Уроки, которые мы не забыли

На модерации Отложенный


«Никогда не думала, что такое может случится со мной. Если бы не этот парень… Меня бы точно уже не было бы в живых! Как вовремя он оказался там, - думала Марина, лежа на больничной койке. – Вот подлечат меня, обязательно нужно будет его найти и отблагодарить! А я, ни имени, ни фамилии не знаю… и лица не помню…»

***
Марина возвращалась домой как обычно через скверик. Ввиду кризиса, в этом году скверик не облагородили. Обычно по весне городские озеленители обрезали кусты и деревья, сажали цветы в клумбы… И поэтому кусты казались в сумерках, а уж тем более в темноте очень страшными ветвистыми чудовищами. Именно по вечерам Марина и возвращалась домой через сквер – здесь она могла идти быстрым шагом – это и заменяло ей каждодневные физические упражнения. Марина подумала, что плевать на красивую фигуру. Жизнь дороже! Уж больно жутко здесь ходить стало, лучше на троллейбусе поезжу. И именно на этой мысли ее повалили на землю и стали вырывать из рук сумочку. Ей бы просто отдать эту сумку, так нет – она мертвой схваткой в нее вцепилась и не отдавала… Разбойник пинал ее по лицу – сейчас не лицо, а сплошной большой синяк.
«Как вот теперь на работу идти? – сокрушалась она, разглядывая себя в зеркало. - Ведь администратор солидного отеля! Все вопросы мной решаются!»

***
- Саша, ты узнал, кто был моим спасителем?
- Обижаешь… я чай не зря зарплату-то получаю, - потянулся в поцелуе к жене Александр Семенович.
- И кто? – ответив на игривость мужа, задала вопрос Марина.
- Некий Руслан Константинович Садиков, 17 лет отроду, проживает… тебе надо знать, где он проживает? Или ограничишься номером телефона, дорогая?
- Ну а как ты думаешь? Неужели я буду его по телефону благодарить, конечно нужен адрес – съездим как люди, отблагодарим. Я что не права, милый? – обняла Марина мужа.
- Конечно съездим! Да я тоже хочу посмотреть на твоего спасителя! Это ж надо: мальчишка, а не побоялся вступиться за тебя! А может вы были знакомы, а? – стал подтрунивать Саша над женой.
- Да ну что ты говоришь! Откуда? Я и лица-то его не помню совсем, - отшучивалась Марина.
- Так я ж пробил его… Он как раз в нашем поселке и живет, где мы с тобой жизнь нашу семейную начинали…
- Ну-ка, ну-ка... как ты сказал, его зовут, - вдруг встрепенулась Марина. – Руслан Константинович? – задумалась она. – Нет. Не помню такого! А ты разве не знаешь его, Саша?
- Да я знал одного Садикова, но это точно не Руслан…

***
Саша с Мариной приехали в поселок, где начиналась их семейная жизнь. Сашка тогда еще не был Александром Семеновичем Махуриным, подполковником милиции, а был обычным парнем, вернувшимся с армии, да и Марина Андреевна не была тогда администратором отеля, а была выпускницей педучилища.
В школу поселка и получила она распределение, там и начинала карьеру учительницы начальных классов. Выпустила четыре с половиной (пятый выпуск не получилось у нее довести до окончания начальной школы) выпуска. После первого года работы сразу зарекомендовала себя прекрасным педагогом. Дисциплина на уроках в ее классе была идеальной. Усвоение материала учениками было почти стопроцентное. Родители были от нее в восторге – ведь даже самые озорные мальчишки в ее классе преображались, теряли свое озорство и учились считать и писать. Дети ее любили! А красива была: 20 лет, высокая, стройная, всегда с улыбкой… русые длинные волосы, которым завидовали все родительницы ее класса.
Вот в этом поселке они и познакомились с Сашей. Встречались не долго. Поженились. Вот уже не за горами серебряная свадьба. Одно плохо – как насмешка Всевышнего: не дал детей им. Погоревали молодые, да и успокоились тем, что и на работе у Марины хватает детишек. С ними у нее мороки много, а свой ребеночек будет – так еще и дома нужно будет внимание ему уделять. Саше-то вообще детей не хотелось… Он уж так, просто поддержал Марину в ее бабском горе…

***
Они быстро нашли дом, в котором жил спаситель Марины, благо район знакомый. Позвонили в дверь. Дверь им открыла сухонькая старушенция:
- Вам кого? – спросила она. Саша открыл, было рот, чтобы ответить, как старушка, всплеснув руками и не отводя взгляда от Марины, запричитала:
- А батюшки, а батюшки… Марина Андреевна! Какими судьбами? – и отодвигая Сашу в сторону, стала за руку затаскивать Марину в квартиру. А та, улыбаясь, следовала за старушкой. Саша понял, что люди оказались знакомыми и, не задавая лишних вопросов, тоже вошел в квартиру. После оханий и аханий старушки по поводу нечаянной встречи, супруги наконец-то смогли объяснить причину своего визита. Старушка искренне удивилась этому:
- Как же так? А Руслан мне ничего не рассказывал. Наверное, расстраивать не хотел. Стара, ведь я стала, Марина Андреевна, стара… Тогда еще в школе, помните наверное, дочка с зятем пили сильно… Руслан в пятом классе был, когда их обоих пьяных машина сбила. Переживал, конечно, малец. А меня от такого горя, инсульт стукнул. Отказала вся правая сторона – так он меня после больницы выхаживал… Вот! Смотрите! Вот! – подняла старушка руки вверх, встала и стала пританцовывать… - Все его забота! Внучека моего! – заплакала она.
- Ваш внук – герой! – заявил Александр Семенович. – Гордитесь им! – Приобнял он старушку. Та в момент успокоилась:
- Так экзамен же сегодня… ну по-новому его называют-то… игэ, нет.. ЕГЭ! Вот! – утерла слезы старушка. – Может, подождете?
Махурины переглянулись и решили подождать. Старушка поставила чайник, стала собирать на стол и рассказывала:
- Ведь после вашего ухода, Марина Андреевна, дети наши как с цепи сорвались. Никто не хотел их брать, ни один учитель! Еле-еле уговорили новенькую преподавательницу довести класс до окончания начальной школы… уж она с ними намучилась… А как же получилось, что вы так резко нас покинули, Марина Андреевна?
- Я на улицу пойду, Марин, вы тут беседуйте, - сказал Махурин и удалился.
- Так вот получилось… Место предложили – отказывать, тогда сами понимаете, нельзя было… страшные девяностые… Вот и решилась я тогда в середине учебного года уйти из школы, оставить ребят на произвол судьбы… Да думаю, все родители меня поняли…
- Ой ли... ой ли… поняли… - с сарказмом произнесла старушка, - Даже Пахомова первая ругалась на вас, прости Господи… Говорит де.. права была Вафина тогда на собрании, когда требовала ее отстранения от детей… нужно было тогда еще в начале года, как все это вскрылось выгнать ее… а мы, идиоты, пожалели… мол пусть доучит наших детей, а потом администрация школы пусть решает как с ней быть… и что, говорит, теперь? Марина Андреевна плюнула на наших детей и ушла делать карьеру в бизнесе… Вот какие страсти тогда разбушевались…
Марине было неприятно все это вспоминать, но куда ж деваться-то, если все это было. И сама она хотела уйти тогда еще после дня учителя, после того разгромного скандального родительского собрания, на котором ее как педагога втоптали в грязь… да кто? Обычная токариха с завода… Вафина эта!

***
- Мама, сегодня Марина Андреевна, так кричала, так кричала, - рассказывала десятилетняя Камила маме о событиях в школе, переодевая школьную форму, - не нужны, говорит, мне такие подарки от ваших родителей на День учителя! Так, говорит, и передайте! Пусть даже и не утруждаются в следующий раз покупать такую ерунду! А разве роза в горшке, которую подарили ей сегодня утром от родителей – ерунда, а, мам?
Алия насторожилась и спросила у дочери:
- А почему она вдруг раскричалась? Вы наверное себя плохо вели, Камила?
- Не знаю. Она сначала испинала Руслана, а потом начала кричать… Мама, а роза в горшке – это ерунда?
- Нет, конечно! Мы подарили Марине Андреевне этот цветок потому, что она учит вас, холит и лелеет (после слов «испинала» Алия уже сама не верила в «холит и лелеет»), вот чтобы эта роза росла вместе с вами… Камила, кызым, а что значит испинала? – осторожно спросила мама.
- Как что? Ну просто испинала и все!
- Камила, человек не может просто так ни с того, ни с сего взять и начать пинать другого человека. Для этого должны быть какие-то причины. Ты вспомни, как все было…
- Ну как… Вот вы поздравили с Днем учителя и ушли, она поставила горшок с цветком на подоконник и о чем-то стала шушукаться с Ириной Владимировной, мамой Андрея, а когда и мама Андрея ушла, она вызвала к доске Руслана и стала спрашивать у него домашнее задание. А он не выучил его. Ну вот… она сначала ругалась на него, ну а потом, как всегда стала пинать… - дочь рассказывала это так обыденно и спокойно, а Алия была в шоке от услышанного. Собрав все свое мужество и терпение, она спросила у дочери:
- И как часто она пинает Руслана?


- Да она всех пинает, кто уроки не сделал…
- А как она это делает?
- Ну как-как? Подходит и пинает ногой в попу.
- А тебя пинала?
- Нет. Я же домашнее задание всегда делаю.
- А за что еще пинает?
- Ну… если кто плохо себя ведет, или пререкается, или забыл там тетрадку или ручку дома..
У Алии стало всплывать в памяти то, как дочь делает домашнее задание… Даже если она засиживается до поздна и мама ей говорит, что лучше лечь спать, и нет ничего страшного в том, что один раз не будет сделано домашнее задание, она всегда отвечала:
- Я сейчас сделаю, а потом уже спать. Марина Андреевна будет ругаться…
- А еще Марина Андреевна сегодня кричала, - вывела из оцепенения Алию дочь, - что всем учителям подарили нормальные подарки: кому микроволновку, кому тостер, а она как прокаженная сегодня пойдет из школы с этим цветком в горшке… Вообщем, она сегодня была злая… и все больше тебя ругала, за то, что такой подарок купила. Только ты не спрашивай меня, как она тебя называла, я не скажу. Так дядя Витя пьяный всегда говорит…
- И не говори, матурым, не надо повторять такие гадкие слова. Скажи мне, Камила, а когда Руслана или кого-то другого Марина Андреевна пинала, ты как себя чувствовала?
- Мне было жалко их, - тихо сказала Камила и заплакала. Алия обняла ее и гладя по головке приговаривала:
- Не бойся, кызым! Больше ты этого видеть не будешь…- а потом спросила:
- А как давно Марина Андреевна пинает вас?
- С первого класса.
- Почему же ты мне ничего не сказала.
- Она не велела говорить. Да и ты говоришь – слушай учителя!

***
Вечером Алия рассказала все мужу. Он выслушал и искренне удивился:
- Ну и что? Пинает себе и пинает… И у нас такое в школе было… не пинали конечно, но указкой пару раз и мне попало…
Так и хотелось сказать: «Видать этих пару раз хватило, чтобы вышибить тебе мозги!», но вслух произнесла:
- То есть ты спокойно допускаешь, чтобы твоя дочь в школе, на каждом уроке видела насилие учителя над учеником? Да она итак считает, что это нормально! В ее маленькой головке уже пазлы сложились так: в школе все учителя пинают учеников, за не выученные уроки и делают это при всем классе, в назидание другим.
- Нет конечно. А что сделаешь? Против школы не попрешь!
- Фарид, ты что мелешь-то? Твою дочь в школе калечат, а ты рассуждаешь стоит ли тебе защищать свою дочь?
Поругались в тот вечер крепко. Алия была шокирована поведением мужа. Фарид никак не мог понять, что вообще произошло… и зачем нужно затевать какие-то ссоры…
На следующий день, проводив дочь до кабинета, Алия поднялась к директору школы и все ей рассказала. Алия была готово к любой реакции директора, но то, что произошло, было для нее полной неожиданностью. Директор выслушала ее и сказала:
- Пускать на самотек такое не будем. Вы собираете в срочном порядке родительское собрание, а я приглашу на него психолога и завуча начальной школы. На какое число назначим собрание?
- На следующий вторник возможно? Это будет 14 октября.
- Да. Договорились. 14-го октября в 18.00 внеочередное родительское собрание.
Алия обошла всех родителей по адресно. Каждому объяснила, причину собрания. Была, мягко сказать, удивлена тому, что многие родители отвечали ей, что они в курсе об избиениях и сами лично подходили к Марине Андреевне и просили не трогать их ребенка!
Накануне собрания к Алие домой пришла Ирина Владимировна, мама Андрея – одноклассника дочери. Оказывается Ирина Владимировна - близкая подруга Марины Андреевны и пришла за тем, что бы уговорить меня не собирать завтра собрание, что это испортит карьеру Марины, а она ее так ценит. И что не надо раздувать из мухи слона… ну пинала… ну и что? Они ведь неслухи! С ними же по другому никак! И Андрея, ее сына пинала! Да пусть пинает – лишь бы толк был!
- Ирина, вы считаете нормальным, что ваша близкая подруга при всем классе унижает вашего сына, пиная по попе? Даже не буду брать на ум, что это унижение достоинства вашего сына, а если она пнет так, что от наследственного органа вашего сына ничего не останется?
- Пусть! Детей надо держать в черном теле! Тогда будет и дисциплина и толк! А вам-то что? Ведь вашу девочку она не пинала!
- Зато она видела это на каждом уроке – это уже психологическая травма для ребенка!
- О чем вы говорите? Какая травма? Они же еще маленькие…. Им всего по 9 – 10 лет…
- Им уже по 9 – 10 лет! Ирина, я прошу вас уйти. Собрание отменять не будем.
И тут Ирина плюхается перед Алией на колени и просит ее:
- Я очень вас прошу…. Пожалуйста, не надо завтра проводить это собрание. Хотите я сейчас сама всех обойду и скажу, что собрания не будет… Ну, нельзя ей портить карьеру…
Нервы Алии были на пределе. Столько переживаний за несколько дней. Страшно стало оставлять Камилу в школе… К тому же она не любит унижать и унижающихся. И она прошептала ей на ухо, а потом крикнула:
- Пошла вон из моего дома!
- Ты еще пожалеешь! – пригрозила мама Андрея.

***
Странно, но на собрание пришли все родители. Сначала причину доложила Алия, потом хотелось услышать учителя, но не тут-то было… Кто-то из родителей сказал, что все это ерунда и единичный случай… слово взял папа Руслана и говорил о том, что он местный мафиози и никому не позволит измываться над его сыном, тем более какой-то обычной мамаше одноклассницы Руслана (то есть Алие). И если учитель считает нужны наказать ученика – значит так она и должна делать! И он как отец сам не раз просил ее об этом. Потому что сын его неслух! Потом выступала бабушка Руслана, что никаких претензий к учителю у ребенка нет, что мальчик всем доволен и любит Марину Андреевну… Директор школы остановила выкрики и дала слово ошарашенному психологу… Та, сразу же стала задавать вопросы Марине Андреевне:
- Как часто вы практикуете насилие?
- Вообще не практикую.
- Однако дети рассказывают другое. Что вы на это скажете?
- Дети – это дети.. им придумать не составит большого труда… Родители, вот кто главный! Кого надо слушать! А родители согласны с моими методами воспитания.
- То есть вы признаете, что методы воспитания у вас неординарные?
- Да признаю!
С мест вновь закричали родители со словами поддержки в адрес учителя. А потом взяла слово Ирина Владимировна и зачитала заявление в адрес директора школы, в котором было указано об аморальном поведении Вафиной Алии Ильсуровны, заключающееся в том, что она этим собранием желает свести какие-то свои личные счеты с учителем…
Директор, видя, что толпа беснуется не на шутку. Спросила разрешении у Алии закрыть собрание и объявила:
- Заявление, которые вы написали на мое имя и подписали всеми родителями, к счастью, не имеет никакой юридической силы. Вафина Алия Ильсуровна – не мой сотрудник. А вот Махурина Марина Андреевна – мой. И поэтому я, как директор школы выношу ей выговор с занесением в трудовую книжку. И если будет повтор ситуации – дело будет отправлено в прокуратуру. На данном этапе Марина Андреевна будет продолжать свою работу в данном классе и обязана довести детей до окончания начальной школы. С этим и согласились родители.
Камилу пришлось перевести в другой класс, потому что дети не давали ей прохода… каждый кричал «Ябеда!»… да и Марина Андреевна не навязчиво так стала вставлять палки в колеса… занижая оценки девочке. Когда Алия, собрав все тетрадки отнесла их директору школы и потребовала принять меры к нерадивому учителю, пригрозив обратиться в роо директор и предложила перевести девочку в другой класс, мотивировав это тем, что сейчас середина учебного года и срывать учителя начальной школы с рабочего места – это очень неудобно и не целесообразно… Алия и директор школы пришли к компромиссу, что Камилу нужно перевести в другой класс.
А в самый разгар весенних каникул Марина Андреевна взяла да и уволилась из школы.

***
- Руслан, смотри кто у нас в гостях! Почему же ты мне ничего не рассказал?
- Потому что, бабуля, ничего особенного не произошло.
- Как же?! Ведь ты спас человека! Да еще свою любимую учительницу Марину Андреевну!
- Здравствуй, Руслан, - улыбнулась Марина своему спасителю, - ну как написал ЕГЭ?
- Бабуля, я там торт купил – отметить ЕГЭ))) порежь, а?!
- Конечно, внучек, пообщайтесь…
Марина смотрела и не могла налюбоваться на этого юношу. Такой высокий красивый, обходительный… Ни за что бы не подумала, что вот такой отличный человек сможет получиться из того малолетнего озорника… Марина улыбалась…
- Марина Андреевна, шли бы отсюда по добру по здорову, а?! – это прозвучало как гром среди ясного неба!
- Что? Я не поняла, - идиотская улыбка не сходила с ее губ.
- Пошла, говорю, вон отсюда!