Россияне уже не знают, во что верить

На модерации Отложенный

Время от времени людям, которые, по их словам, очень-очень верят в Бога, очень хочется кого-нибудьударить по лицу, прервать культурное мероприятие в стране со светской Конституцией, разорить офис политической партии. Эти достойные люди утверждают, что очень-очень верят в того Бога, который говорил: «Возлюби ближнего своего; подставь другую щёку; мне отмщение, аз воздам». Но, судя по тому, что они предпочитают собирать себе сокровища на земле, а не на небесах, стремясь к известности и влиятельности, такие люди в действительности верят в очень земные вещи. Собственно говоря, выбор в качестве прикрытия религиозной риторики случаен, ибо здесь подойдёт любая идеология, то есть произвольный набор утверждений, и нет большой разницы, о чём словоблудить: о духовном возрождении единственного на планете народа-богоносца, заветах Лукича, либеральных ценностях, защите детей или банальной вежливости в обращении с дамой. Главное — не произносимые слова, а крик и, по возможности, затыкание рта собеседнику. 

Между тем Аналитический центр Юрия Левады отмечает снижение интереса россиян к тому, что можно обозначить словечком «потустороннее». С 2000 по 2013 год число верящих в приметы снизилось на 5 процентных пунктов (с 57 до 52%), в вещие сны — на 8 (с 51 до 43%), в астрологию — на 5 (с 33 до 28%), в инопланетян на Земле — на 5 (с 31 до 26%), в вечную жизнь — на 4 (с 21 до 17%). Обычная в таких случаях погрешность — 3,4%, то есть полученные данные не случайны. (Опрос проходил 15–18 февраля 2013 года по репрезентативной всероссийской выборке городского и сельского населения среди 1 600 человек в возрасте 18 лет и старше в 130 населённых пунктах 45 регионов страны.) 

Последний параграф, конечно, самый странный, ведь верующими в Бога считает себя не менее половины населения России.

Этот момент в «КЛ» уже горячо обсуждался, и ничего принципиально нового с тех пор не появилось. Человек по-прежнему мыслит спонтанно, хаотически, почти без рефлексии. Способность к категориальному мышлению и умение выдерживать линию рассуждения в соответствии с определяющими основаниями развиты слабо. Интерес к тому, что происходит в действительности, минимален, и главное, к чему стремится человек, — это чувство удовлетворения оттого, что он всё сделал правильно, даруемое ему инстинктом и нейротрансмиттерами. 

Подлинное мышление — это борьба с самим собой, болезненная ломка стереотипов, которые представляются тебе твоей сутью. На такое отважится далеко не каждый, поэтому не стоит удивляться, что в ответ на конкретные вопросы социологи слышат слова, то есть пустые оболочки, лишённые понятий. Попытавшись посмотреть на них как на термины, мы видим ералаш. Обратите внимание: по данным того же опроса, при всей вере в приметы, вещие сны и прочую мифологию регулярно обращаются к услугам гадалок, магов, целителей и других оккультистов и шарлатанов лишь 2% опрошенных. Когда русский человек утверждает, что он придерживается таких-то взглядов, это ничего не значит! «Вера без дел мертва», — подметил автор одного из новозаветных текстов. Разглагольствовать о картине мира и жить в соответствии со своими представлениями о мире — совершенно разные вещи. И подобные соцопросы это хорошо демонстрируют. 

Подготовлено по материалам Аналитического центра Юрия Левады.