Зиновьев Александр Александрович
На модерации
Отложенный
Диалектическая логика vs. формальная логика
в диссертации А.А. Зиновьева
Странная судьба у диалектической логики. В отличие от формальной логики она не является самостоятельной учебной дисциплиной - ни философской, ни логической. Хотя продолжает оставаться на слуху.
Наиболее известной в интернет-сети работой по диалектической логике является книга Э.В.Ильенкова "Диалектическая логика. Очерки истории и теории". Второй по полярности является книга Кумпфа и Оруджева "Диалектическая логика. Основные принципы и проблемы".
Менее слышимой будет книга коллектива авторов, в названии которой словосочетание "диалектическая логика" запрятано в подзаголовке. Это - "Диалектика научного познания. Очерк диалектической логики" (М.Наука. 1978). В числе авторов известные имена: Войшвилло, Петров, Порус, Горский, Нарский.
Название последней, пожалуй, наиболее точно отображает содержание всех перечисленных книг: теория научного познания, онтология, методология в диалектических аспектах. Но ещё не логика. А если и логика, то в некотором философском, метафорическом смысле.
Но есть ещё одна фундаментальная работа советского периода по диалектической логике в гносеолого-методологических и онтологических аспектах, хотя в её название словосочетание "диалектическая логика не входит.
Это кандидатская диссертация А.А. Зиновьева: «Восхождение от абстрактного к конкретному (на материале "Капитала" К.Маркса) » (1954).
Если исходить из содержания работы, то её полное название могло бы звучать так:
=Диалектический метод восхождения от абстрактного к конкретному (иллюстрация к методу на материале "Капитала" К.Маркса)= (1).
Вполне адекватным название работы А.А. Зиновьева могло бы выглядеть так:
=Восхождение от абстрактного к конкретному (диалектическая логика vs. формальная логика)= (2).
И вот почему.
По всему тексту диссертации Александр Зиновьев ведёт последовательное сопоставление диалектического метода К.Маркса с формальной логикой. Но логика и метод - это разнородные вещи. Поэтому правильнее будет сказать, что автор формальной логике противопоставляет диалектическую логику, последовательно переходя от одной категориальной пары к другой.
--
Михаил П. Грачёв.
Комментарии
- лучше демократии не придумать ничего;
- что налоговая службу разгонять нельзя;
- что спекулянты на рынке нужны;
- что придёт рынок и всё расставит по местам;
- что не трогай дерьмо - оно не пахнет - это про РАН;
- Что президент и Премьер произошли от обезьяны;
- Что был большой взрыв, который организовал Господь Бог и оттуда началась вселенная,
- Что всемирных потопов не было и что до нас не было развитых цивилизаций на Земле и нет их в космосе.
Здесь обсуждается диалектическая логика в трудах Зиновьева Александра Александровича. А Ваша статья " Нужен ли закон о защите светскости в России" обсуждается с большой заинтересованностью и достатачно оживленно здесь: http://maxpark.com/community/5302/content/1929164
Какими, Юрий Евгеньевич, соображениями о диалектической логике А.А. Зиновьева Вы хотели бы поделиться в комментариях к настоящей статье?
--
С уважением,
Михаил П. Грачёв.
собственно-это и есть воспроизводство Разума.
но логика-это не вещь сама в себе- она лишь функциональный инструмент для анализа..если бы этим инструментом был бы какой-нибудь механизм, или любая штучка дрючка,которую можно было бы куда-нибудь приложить , и она сразу выдала бы такой результат логического анализа и перспективу его развития, который хотя бы частично помог бы человеку не сушить собственные мозги, то будьте уверены- человек тут же этим бы воспользовался..и по мере предоставления технологий он собственно этим и занимается.
собственно-это и есть развитие Человечества- освоение новых технологий-это уже утверждение, доказанное надо сказать- К. Маркса, но с которым я абсолютно согласна.
потому смена философских воззрений-как и соответствующих , им типов логики-это всего лишь этапы развития самосознания и Человека и Человечества.
===
У вас получается что "суть" и "суть вещей" суть разные понятия.
более почитаю Сократа Платонова и его "После коммунизма"
и прочитайте!
суть - объективный термин- т.е. неважно , что вы к нему подставите- смысл от этого не измениться..всё равно останется -суть...вещей..или любой хрени- на ваше усмотрение..
дело слишком абстрактно-хотя..ваше дело-мне не интересна простая игра слов.
то о чём мы вообще беседуем?
может быть вы еще и философские рукописи Маркса не читали?
я не собираюсь никого унизить- просто тут разные языки- речь ни о чем..
я считаю и Маркса и Сократа Платонова-конечно там говорят участвовали в написании четыре человека-но это не суть важно- но это наиболее яркие образцы владение объективной логикой и отображение ее в словесной форме,а также использование как инструмент логического диалектического анализа.
"логика, как то, что человека отличает от других живых существ, то, что ему даёт возможно не только сознавать- т.е. понимать и форму и суть, но и осознавать суть вещей, т.е. видеть в перспективе развития"
Я понимаю, истмат и все такое, научный марксизм-ленинизм, но нельзя же такие вещи писать. По-вашему получается что у зайца нет логики, ему что жизнь что погибель - все едино, в воду прыгать или в огонь - без разницы.
откуда у зайца логика?
разговор закончен!
всего доброго!
Светлана, спасибо за уточнение: Сократ Платонов не два человека, а четыре.
На самом деле под псевдонимом скрывается Сократ Аристотелевич Платонов-Гегелевский.
--
Читая размышления Зиновьева Александра Александровича, всегда поражался его убедительной логике. По-моему, его логическое мышление, как симбиоз формальной и диалектической логики, заслуживает уважения и изучения.
Извиняюсь за пространные субъективные рассуждения.
Спасибо за замечательный отклик. Ваше "формальная логика - это логика в первом приближении" у меня интерпретируется так: формальная логика - это модель естественного мышления в первом приближении.
Тогда как, элементарная диалектическая логика - это уточнённая по сравнению с формальной логикой модель естественного мышления. А именно.
Расширен состав основных форм мысли - к истинностным суждениям (утверждениям, отрицаниям) добавлены в качестве основных формы мыслей: вопросы, оценки, императивы. Три последние не являются истинностными формами, поскольку не принимают истинностные значения "ложно/истинно" в двузначной логике.
Также, логика рассуждений расширена за счет добавления в штат традиционной логики к умозаключению логической формы "диалог" как формы связи высказываний в рассуждении.
В самом деле. Из вопросов и императивов силлогизм не построишь, но эти формы мысли являются непременными составляющими обыденного рассуждения - и индивидуального и совместного.
Имеются и другие параметры логики, по которым во втором приближении уточняется модель естественного мышления, предмет которой "правильные рассуждения".
--
http://www.youtube.com/watch?v=vkQtYoBGPZ0&feature=player_embedded#!
С уважением, oleg Lukashevich
это три триединых предметности бытия реальности материалистическая, экзистенциальная, идеалистическая (или божественная);
это три триединых метода их организации монистический метод, диалектический, триединый;
это три триединых тенденции качественных переходов этих предметностей и методов сведенных в систему эволюция, революция, скачок;
На основе этой квинтэссенции анализа русской философии можно сделать вывод, что мир бесконечен, непрерывен, изменчив. При этом, всякая всячена в мире это процесс бытия, а потому в этой бесконечности можно начать с любой точки, которая и станет началом. Но начав с чего-либо можно найти и определить затем части чего-либо сущего, их совокупности и общий процесс.
Но, всякое начало всякого явления имеет три триединых формы проявления – это статика, динамика, логика. Эта триединая ипостась имеет свои предметы, методологию их организации, тенденцию преобразований.
Мне были бы интересны Ваши соображения о соотношении формальной и диалектической логики.
Ведь в словосочетании "диалектическая логика" присутствует слово "логика". А предметом логики, в первую очередь, являются всё-таки правильные рассуждения. Поэтому возникает настоятельная потребность сравнить сначала диалектическую логику с формальной логикой.
Объект кандидатской диссертации Зиновьева - диалектическая логика. Объект докторской диссертации Зиновьева - формальная логика. К сожалению, творческий научный проект Зиновьва: соединение формальной и диалектической логики, - остался незавершенным.
У меня к Вам такой вопрос: А в принципе, возможен ли синтез формальной и диалектической логики?
С уважением,
Грачёв Михаил Петрович.
Возьмите труды Гегеля и можно иных авторов, то там вы найдете тричности, а это и говорить что Гегель говорил о триединстве. А это русская философия.
Предположим три закона диалектики. Три категории во всякой системе - предположим материя, пространство время; количество, качество, мера и т.д.
Вот над этим подумайте?
Это интересно. Подумаю:
Я исследую форму диалектических высказываний (вопросы, суждения, оценки, императивы).
Предложение-императив (пожелание подумать) со знаком вопроса на конце, это очень редкий способ соединить императив с вопросом для выражения диалектической мысли. Спасибо, Владимир. Возьму себе на заметку.
--