Как живут студенты «университета в изгнании»
Об этих ребятах чего только ни говорят. Некоторые даже считают их мажорами, которые после окончания университета уезжают подальше от родины в поисках лучшей доли. Корреспондент «Салідарнасцi» – накануне Дней открытых дверей ЕГУ – расспросила их о жизни в Вильнюсе и мечтах.

Знакомство с университетом началось с WC, в котором обнаружились и туалетная бумага, и жидкое мыло. В очереди девушки обсуждали удачно вытянутый билет на тему проблем гомосексуалов.
В коридоре сидели, уткнувшись в лэптопы, студенты. Сессия.
У входа в библиотеку – металлоискатель. Как объясняет мой гид – сотрудник студенческой службы ЕГУ Кирилл Атаманчик – это чтобы книжки не выносили.

Кирилл Атаманчик
В столовой и буфете народа побольше. Оно и понятно – время обеденное.


Перекусить в буфете можно за 1 лит (3 300 белорусских рублей)

А обед в столовой потянет на 6 лит (около 20 тысяч белорусских рублей)
В спортивном зале ни души. Физкультура в ЕГУ – предмет необязательный. Первокурсник Никита Демидович один из немногих, кто здесь занимается спортом.
– Я как приехал в Вильнюс, спустя пару недель нашел литовский клуб таэквондо. Они меня приняли с распростертыми объятьями, – делится Никита.

Никита Демидович
Этот молодой человек собирался поступать в Институт журналистики БГУ.
– Друзья рассказывали, что в белорусских университетах стадное образование. Они только приходят на лекции и записывают их. Здесь процесс обучения индивидуален. Все материалы есть в курсе дистанционного обучения, и если ты что-то пропустил, нет необходимости переписывать конспект.
Алексей Алишевич набрел на ЕГУ случайно. Приехав в Вильнюс на фольклорный международный фестиваль, он проходил мимо здания и прочел на вывеске – «Адміністрацыя Еўрапейскага гуманітарнага ўніверсітэта».

Лёша Алишевич
– Спрашивал у студентов, легко ли здесь учиться? Мне говорили: «Легко». Теперь я их ненавижу! – смеясь, признается Леша.
Ребята говорят, что в ЕГУ не прокатит, если ты не будешь ходить на семинары и впервые покажешься на очи преподавателю на экзамене.
Сколько стоит студенческая жизнь в Вильнюсе?
Это зависит от бюджета родителей.
– Одним выделяют больше денег, другим – меньше. Некоторым и пятьсот долларов мало, потому что потребности большие, – рассказывает Анастасия Зайцева.

Настя Зайцева
Девушка живет с четырьмя подругами-студентками в съемной трехкомнатной квартире.
– Когда мы жили вчетвером, аренда с коммуналкой обходилась в 420 лит (прим. «С» – 120 евро) с человека, сейчас платим по 350 лит (прим. «С» – 100 евро).Родители мне выдают 350 долларов, и плюс я подрабатываю. Без особых затрат и шопинга на жизнь хватает.
Первокурсница Александра Динилович тоже снимает квартиру с подругами.
– Мы живем втроем. Заплатили по 500 лит (прим. «С» – 143 евро). При этом аренда стоит 270 лит с человека. Коммуналка здесь дорогая.

Саша Динилович
Алексей Алишевич приводит пример, как жил на 80 долларов в месяц.
– Мне этого вполне хватало на еду. Главное знать: где и что покупать. А так, чтобы хватило на гулянки и удовольствия, реально вписаться в бюджет в 150 долларов.
– Вам картошку и закатки родители передают из Беларуси? – спрашиваю.
– Ага, товарными вагонами, – смеются студенты. – По ночам мы их разгружаем.
– Если серьезно, передают, конечно.
– Бюджеты у всех разные, – продолжает Настя. – У некоторых система такая: родители дают 400 долларов, 100 долларов ты отдаешь на общежитие, остальные деньги тратишь на свое усмотрение: записываешься в бассейн, съездишь в Тракай на экскурсию, планируешь расходы на еду.
По мнению Саши Динилович, самое сложное в жизни первокурсника ЕГУ – осознание того, что ты остаёшься наедине со своими проблемами, и тебе самому нужно их решать:
– Больше ответственности за свои поступки чувствуешь. И если ты сделаешь какую-то глупость, мама не приедет и не поможет тебе, – ты сам будешь отвечать за последствия.
– Ага, вот я пока с мамой жил, никогда не задумывался, как снять показания счетчика за свет и воду, – добавляет Алексей. – Здесь эти правила жизни быстро узнаешь.
По мнению Лёши, при желании студент ЕГУ может найти дополнительный источник дохода. Сам он подрабатывает ведущим на свадьбах.
– Подработок можно много найти: стать фрилансером, например, или обрабатывать фотографии. Вопрос только в том, сможешь ли это совмещать с учебой или нет.
Не все студенты ЕГУ живут на съемных квартирах. Александра Гришкевич пригласила «Салідарнасць» к себе общежитие. Саша родом из города Березовка Гродненской области. Девушка уже успела закончить колледж в Несвиже по смежной специальности «туризм и гостеприимство»:
– У меня нет такого, как у некоторых, которые приезжают, например, из маленького городка на учебу в Минск и сразу в соцсетях меняют родной город на столицу, – рассказывает Александра.

Саша Гришкевич заваривает нам подозрительные травы, на вкус оказавшиеся зеленым чаем
Попасть в общежитие оказалось проще простого. Никаких тебе бабушек на вахте, требующих предъявить документы.
В этой комнате живут три студентки.



Девушки любят хорошую парфюмерию, читают Оруэлла и, судя по флагу на стене, – свядомые белоруски.

Студентки явно поклонницы «Ляписов».

И очевидно, умеют держать язык за зубами.
Собираются ли ребята после окончания ЕГУ возвращаться на родину? Этот вопрос задают все без исключения журналисты, смеется Кирилл Атаманчик.
Его однокурсники работают как в Беларуси, так и за ее пределами.
– В основном, в частной сфере, – уточняет он. – Кто-то в туристических компаниях работает, кто-то – в ресторанном бизнесе. Знаю, что некоторые из тех, кто уехал, устроились сопровождающими в круизы.
– В районные краеведческие музеи никто не хочет идти? – интересуюсь.
– В магистратуре со мной учится девушка, которая работает в Бобруйском краеведческом музее, – говорит Кирилл.
Настя Зайцева: «Большинство родителей, которые определили своих детей в ЕГУ, хотят, чтобы они нашли себя в жизни, а вернутся они домой или будут работать за границей – это второстепенно».
Саша Гришкевич: «Когда я уезжала в Вильнюс, моя мама сказала: главное, чтобы ты стала человеком, и не потеряла себя».
Саша Динилович: «После окончания вуза я могу работать в кинематографе, на ТВ или в Интернете. Кем точно я буду, пока не знаю. Я хочу работать в авторском кино. Но не на «Беларусьфильме». Мне интересен человек, его внутренний мир, страхи, поступки, необдуманные или, наоборот, слишком обдуманные. Быть режиссером – это больше, чем профессия».
Лёша Алишевич: «Не знаю, стану ли журналистом. Но считаю, что обучение этой профессии формирует основную базу и помогает лучше узнать себя.
Мне неважно, в какой стране жить. Важно, чтобы у меня была хорошая зарплата, квартира, жена, которая будет встречать меня вечером. Это может быть как в Литве, так и в Беларуси. Я считаю, что в любой стране трудолюбивый человек может жить хорошо».
Татьяна Гусева
Комментарии