Мёртвые сраму не имут

 Мёртвые сраму не имут

 Как свидетельствует  истина «Преподобного Нестора Российский летописца» ,  в 970 году  войско князя Киевского Святослава Игоревича под городом Доростол  было окружено  армией Византии  императора Цимисхия.  И тогда князь, собрав дружину  перед решающей битвой,  обратился к соратникам   с такими словами: «Некуда нам деться, надо биться - волею или неволей. Так не посрамим  же земли Русской, но ляжем здесь костьми, ибо мертвые сраму не имут.  Если же побежим - будет нам срам. Так не побежим же, но встанем крепко. Я буду впереди вас. Если паду я - сами о себе позаботьтесь”.  И мысль его была глубока: «позаботиться»  каждому о себе - не значит подумать, как спастись от смерти, а поступить так, чтобы избежать  срама. И в 3 раза  превосходящий  по численности враг, устрашённый яростью и отвагой, бежал с поля боя, бросая мёртвых и раненых.

Прошла почти тысяча лет,   как многомиллионный советский народ в 4-летней Великой Отечественной войне – битве -  также не посрамил своей земли. Много на этой кровавой жатве было несправедливости, жестоких ошибок и даже предательства. Была Брестская крепость и обледенелый генерал Карбышев, но был и Харьковский котёл с   сотнями тысяч от страха молоденьких солдат. Был блокадный Ленинград и вмёрзший в землю Сталинград, но был и добровольно сдавшийся в плен генерал Власов. Была партизанская армия Ковпака и Пётр Машеров, но были и «лесные братья» и Бандера.  У каждого времени, как и у каждого человека, свой суд, но всех участников тех событий  одно слово объединяет в целое и делает каждого соучастником. Это слово – ВОЙНА. И она была Отечественной, поскольку  именно на нашу землю пришло нашествие чёрных полчищ. И великая битва была уже не столько за Родину, Сталина, за социалистическое государство, а за свою Землю, которую топтали сапоги солдат Вермахта. И мы победили, и в этом «мы» -  память новых поколений, их благодарность  перед мёртвыми за дарованную жизнь. Но проходит время, и почему – то с течением лет всё больше тускнеет облик советского солдата-освободителя  Европы от фашистской чумы.

И молодёжь западных стран, не говоря уже об американцах, считает, что гитлеровскую Германию победили США и Великобритания в союзе с отрядами местного сопротивления. А с кем же тогда воевали немецкие фашисты до 1944 года, до открытия второго фронта? Конечно,  удобнее из-за моря посылать караваны судов с продовольствием и оружием, наращивая собственную промышленость, чем посылать на колючую проволоку штрафные батальоны из числа своих сограждан! И вопрос не в том, почему 3 года не был открыт второй фронт.  Дело в исторической справедливости  и человеческой совести, в излишней героизации своей страны и принижении роли советского народа в этой мировой мясорубке. С момента исчезновения Советского Союза начал исчезать как улыбка чеширского кота и народ-победитель: нет страны –  победителя, значит, нет  и народа - освободителя.   А, значит, и память о нём долой! И очень трагично, что в  части современных исторических трактовок на постсоветском пространстве, как и в историческом образовании молодёжи в некоторых республиках, всё меньше уделяется внимания изучению истории того периода времени.

Война забрала с собой многих: и стариков, и детей,  и мужчин, и женщин, и героев, и струсивших, виноватых и безвинных. И  смерть, как торжество всепрощения Христа, смыло с них позор различного греха, слабости духа или заблуждений разума . Героям – слава, а всем мёртвым – память. Такова мудрость  человеческой жизни в Боге, вот что мы должны противопоставить  забвению. Ведь им много не надо. Достаточно, что бы только помнили, что они жили и погибли. Не каждому дано стоять в бронзе, и улиц не хватит даже для малой части всех имён. Но «смертью смерть поправ» они заслужили, чтобы о них помнили. Забвение – есть путь к смерти,  а память –  дорога к бессмертию. В победе Жизни над смертью есть глубокий  смысл Воскресения и его праздника Пасхи.  И  до тех пор, пока мы будем тверды в своей памяти о наших предках, то тех пор и  слова Иоанна Златоуста будут истиной: « Смерть! Где твоё жало?  Ад! Где твоя победа?". «Мёртвые сраму не имут». Пусть же и нам не будет стыдно перед ними.