Памяти Митрополита Питирима

На модерации Отложенный

Игорь ШУМЕЙКО04 ноября 20242024-11-042024-11-0428

4 ноября 2003 года, на День Казанской иконы Божией Матери скончался Митрополит Волоколамский и Юрьевский Питирим. Помогли нам прошедшие годы понять значение этого удивительного иерарха? Объяснить, например, строки интернет-энциклопедий: «В конце 1980-х был заметной фигурой в московских интеллектуальных и музыкальных кругах... Не был постоянным членом Священного синода, но в 1980-х годах считался одним из наиболее влиятельных иерархов РПЦ»? 

Или почему его называли «Железнодорожный Владыка»? Своим Владыкой его называли: пограничники, казаки, воины-интернационалисты (афганцы).

Родился Митрополит Питирим (в миру Константин Владимирович Нечаев) 8 января 1926, в г. Козлов Тамбовской губернии. Его предки: много поколений священников, епископ, его отец Владимир Нечаев был духовником Мичурина. В 1943 г. Константин Нечаев поступил в Московский институт инженеров транспорта (МИИТ). Запомнилась ему первая встреча с великим русским путейцем профессором Образцовым, а в целом его воспоминания дают яркую картину жизни МИИТа военной поры и до сих пор перепечатываются в методичках, институтских изданиях: 

«Заповедное место — библиотека со старинным интерьером, очередью за учебниками и самое тёплое в плохо отапливаемом институте — чертёжка, высокие пюпитры, липовые доски залиты тушью, исколоты кнопками: долог срок их службы… Ломоть чёрного хлеба не очень отягощал карман, а к вечеру приобретал особо отменные вкусовые качества»…

Как сотрудник МИИТа свидетельствую: колоритные воспоминания Владыки играют большую роль в воспитании студентов по сей день. 


Владыка и ректор МИИТа Борис Лёвин 


Но далее в жизни студента Кости Нечаева отозвались события государственной важности. В сентябре 1943 г. председатель Совета народных комиссаров СССР И.В. Сталин встретился с тремя митрополитами, вскоре прошла интронизация Патриарха Сергия. Эпоху гонений на церковь сменило время сотрудничества… 

Константин Нечаев учился хорошо, но студентом III курса МИИТа он избрал «благую часть, которая не отнимется» (Евангелие от Луки 10.42), — поступил в открывшийся Московский православный богословский институт (с 1946 г. — Московская духовная академия). В 1954 г. будущий Владыка был рукоположен в сан священника, в 1959 г. — пострижен в монашество в Троице-Сергиевой Лавре с именем Питирима в честь святителя Тамбовского Питирима — небесного покровителя его священнического рода, более трехсот лет служившего Церкви и России. 
И до самой кончины жизненная стезя владыки Питирима: множество трудов, десятки ответственных назначений, должностей, поручений, просьб. Инспектор Московских духовных академии и семинарии, главный редактор «Журнала Московской Патриархии», профессор Московской духовной академии, Пражского и Словацкого университетов, глава Издательского отдела Московской Патриархии, доктор богословия. Впервые после многолетнего перерыва при самом непосредственном попечении Владыки были изданы Библия, богослужебные книги, 30 выпусков «Богословских трудов».

В смутные годы России и последние — СССР — владыка работал невероятно много. Один из основателей Советского Фонда культуры, депутат Верховного Совета СССР выступавший по важнейшим вопросам. На тогдашних фото — более чем уважительные взгляды на Владыку со стороны его коллеги по Фонду культуры Раисы Горбачевой. Но «гранд респект» первой леди СССР (жены последнего его главы) — никак не заслонил Владыке Питириму боль за страну: его весьма суровое наставление президенту Горбачеву, только не с пастырского амвона, а с депутатской трибуны широко транслировалось.
Особую любовь, трогательную и деятельную, владыка питал к своей Alma mater — МИИТу. По его инициативе здесь, в крупнейшем техническом ВУЗе страны впервые была открыта кафедра теологии, которую Владыка и возглавил. Был открыт домовой храм МИИТа, причем именно в дореволюционном виде: специальная перегородка, опускаясь, отделяет алтарь, и в Зале Торжеств проходят важнейшие мероприятия Российского университета транспорта (МИИТ). Посетив ВУЗ, академик Велихов вспомнил рассказ родителей, здесь венчавшихся. И многие признают: МИИТ во многом возродил блеск Императорского Московского Инженерного Училища, выпускники которого подняли престиж русского путейца на мировой уровень, были самыми востребованными из эмигрантов. Удивителен факт другого «сшивания истории» в одном отдельно взятом ВУЗе. Известный российский ученый, путеец, ректор МИИТ (1997—2018) Борис Алексеевич Лёвин вспоминал: 

«Громадную роль в воспитании студентов играли стройотряды. Студенты МИИТа работали на БАМе с 1972-м: за два года, до того как о нём узнала страна. И первым шагом возрождения в новой России практики стройотрядов стал в 1997 году по предложению Владыки Питирима отряд, восстанавливавший Иосифо-Волоцкий монастырь. Возглавил его профессор Эрнст Серафимович Спиридонов, бывший командир отряда "Янкан-72", прорубавший трассу в тайге под строительство домов для будущих бамовцев. Живая невыдуманная связь поколений! После дня работы в Иосифо-Волоцком студенты беседовали с Митрополитом Питиримом. После такого “трудового семестра” все, кто не был крещен, — приняли крещение. Кто курил — бросили (первое время выбегали на перекуры за стены монастыря). Потом были другие МИИТовские стройотряды, другие объекты, от Ямала до Крымского моста, но факт истории остается: после долгого перерыва первые в стране студенческие стройотряды — это МИИТ»… 

 
Владыка Питирим и руководитель МИИТовских строй отрядов проф. Э.Спиридонов. Иосифо-Волоцкий монастырь


Генерал-лейтенант Виктор Павлович Егоров, возглавляя Пограничный Институт, часто приглашал Владыку, его словом воспитывая поколения курсантов пограничников.


Владыка Питирим и директор Пограничного института ген.-лейтенант В.Егоров


И в 2004 году, сразу после кончины Митрополита Питирима, все называвшие его — Своим Владыкой — собрались вместе. Железнодорожники и шире: путейцы России, пограничники, казаки, воины-интернационалисты... Возможно, имели место и ревностные споры, но светлая Память Владыки привела всех к «соборному решению»: на базе МИИТа был создан Фонд «Наследие митрополита Питирима». Председателем Правления Фонда стал ректор Борис Лёвин, генеральным директором Виктор Егоров. 


В.Егоров и В.Осипов у памятного знака Митрополиту Питириму в Иосифо-Волоцком монастыре


И деятельность Фонда стала известна стране. Изданы книги воспоминаний и богословских трудов Владыки, созданы документальные фильмы о его жизни, установлен памятник, установлены четыре именные стипендии имени митрополита Питирима, на проводимых Рождественских чтениях выступали знаковые люди. Проводились акции всероссийского уровня, широко освещавшиеся в СМИ. 

По сей день помогает воспитывать будущих путейцев созданный Фондом Литературно-Исторический Клуб — ЛИК МИИТа. Перед студентами, преподавателями выступали: Валентин Распутин, Юрий Поляков, председатели Союза писателей России Валерий Ганичев и нынешний — Николай Иванов. Режиссер Владимир Хотиненко, бывший глава Москвы, член Политбюро и по сей день активный политик Юрий Прокофьев, известный политолог Николай Стариков, знаменитый актер и общественный деятель Дмитрий Певцов. Недавно, в октябре 2024 г. — студенты, преподаватели внимали рассказам о новейшей Истории России от известного писателя и спецназавца, героя СВО Алексея Шорохова.


Н.Стариков в Литературно-Историческом Клубе МИИТа


Собиратель воспоминаний

Много лет я встречался с людьми, знавшими Владыку Питирима. Некоторые из собранных воспоминаний вошли в буклеты Фонда, в книгу «Питирим. Всегда и во всем Владыка» (2009). Ученые многих направлений наук, писатели, музыканты, чемпионы мира по шахматам Василий Смыслов и Анатолий Карпов, артисты, железнодорожники, военные врачи, казаки, пограничники, архитекторы, священнослужители, монахи и иерархи, военачальники, ректоры крупнейших ВУЗов, дипломаты, книгоиздатели, кинематографисты, предприниматели, многие, назвавшиеся скромно: «его прихожане».

Кто-то из воспоминателей бывал не совсем здоров, кто-то стеснен своим служебным (порой очень высоким) положением, но всегда Пароль «Книга воспоминаний о Владыке Питириме» получал Отзыв: «Готов, расскажу». 
Уединенно жили на старой даче в Барвихе Василий Смыслов с супругой Надеждой Андреевной. Русский уникум, Василий Смыслов стал гроссмейстером еще до Отечественной войны, несколько шахматистов, ставших чемпионами мира после него, давно скончались, а он продолжал играть и побеждать на крупнейших турнирах! И притом талантливый певец: приглашали в Большой театр, записывал пластинки у нас и за рубежом. Одну из них, кстати, он подарил мне — понятно же, кого мне за это благодарить! Меня Василий Смыслов и видел-то в первый раз, это разговор о митрополите Питириме тронул его. Одна из песен на той пластинке: известная, на слова Некрасова «Жили двенадцать разбойников». Владыка очень любил эту песню, постоянно улыбался при словах: «…как в Соловках нам рассказывал, инок честной Питирим» — об этом мне рассказывали не только Василий Смыслов, но и некоторые священнослужители, учившиеся в Духовной Академии у Владыки. Как пример мягкого юмора, вспоминали, что на классной доске после слова «…Питирим» — кто-то прибавил и «Кудеяр», обыграв некрасовский сюжет…


Василий Смыслов с супругой и Ваш покорный слуга


Василий Смыслов прожил несколько целых шахматных эпох, к удивлению всего мира выигрывал и у Каспарова, годящегося ему во внуки. Очень важно и веско легли на диктофон его слова, сказанные убежденно и спокойно, как на разборе старой шахматной партии: «Те матчи я выиграл по благословению Владыки Питирима».

Владимир Николаевич Крупин (на фото), автор многих повестей, в том числе знаменитой «Живая вода», которую, я думаю, наш народ когда-нибудь возьмет да и присвоит, сделав «народной повестью» подобно «народным песням». Его рассказ о духовном влиянии митрополита Питирима обстоятелен и спокоен, но помню, как дойдя до сюжета с первым российским спецрейсом за Благодатным огнем на Пасху 2003 г., он оживился, набрал телефон сына, Владимира Крупина-младшего, непосредственно державшего в самолете на коленях одну из двух специальных лампад. Так на два голоса они расписали все пункты «благодатной операции», которая, кстати, начиная с того года, повторяется регулярно, и Благодатный огонь успевает долететь до Москвы в Пасхальную ночь и быть переданным далее.

Александр Викторович Нефедов, исполнительный директор газеты «Тверская, 13», сопровождавший Владыку в интересных и ответственных заграничных командировках, позволил взглянуть на митрополита Питирима — глазами давно секуляризированного Запада, уставшего от своей духовной обыденности, обедненности. Александр Нефедов запомнил выразительную реплику, впечатление европейцев: «Биг Рашен Патер» (Большой русский патер, Отец).

Зинаида Федоровна Драгункина, руководитель благотворительного центра «Благовест», основанного ею в 1993-м вместе с Владыкой, буквально накануне нашей встречи стала членом Совета Федерации РФ. Занятость? — Но «Пароль» действовал безотказно.


Илзе Лиепа, 2012 г.


Илзе Лиепа, балерина из великой артистической династии России, дочь Мариуса Лиепы, танцевала в 2012 году в Храме Христа Спасителя на знаменитом вечере Памяти владыки Питирима: 

«Отец у нас был лютеранином, и брат Андрис в младенчестве крещен в лютеранскую веру, а потом перешел в православие. В Пасху отец всегда выводил нас в Храм Воскресения Словущего на Успенском Вражке. Храмов было мало, желающих побывать — много. Улица вся была в свечах! Иногда участвовали в происходящем с балкона, и когда владыка Питирим выходил из дверей с возгласом «Христос воскресе!», мы с балкона дружно отвечали ему «Воистину воскресе!» Это детские воспоминания, но, может быть, именно с них и началась наша вера».

Президент Академии геополитических проблем генерал Леонид Григорьевич Ивашов рассказывал о знаменитом «Броске в Приштину» от лица проведшего ту операцию, от своего лица. И несколько раз повторял фразу, как он, доктор наук и академик геополитики «…после долгого разговора с митрополитом Питиримом, предсказавшим многое из того, что произошло со страной, армией — я вдруг почувствовал себя мальчишкой». 
Одна из бесед случилась в день, когда президент Обама отменил планы размещения элементов ПРО в Польше и Чехии. Примерно 4-5 съемочных групп приехало в Академию записывать комментарий генерала Ивашова. Он отвечал на вопросы, стоя у портрета митрополита Питирима, буквально царящего в его кабинете. Не преувеличение: действительно известный портрет Владыки, читающего книгу, — самый большой в кабинете генерала Ивашова, размером где-то метр на полтора.
Трогательный момент. В военном госпитале им. Мандрыка есть свой музей. Сюда приезжал Сталин навестить раненного маршала Еременко… Но зайдя в зал вам покажется, что вы в музее митрополита Питирима. Огромная диорама: подсвеченная ниша и фигура митрополита в полный рост, множество фотографий. В этих стенах Владыка скончался, здесь его в последние дни навещал Патриарх Алексий. И госпиталь во главе с генерал-майором медицинской службы Владимиром Симоненко и полковником медицинской службы Вячеславом Ниниченко хранит память о митрополите.

Кого-то мне приходилось уговаривать, например, Роберта Байрашева, издателя журнала «Столичное образование». Несмотря на солидный журналистский опыт, он долго не соглашался на публикацию воспоминаний: «Ведь я всего три раза встречался с митрополитом Питиримом. Причем в составе группы слушателей ВКШ. Что ж мне говорить, у тебя воспоминания людей знавших его десятилетиями!» — Но я-то чувствовал, сколь важен и интересен будет взгляд «одного из группы», и какой группы! ВКШ — это Высшая Комсомольская Школа, пестовавшая руководящие кадры, группа Байрашева — будущие журналисты и редакторы комсомольской прессы. Отборные из отборных. А что такое ВКШ 1989 года? Туда рвались агитаторы всех мастей, выступали Ельцин, Руцкой, Нина Андреева, Васильев (общество «Память»), Аджубей, Бовин. Но именно выступление митрополита Питирима покорило и преобразило их аудиторию. Они ездили потом в его Издательский отдел, много размышляли в эти поворотные годы, в их судьбах встреча с Владыкой не прошла бесследно. 

И согласился на публикацию Байрашев лишь когда передал ему, что сам писатель Владимир Крупин, прочитав, весьма одобрил его сюжет, сказав: «Важно обрисовать многогранное служение митрополита Питирима еще и с такой неожиданной точки, как ВКШ». «Храм последнего года жизни Владыки» — так называлась моя статья об архитекторе, строителе, реставраторе Сергее Павловиче Фомине, поставившем Храм Старорусской иконы Божией Матери на территории Московского института погранвойск, возглавлявшемся тогда генерал-лейтенантом Виктором Павловичем Егоровым, позже — Генеральным директором Фонда «Наследие Митрополита Питирима». 
«Тесен мир!» — беседуя с Сергеем Фоминым и заглянув в его «послужной список», я с удивлением обнаружил, что давно уже знаком с его работой. Оказывается, именно этот кудесник русского деревянного зодчества соорудил «Русское Подворье», Измайловский Вернисаж, уникальную архитектурную фантазию на Востоке Москвы, о которой мне неоднократно доводилось писать. Реставратор и строитель, глава фирмы «Северный Дом XXI век» Сергей Фомин рассказал, как он обязан своим духовным, а в итоге и профессиональным ростом — Владыке Питириму. 


Службу на могиле Владыки Питирима ведет архиепископ Алексий


Огромный резонанс подчеркнули отклики в десятках СМИ, включая «Московский комсомолец», опубликовавший рассказ о жизни Владыки, репортаж и выразительный кадр: полковник медицинской службы, ранее — главный хирург Балтийского флота (ныне он возглавляет ДОСААФ Москвы) Вячеслав Ниниченко на сцене Храма Христа Спасителя на фоне портрета Владыки исполняет гимн:


Фото А.Жданов, "МК"


Полное собрание людей, на жизнь которых повлиял Владыка, стало уникальным портретом нашего общества конца 20 — начала 21 века.