотя, против "печени чекиста" в меню - не возражаю... Заслужили(
А второе, это блюдо в одном из популярных кабачков. Там ещё и похлеще названия встречаются( Об этом западэнцы здесь писать не хотят. Вот, сбила Вас с толку на ночь(
Я с подругой была в 90-м, жаль не было сегодняшней фототехники - город чудный. Но было уже столь неуютно, что выходить приходилось в сопровождении местных.
думаю, сейчас вся неприязнь превратилась просто в ненависть.....((((
А такие судьбы лёгкими не бывают, увы...
Открыл для себя Тэффи в универе,в 73-м... Рысь, О нежности,Всё о любви - из любимых.
СПАСИБО!
Комментарий удален модератором
Французская эмиграция это огромный мир. Так же, как и аргентинская, венесуэльская, юго-восточная. Позже американская. Просто французская оставила бОльший след в годы растерянности и хаоса. Тэффи была звездой, равной среди равных...
К Мережковскому и Гиппиус у меня личное отношение(((
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
А брат был судим за педофилию, кажется, ещё до переворота. Сейчас чётко не готова ответить...
Комментарий удален модератором
Всё же он был писатель от Бога
Зинаида перебила Лилю и экстравагантностью и талантом. Стихи хорошие.
И несчастный третий лишний
Кстати "модели семей" были похожи. Как Лиля любила Осю - остальные для дела и развлечений, так и Гиппиус всю жизнь посвятила мужу. Прочее - разрядка
Комментарий удален модератором
Sorry, что ввела в заблуждение. Но глобальный смысл не меняется((
Борис Савенков. Тоже неплохо писал.
Комментарий удален модератором
Слащёв вернулся. Убили, оформив как месть за родственника (как сейчас за Буданова "оформляют") Фильм "Восток-Запад" смотрели? Вот там хорошо тема раскрыта...
Комментарий удален модератором
Вертинский был умный человек. И на свободе он пел в Харбине и Париже. Поскитавшись по международным кабакам он договорился с "товарищами". И отработав, роскошно доживал. Посмотрите подарочное издание "Вертинский". Кому ещё так разрешили? Борису Рубашкину, Алле Баяновой, Петру Лещенко, Вадиму Козину? Нет.
Баянова вернулась только в 90-е в Россию.
Комментарий удален модератором
Бг (что лично знаю) летал Эйр-Индия, Непальские авиалинии (что уже подвиг, свидетельствую), Japan, Люфтганза и все безопасные европейские. В Юго-Восточную Азию не знаю на чём, в Ю.Америке кажется пока не был. Так что блат везде)))
Комментарий удален модератором
Павлу - спасибо за приглашение.
"Тургенев — весной, Толстой — летом, Диккенс — зимой, Гамсун — осенью." Тэффи...
Камни всегда!!!
Назван, правда, в честь одного геммолога, который его случайно открыл в 1945 г. - за шпинель раньше принимали...
Похож на тёмный аметист (со стороны незнайки))
Потвёрже будет, где-то между топазом и сапфиром. И гораздо дороже, бо сильно редкий. Mg3Al8BeO16, сложный окисел. Встречается в Танзании и на Цейлоне (Шри Ланка, в смысле). А история открытия интересная, можно пост сделать... А можно просто погуглить - сам тока что прочитал, пока искал формулу...)))
Комментарий удален модератором
А на Цейлоне, скорее всего, надувают туристов. впаривая им аметист? В следующей жизни я точно стану геммологом, если заслужу выбор в этой...
А профессия хорошая, наверное...
Чему он равен среди камней? Голубому сапфиру, рубину, или намного дороже?
Кто-то же будет носить такое кольцо... Жизнь несправедлива)
Но Тэффи не Великая Княгиня. Она сама зарабатывала на жизнь литературной работой. Этот опыт и спас её в эмиграции. Иоанн Кронштадский бежал из города при восстании матросов, вместо того, чтобы "увещевать". И это "столп", которому исповедовался Александр III(((
Что требовать с обычных людей, даже хорошо образованных. Они просто выросли в другом мире и слишком резко им пришлось "перестраиваться"...
Статья такого высокого уровня - это событие у нас в сообе!!!
Пожалел, что так мало читал и знаю о Тэффи, ее необычном таланте. Зато теперь-то восполню этот пробел, благодаря Вашей талантливой и глубокой статье!
Павлу отдельная благодарность за приглашение!!!!!!!!!
Спасибо на добром слове. Тэффи читайте, и не слушайте тех, кто будет говорить, что это "женская проза". Чушь! Это проза жизни, просто слишком талантлива.
У меня мало текстов в блоге, но взгляните, может какой-то ещё заинтересует)
Слушать никого не буду, пользуюсь своим сугубо личным восприятием)))
На мой взгляд, сестры Лохвицкие - и Мирра, и Надежда - просто жемчужины Серебряного Века! Яркие и внешне (красавицы!), и своим творчеством (несомненно их имена останутся в истории русской литературы).
Есть небольшое замечание по общему тону статьи.Сейчас настали времена, когда можно и нужно объективно, спокойно, доброжелательно оценивать все, что было до Революции и все, что было после.. Заслуживают не меньшего уважения и Блок, Маяковский, Есенин за то, что приняли Революцию и создали в новой России свои лучшие произведения (у Блока это несомненно поэма "12" - поразительная, пророческая вещь, если учесть, что Рукописи Мертвого Моря, которые проливают свет на то, кем на самом деле был Христос, были обнаружены только в 1945 г....)
Заслуживают уважения, я думаю, и бывшие гос.секретари США К. Райс, Шульц. которые в 2010 г. во время визита Д. Медведева в США, подарили ему как ценнейшую реликвию советский революционный плакат 1921 г.:
"ОТ МРАКА - К СВЕТУ, ОТ БИТВЫ - К КНИГЕ, ОТ ГОРЯ - К СЧАСТЬЮ"!..
Блок расплатился за свои "12" жизнью. "Новые апостолы" отпустили его на лечение не в Финляндию, а в райские кущи. Урок многими не усвоен(
"Негоже Серёжа,
Негоже Володя", тоже далеко не все помнят.
Тэффи, к счастью, для будущих читателей, смогла уехать.
Связи с Кумранскими рукописями я здесь не наблюдаю. Это для другой статьи.
Радует то, что в школьных учебниках литературы за 8 класс появился материал о писателях "Сатирикона", и в этом разделе - небольшая статья о Тэффи и один из её рассказов "Жизнь и воротник".
Расскажите им какой Лермонтов был сплетник, как сам нарвался на дуэль и т.д.
Глядишь и выучат: "Кавказ подо мною, Один в вышине......." Печально в целом((
Марине Малининой.
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Именно потому мне и понравилась эта статья. Спасибо!
Украинских и британских ученых я сюда не пущу)
Есть о чём поразмышлять...
О выборе, о чести, о достоинстве до последнего шага. Не буду повторять цитату...
Комментарий удален модератором
Так появилась Мирра Лохвицкая.
Вот такую Россию мы потеряли в 1917....
Спасибо, Марина.
Не думала, что получит столь высокую оценку)
Рассказы Тэффи очень афористичны, очень запоминаемы. И современны.
"Жизнь, как беллетристика, страшно безвкусна. Красивый, яркий роман она может вдруг скомкать, смять, оборвать на самом смешном и нелепом положении, а маленькому дурацкому водевилю припишет конец из "Гамлета".
"Если сидишь под деревом и птичка испортила тебе шляпку, то тебе совершенно безразлично, что это за птичка - соловей или ворона. Так вот. Изменил ли тебе шекспировский Ромео или приказчик из башмачной лавки - одинаково неприятно".
А фамилию эту - Лохвицкая, сестра ее Мария (Мирра) - впервые увидела в детской любимой книжке "Дорога уходит вдаль". И была приятно удивлена совпадением, много позже прочитав рассказы Тэффи.
Спасибо Вам, Марина за рассказ, за память, за приглашение.
Анна, но ведь Лохвицкая она урождённая, по отцу. И Надежда, и Мария, и брат Николай.
Эту фамилию не выбирали, а вот псевдонимы! Мария стала Миррой потому, что их дед очень любил церковное мирро и часто о нём говорил. Так по семейной легенде. Ну, а Тэффи все знают, почему)) Об этой детской книге не слышала, но в любом случае, родовую фамилию оттуда взять не могли... Спасибо, что пришли)))
Потому-то и Тзффи была принята мною как знакомая. Так сказать - по рекомендации))
Если бы: "Это мамина родная сестра, тётя" - тогда всё получается...
А чьи это воспоминания?
Автор книги - Александра Бруштейн.
http://lib.aldebaran.ru/author/brushtein_aleksandra/ Здесь можно скачать, кликнув по названию.
Уж простите отклонение от темы - такие вот неподконтрольные ассоциации.
Но Мирра и Надежда родные сёстры, урождённые Лохвицкие. Вы согласны?)
Конечно, родные сестры! Я же не спорила, что Вы! Просто увелась в сторону - простите еще раз.)
А всего лишь небольшая статья об одной из представителей той самой интеллигенции.
О Елизавете Феодоровне у меня есть материал, как-нибудь выложу.
Насчёт большевиков и дальнейшего полностью с Вами согласна(((
Значит материал удался)))
Опять же, Новодевичье...
Дочь Куприна отказалась ехать с родителями. Посмотрите: "актриса Киса Куприна". Отец недолго здесь и прожил, очень скучал. Кого не ограничивали - единицы, они были витринами "молодого советского государства". Остальные расплатились за свою наивность...
Вечная им память, а не приспособленцам, которые оказались по обе стороны. Здесь Алекс Толстой, там Д.С. с Зиночкой и т.д. Исключительно имхо...
Благодарю за такие похвалы, думаю, что это авансом)))
Мне, как и Вам, Марина, конечно же, неприятно и противно думать о приспособленцах.
Буду ожидать продолжения Ваших замечательных историй:))
Вот Вы мне сколько интересного рассказали. Я специально не занималась, конечно, её историей, но где-то мелькнуло "снималась в кино во Франции, но звездой не стала". Значит вернулась после Сталина. Да, по фотографиям молодости была очень красивая. Увидеть бы какова была на сцене. Где-нибудь записи сохранились, но этим нужно специально, конечно, заниматься. Да будь она трижды талантлива, кто бы в советском театре позволил ей стать примой( Да и вообще судьба театра мутная... После проклятия Коонен. Я верю в такие вещи. Не поставили в нём больше ни одного шедевра, после разгрома Камерного. И по сей день( Спасибо, Елена! Всего знать нельзя, но хочется))
Коонен я никогда не видела, а могла попасть к ней в гости. Но те, кто готов был меня взять с собой, сказали между делом, что ей мучительно видеть новые лица - и я не пошла. Но у меня ее автограф на книге Таирова. Она пускала к себе до конца жизни только двоих, супругов. служивших еще в Камерном театре.
С удовольствием делюсь с Вами тем, что знаю))
У Куприной детей, кажется, тоже не было. И никакому театроведу до неё дела нет. А ведь эпоха не "уходит", а фактически уже "ушла". Вот то самое: "Были Люди"...
Благодарю за такие интересные рассказы! У Вас были замечательные встречи, такие возможности даются только хорошим людям!)))
Буду очень рада!!!
Хотите взглянуть, как меня сейчас коммунисты хотели сожрать, мои ягодки?))
После таких лиц, такого прошлого, такого высокого - вот такая реальность от тех, "которые по ихним театрам не ходють": http://maxpark.com/user/75115591/content/1986208#comment_25667983
Только успеваю отвечать. Жуть. Мне давно всё понятно, к несчастью, ещё и учиться у таких пришлось, но никогда не пойму, какого они прицепились к Израилю? Есть США, Германия, Англия, Чечня, в конце концов. Так нет - один бред на всех... Странно))))
Вы лучше всякие интересности вспоминайте!))) Это важнее!
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Замечательный сборник "Печальное вино". Кроме текстов ещё и воспоминания о великих соотечественниках во Франции. Честные такие, что сегодня Мережковский точно подал бы в суд за "клевету". В сети есть текты, только беспорядочно всё. Лучше приобрести одну книгу, с главами из разных сборников, чтобы получить наиболее полное представление о том, как менялся её стиль с годами. Очень рекомендую!
P.S. Если интересует стык литературы с политикой, взгляните:
http://maxpark.com/user/3270510387/content/1837359
Хотя на самом деле и в жизни Тэффи и в жизни России все не так однозначно, Марина.
Иначе страниц на 600 о Тэффи и неограниченное кол-во томов, о России...
Спасибо за интересные факты из жизни Надежды Лохвицкой (Тэффи).
Вдогон к материалу - интересный комментарий Марии Малининой.
http://maxpark.com/user/3270510387/content/1973975#comment-25437917
Кстати, характер ветки довольно точно отражается в композиции Горана Бреговича "Gas".
ссылка на www.youtube.com
Статья, к сожалению, не моя. был рад поделиться, пригласить. Рад видеть Вас.
Именно так:-" вылавливать писательские льготы в мутной воде.."
-«Такой воды кони не пьют. Такую воду пьют кроткие овцы да вьючные животные»
Написана статья хорошо, не спорю. Но к реальной жизни этой мадам, не имеет никакого отношения.