Смоленск.
После невероятного провала Лепельского контрудара,наркома обороны СССР С.Тимошенко вызвали в столицу.
13 июля 1941 года маршал С.Тимошенко прилетел в Москву,где состоялось заседание о тяжёлом положении на западном фронте.
Сталин сказал:
«Есть предложение снять товарища Тимошенко с поста нарокма обороны СССР»
Тимошенко промолчал.Он ничего не мог сказать в оправдание недавних провалов.
Генерал армии Г.К.Жуков проявил в этой ситуации офицерскую солидарность и сказал:
«Тимошенко прилагает усилия.Войска в него верят»
Сталин промолчал.
19 июля Тимошенко вернулся в штаб ЗФ и узнал о своём смещении с поста наркома обороны СССР.Новым народным комиссаром СССР стал Иосиф Сталин.
Чтобы не обидеть влиятельного маршала ему компенсировали назначением главнокомандующим всех войск западного направления,
Таким образом маршал Тимошенко осуществлял руководство 2 крупнейшими сражениями—Смоленской и Киевской битвой.
Главой ЮЗН был С.Будёный(патриот),нач.штабаА.Кирпонос и стоял над ними маршал Тимошенко.
Теперь Тимошенко должен был сдать врагу Смоленск и Киев
ПЕРЕД БИТВОЙ
Гитлеровский генерал Франц Гальдер 3 июля 1941 года сделал запись в своем дневнике:
«Едва ли будет преувеличением утверждать, что кампания против России выиграна за 14 суток».
Пока в Германии раскрывали бутылки с шампанским, ожидая падения Москвы, в Советском Союзе готовились дать сражение в Смоленских воротах.
Междуречье Западной Двины и Днепра — кратчайший путь к центру страны. За многовековую историю России по этой дороге нередко к столице рвались враги и вокруг Смоленска шли кровопролитные сражения.
Уверенные в успехе немецкие генералы собирались разбить советские войска в районе города. После чего без бронетехники, одной пехотой, занять Москву. Танковые группы предполагалось бросить на Киев и Ленинград.
СООТНОШЕНИЕ СИЛ
РККА
Семен Тимошенко располагал семью армиями. В ста километрах восточнее Смоленска Ставка Главного командования развернула второй стратегический эшелон из шести общевойсковых армий.
В том числе 24-я армия генерала Калинина, переброшенная из Сибирского военного округа: 91-я, 107-я, 119-я, 133-я, 166-я, 178-я стрелковые дивизии.
119-я стрелковая дивизия была кадровым соединением, сформированным в 1939 году в Красноярске. В нее входили 365-й, 421-й, 634-й стрелковые полки. Участвовала в Финской войне. 22 июня почти вся дивизия была в Красноярске. Только саперный батальон был отправлен на запад. 29 июня дивизия покинула Красноярск.
В начале июля ее воины разгрузились в районе Ржева и Сычевки. Там до конца сентября бойцы строили укрепления. Командовал дивизией генерал Березин.
Направление Белый — Сычевка прикрывала 91-я стрелковая дивизия. Она была сформирована в августе 1939 года в Ачинске на базе 281-го полка. В ее состав входили 503-й, 561-й, 613-й стрелковые, 321 артиллерийский, 740-й гаубично-артиллерийский полки и другие части.
Командиром был полковник Никита Лебеденко, комиссаром Николай Шляпин. Свое боевое крещение дивизия получила в борьбе с финнами в 1940 году на Карельском перешейке.
Позади фронта располагался резервный фронт в составе 19 дивизий под командовантием опального Г.Жукова
ВЕРМАХТ.
Добивание окруженных русских войск оказалось неожиданно трудным делом, связавшим практически все пехотные дивизии вермахта. Для продолжения наступления немецкое командование могло использовать не более 60 дивизий, которым противостояли 74 советские дивизии из резерва Верховного Командования.
НАЧАЛО
В рамках стратегии “Барбаросса” Смоленская битва имела все черты генерального сражения. Если немцы выигрывали ее быстро, перед ними возникла бы оперативная пустота, столь благоприятная для активных действий. Если советские войска останавливали вермахт под Смоленском, это немедленно сказалось бы на ситуации на флангах и, вероятно, остановило бы немецкое наступление. В действительности гитлеровцы достигли успеха, но медленно и с большими потерями. Это оставляло шансы обеим сторонам.
Десятого июля 2-я и 3-я немецкие танковые армии (28 дивизий, из которых 9 танковых и 6 моторизованных) на восьмисоткилометровом фронте атаковали пять советских армий в составе 24 дивизий. Еще 19 советских дивизий развернулись восточнее, образовывая Резервный фронт. Для наступления на всем фронте просто не было сил: первоначально вся группа армий “Центр” была развернута на пятистах километрах, поэтому сражение быстро приобрело очаговый характер.
К 20 июля немецкие войска продвинулись на 170—220 километров, захватили Великие Луки, Смоленск, Мстислав, окружили значительную часть советской группировки, сосредоточенной под Смоленском. Но теперь подвижные части вермахта оказались связанными совершенно неадекватными им задачами по блокированию окруженных войск. Наступать на восток было уже некому.
ОРША
Наступающего на восток противника остановила боевая группа генерала Константина Рокоссовского. В районе Орши развернулись позиционные бои. Окруженные под Смоленском армии также не собирались сдаваться.
В боях под Оршей впервые была применена реактивная артиллерия. Исторический залп был сделан 14 июля в 15 часов 15 минут по команде капитана И.А. Флерова.
Противник на переправе через реку Оршица был сметен. Советские солдаты назвали новое оружие «катюша», а немецкие — «сталинским органом». Официально это были боевые машины реактивной артиллерии БМ-8 (82 мм), БМ-13 (132 мм) и БМ-31 (310 мм).
Советская промышленность в июле 1941 — декабре 1944 годов изготовила около 30 тыс. боевых машин «катюша» и свыше 12 млн штук реактивных снарядов к ним (всех калибров). Первые машины изготовлялись на базе отечественных шасси (всего около 600 штук — почти все, за исключением единиц, были уничтожены в боях), после начала ленд-лизовских поставок основным шасси для БМ-13 стал американский грузовик студебекер.
Реактивными системами БМ-13 и БМ-8 в первую очередь были вооружены гвардейские минометные части, входившие в состав артиллерии резерва Верховного Главнокомандования. Поэтому катюши иногда неофициально называли гвардейскими минометами.
ЧТО ТАМ ПРОИСХОДИЛО
Сталин потребовал провести контрнаступление и на этот же день была дана директива о контранаступлении под Смоленском. Тимошенко отдал приказ войскам 16-й и 20-й армии Западного фронта перейти в наступление с задачей в течение 30–31 июля овладеть Смоленском.
Генерал-лейтенант А.И. Еременко доложил свои соображения о нереальности поставленной задачи маршалу С.К. Тимошенко, который якобы согласился с его доводами и предоставил ему право самому решать этот вопрос.
По словам Еременко, он принял на себя тяжелую ответственность, отказавшись от попыток организовывать это наступление. Сей пассаж в его воспоминаниях не совсем понятен — он что же, решил саботировать решение Ставки ВГК?!
Еременко никак не мог саботировать без инициативы Тимошенко…..Скорее всего Тимошенко решил перестраховатся и свалить всю вину на Еременко.
Вся контрнаступательная операция под Смоленском феерия из разгромов частей РККА.Совсем непонятно как такое вообще могло происходить.
Части РККА не взаимодействовали друг с другом,но Тимошенко это мало волновало…..он оправдывался тем что у него якобы не хватало –людей,самолётов и танков.100% оправдание и алиби.
ВОПРЕКИ ПРЕДАТЕЛЬСТВУ
Однако и тогда нашлись герои.
Примером решительности и мужества советских войск служат их действия в районе Ярцева. В эти дни немногочисленная группа войск под командованием генерала-лейтенанта К.К. Рокоссовского внезапно для врага перешла в наступление, с ходу освободила этот город, форсировала реку Вопь и захватила на ее западном берегу выгодные позиции, где и закрепилась.
Все попытки врага отбросить советских воинов за реку и вернуть Ярцево были успешно отбиты. К.К. Рокоссовский вспоминал:
«В бою за овладение Ярцево самым чувствительным были для нас удары с воздуха. И то, что мы, несмотря на это, добились успеха, говорило о мужестве и героизме войск».
В районе Соловьево между войсками Рокосовского и частями вермахта завязались ожесточенные бои. В результате удалось пробить коридор во внешнем кольце окружения шириной до 10 км, в пределах которого были оборудованы пять переправ через Днепр. В целях их удержания Рокоссовским был сформирован подвижный отряд во главе с полковником И.К. Лизюковым, усиленный пятнадцатью танками. Этот отряд сыграл большую роль в отражении непрерывных атак противника с севера и юга, стремившихся прорваться к переправам.
Но это не могло много изменить из-за предательства командования ЗФ.
СМОЛЕНСКИЙ КОТЁЛ
Смоленское сражение началось 10 июля. Уже в первый же день немецкие танковые клинья вскрыли оборону советских войск.
Группа Гудериана прорвалась у Шклова. Три советские стрелковые дивизии почти не имели артиллерий и остались без поддержки с воздуха. Группа Гота пошла в прорыв в районе Витебска.
Этот удар грозил выходом немецкой армии в тыл фронта Тимошенко. Контратаки советских войск не смогли остановить противника. 15 июля восточнее Смоленска немцы перехватили магистраль на Москву. 16-я, 19-я и 20-я армии оказались охвачены с трех сторон.
В районе Невеля был окружен 51-й стрелковый корпус.
КОНТРНАСТУПЛЕНИНЕ
20 июля советское командование начало контрнаступление на Смоленск. Один из ударов наносила оперативная группа из 91-й и 166-й стрелковых дивизий, во главе с генерал-лейтенантом Калининым.
На эти части возлагалась задача прорыва к окруженным армиям. Первый бой сибиряки приняли 24 июля. 91-я дивизия наступала на село Пречистое и деревню Борисово, что восточнее Духовщины. Левее шли полки 166-й.
Первой в бой с врагом вступила 124-я разведрота из 91-й. Вооруженные легким оружием разведчики столкнулись с немецкими танками. Рота понесла большие потери, но обозначила позиции немцев.
В районе одной только деревни Борисово 91-я сд потеряла десятки красноармейцев и командиров. В дивизионных документах за 24 июля длинные списки пропавших без вести. В них попали красноармейцы Николай Григорьев, Григорий Шлярта, Михаил Попияков, Константин Вертков, Иван Неможаков, Ефим Трошкин, Николай Путинцев, сержант Кирилл Трофимов и множество других. Некоторым повезло больше.
К примеру, Михаил Буданава и Гавриил Маршунин, занесенные в пропавшие без вести, смогли выйти на позиции 50-й дивизии.
НЕТ ПОСТРОЕНИЯ..
Сражение под Смоленском потеряло всякую форму. Советские армии пытались деблокировать окруженную группировку, это не имело успеха, но заставляло противника все более и более расходовать свои силы, причем речь шла о наиболее ценных кадрах элитных танковых дивизий.
На флангах 57-й немецкий корпус оказался на грани разгрома, а продвижение в “припятскую дыру” группы кавалерийских дивизий под командованием Л.Петровского вынудило ОКХ преждевременно ввести в бой стратегический резерв, в роли которого выступал ординарный армейский корпус.
Потери в танках во 2-й и 3-й танковых армиях составили 60—70% списочного состава.
Из воспоминаний немецкого генерала Гюнтера Блюментрита о сибиряках:
«Близкое общение с природой позволяет русским свободно передвигаться ночью в туман, через леса и болота. Они не боятся темноты, бесконечных лесов и холода. Им не в диковинку зимы, когда температура падает доминус 45 градусов Цельсия. Сибиряк, которого частично или даже полностью можно считать азиатом, еще выносливее, еще сильнее и обладает значительно большей сопротивляемостью, чем его европейский соотечественник.
Мы уже испытали это на себе во время Первой мировой войны, когда нам пришлось столкнуться с сибирским армейским корпусом… Это была тяжелая школа. Человек, который остался в живых после встречи с русским солдатом и русским климатом, знает, что такое война. После этого ему незачем учиться воевать».
Немцы завершили ликвидацию Смоленского котла 5 августа, пленив 310 тысяч советских солдат и офицеров.
СПАСЕНИЕ
Маршал Тимошенко ещё в середине июля убыл с Хрущёвым в Киев и фактически отстранился от своих подчиненных и от ответственности за катастрофу….но узнав что части уходят из Смоленска он впал в ярость.
Требуя до последнего защищать город….таким образом загоняя их в окружение противника
Тем временем 28 июля группа Рокоссовского, усиленная 44-м стрелковым корпусом (64-я и 108-я стрелковые дивизии), смогла возобновить атаки и заняла Ярцево. В начале августа окруженным советским войскам при содействии группы Рокоссовского удалось восстановить контроль над переправами через Днепр в районе Соловьево и Ратчино.
4 августа через Днепр переправились остатки 16-й и 20-й армий.
Потери Красной Армии в Смоленском сражении составили около 760 тыс. чел. (из них более трети пленными). 1348 танков, 9290 орудий и минометов, 903 самолета.
Сражение за Смоленск закончилось.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Основная цель была достигнута—открыта дорога на Москву.
Маршал Тимошенко сдав Смоленск вместе с Хрущёвым улетел в Киев и работал над сдачей города
Однако бои развернулись и на других направлениях. Однако основные силы группы армий «Центр» были вынуждены перейти к обороне, спешно перебрасывались дивизии из резерва.
Командующий группой армий фельдмаршал Бок был полон пессимизма:
«Мне нужен каждый человек на передовой… Если в ближайшее время русским не будет где-либо нанесен сокрушительный удар, то задачу по их полному разгрому будет трудно выполнить до наступления зимы».
Срыв наступательных планов признал даже Гитлер, подписавший 30 июля директиву № 34, предписывающую группе армий «Центр» перейти к обороне и решить частные задачи на флангах.
В августе войска противников вели встречные наступления. О молниеносных прорывах немцев пришлось забыть. Советские войска упорно сопротивлялись, старались переходить в наступление на широком фронте.
Окончательно остановить врага не удалось — Красная Армия медленно отступала. Однако на эти дни пришелся первый крупный успех. 30 августа — 8 сентября 24-я армия, в состав которой входил 53-й стрелковый (сибирский) корпус, разбила немцев под Ельней.
Впервые с начала войны советские войска прорвали позиции немецкой армии и разгромили ее сильную группировку. Противник потерял 45 тысяч человек.
Общие потери группы армий «Центр» с 22 июня по 1 августа 1941 года достигли 74 500 офицеров, унтер-офицеров и солдат. 10 сентября советские войска прекратили наступление — Смоленское сражение закончилось. В этих боях безвозвратные потери Красной Армии составили 486 000 человек
Комментарии
Все остальные тупо валят всё на Жукова....