Отрывок интервью Е.Б.Мизулиной

Ведущая: Елена Борисовна! Уже не первый год в Государственной Думе лежит законопроект по определению минимального размера алиментов. Каким образом, на ваш взгляд, этот самый минимальный размер алиментов все-таки надо определять, и будет ли он определен?


Мизулина Е.Б.: Спасибо за этот вопрос. Ситуация с этим законопроектом сложная: ему больше двух лет. Мы договаривались с Правительством, предлагали разные редакции этого законопроекта. В какой-то момент определенная договоренность была достигнута, но потом вмешалась еще одна структура из Администрации Президента. В результате, все зависло. Что мы предложили? Мы предложили минимальный размер алиментов. Он очень важен для возможности компенсации из алиментного фонда. На одного ребенка - 1200, на двоих - 1800, на троих 2400. Откуда брали эту сумму? От пособия по безработице, от минимального размера оплаты труда, опять же в долях: одна четверть, одна треть, половина, как и взыскиваются алименты. Обязательно нужен минимальный размер алиментов. Чем он еще важен? Сегодня Служба судебных приставов очень четко фиксирует, что более 40 миллионов сегодня либо получатели алиментов, либо алиментоплательщики. Ситуация с выплатой алиментов очень сложная 90% семей - это семьи, где мать воспитывает ребенка одна. Основная проблема выплаты алиментов в том, что родители, как правило, чаще отец, скрывают свои доходы. Отсутствие минимального размера оплаты алиментов позволяет им предъявлять данные, которые часто не соответствуют действительности. В таком случае, как правило, очень сложно что-либо доказать и привлечь к какому-либо виду ответственности. Если же будет введен минимальный размер алиментов, то не имеет значения есть ли у родителя работа, есть ли у него доход, необходимо будет заплатить каждый месяц определенную сумму. Здесь уже не будут учитываться никакие моральные качества, нет смысла скрывать свои доходы. Мы изучали зарубежный опыт, который очень жесткий. Почему там нет проблем в уплате алиментов? Потому, что Служба, аналогичная нашей Службе судебных приставов, очень зорко отслеживает, доходы и новые покупки алиментоплательщика. Вы не сможете ничего оплатить, либо купить новую вещь, все счета в банках сразу же заблокируются. Выехать за границу невозможно, потому что это требует расходов. Поэтому люди предпочитают платить алименты на детей. Сформировано соответствующее общественное мнение: неприлично не платить алименты на своих детей. Могу сказать, что в законе много недостатков. Есть нюансы, где мы сталкивались с такой проблемой, когда добросовестный отец, имеющий хороший заработок, не подумавший о том, что надо зафиксировать оплату алиментов, отдает квартиру. А потом супруга начинает взыскивать с него алименты, но это тоже не добросовестно. Они договаривались, но не зафиксировали юридически, что квартира отдается в счет уплаты алиментов.

Семейный кодекс не предусматривает такую возможность, чтобы в счет уплаты алиментов можно было рассчитаться имуществом. Это неправильно. В нашем законопроекте есть такая возможность. Но, к сожалению, законопроект блокируется. Мы на нем настаиваем. Надеюсь, что рано или поздно эти поправки будут приняты.


Ведущая: Совсем недавно вы внесли законопроект, который устанавливает обязанность разведенных российских отцов частично оплачивать жилье для бывших жен и своих общих детей, а также предлагали заставлять бывшего мужа оплачивать не только часть арендной платы за квартиру, но и часть ипотечного кредита бывшей супруги, если она приобрела жилье и живет там вместе с их общим ребенком. Расскажите, пожалуйста, какова судьба этого законопроекта?


Мизулина Е.Б.: Да, мы внесли этот законопроект, он появился не случайно. Начиная с 2008 года наш Комитет искал выход из этой ситуации, нас и многих других вводили в заблуждение некоторые специалисты из других комитетов, которые говорили, что вопрос жилья при расторжении брака супругов урегулирован. Мы вникли в эту проблему. Например, такая ситуация: доля ребенка остается в жилье, например, папы, местом жительства определено место жительства мамы. Ребенок оказывается в ситуации: или он будет жить у папы, но не с мамой, мама туда вселиться не может. Или с мамой, но без жилья. Т.е., реально-то он воспользоваться этой долей не может, а закон никак такой момент не устанавливает. Соответственно, мы нашли много разных вариантов, сейчас в Комитете мы их рассматриваем. Мы предложили записать в Семейный кодекс РФ возможность на основании судебного решения, помимо стандартных алиментов, взыскивать дополнительные расходы, или дополнительные алименты на обеспечение жильем ребенка в тех случаях, когда определяется место жительства того родителя, у которого нет жилья ни в собственности, ни доли в жилье в собственности, ни на условиях социального найма. И у ребенка нет жилья или доли, которой он реально мог бы воспользоваться. Эта норма не обязывающая, но наделяющая суд полномочиями такие решения принимать, и наделяющая правом стороны заявлять такие иски. Суд будет выносить решение, учитывая, конечно, материальное положение алиментоплательщика. Если у него есть семья и ряд других обстоятельств, может быть одна доля взыскана, а может быть и не взыскана вообще, т.е. это не обязательная норма. По ипотечному кредиту мы пока не определились с окончательным вариантом, этот вопрос мы еще будем обсуждать. Вариант о том, чтобы иметь возможность взыскивать алименты на погашение ипотечного кредита, который, например, оформляла на себя супруга, когда родители жили вместе, и расчет был на доходы обоих супругов, очень разумный. Важно, чтобы не получилось злоупотребление правом, нужно думать об обеих сторонах спора.