Вермахт и советские военнопленные

«Мы должны отказаться от понятия солдатского товарищества. Коммунист никогда не был и никогда не будет товарищем. Речь идёт о борьбе на уничтожение...»….

 А.Гитлер 30 марта 1941 года в напутствие командирам и солдатам вермахта

Более полувека у немцев был в основном позитивный образ вермахта в период национал-социализма и Второй мировой войны. В 1945 году решением держав-победительниц военная организация нацистского государства была полностью ликвидирована. Но легенда о ней осталась в сознании людей. И возникла эта легенда не случайно. В конце Второй мировой войны она родилась в среде высшего военного руководства Германии и в последующем систематически пропагандировалась.

Начало положил преемник Гитлера на посту главы государства и верховного главнокомандующего вермахта гросс-адмирал Карл Дёниц, когда в последнем выпуске «Wehrmachtbericht» (доклада о состоянии вермахта) от 9 мая 1945 года заявил, что германский вермахт сражался «героически», «с честью», «изо всех сил», неся большие жертвы, всегда оставаясь верным воинской присяге, а «результаты его военных действий незабываемы».

По меткому выражению, германский вермахт, конечно, проиграл Вторую мировую войну, зато добился победы после 1945 года, а именно в борьбе за представление о себе в глазах общественности - немецкой и международной.

Итак, апологеты вермахта, говоря чисто технически, очень хорошо сработали. Им удалось прочно внедрить в историческое сознание общества приукрашенный образ вермахта - «чистого», ничем не запятнавшего себя во время Второй мировой войны.

За то, что у войны была «грязная», темная сторона, которую нельзя отрицать, - массовое уничтожение евреев, цыган, советских военнопленных, гражданского населения оккупированных стран - несут ответственность другие организации нацистского государства, прежде всего СС.

 

В содержательном плане легенда о вермахте имеет несколько аспектов. Утверждается, что:

- вермахт не был послушным орудием Гитлера, его командование довольно часто возражало диктатору;

- с 1939 по 1945 год вермахт не совершал военных преступлений, то есть не нарушал систематически международные военные конвенции;

- он не принимал участия в Холокосте;

- в целом он вел обычные военные действия; если же и имели место «эксцессы», что не оспаривается, то это были исключения, как говорится, «лес рубят - щепки летят».

Авторы легенды о вермахте преследовали далеко идущие цели. Процесс расплаты с периодом нацистской диктатуры, имеющий политический, юридический и морально-нравственный аспекты, надо было канализировать. Давалось «добро» на политический и нравственный расчет с Гитлером, государственной партией НСДАП, с осужденными в Нюрнберге главными военными преступниками, с СС и гестапо. Напротив, вермахт в общественном сознании должен был оставаться таким, каким его представлял себе Дёниц.

Историческая наука в Федеративной Республике Германии сначала была не в состоянии скорректировать такое представление. Она интенсивно занималась падением Веймарской республики и захватом власти Гитлером, затем - структурой гитлеровского государства и событийной стороной Второй мировой войны. По сравнению с этими темами ведение войны вермахтом, так же как и Холокост, долгое время оставалось «белым пятном».

 

ВЕРМАХТ И ВОЕННОПЛЕННЫЕ

От общего количества примерно в 5,7 млн. красноармейцев, которые были взяты в плен вермахтом во время Второй мировой войны, к концу войны в немецких лагерях находилось всего лишь 930000 человек. Историческая наука оценивает количество погибших примерно в 3,3 млн. человек (57,5%).

Для содержания военнопленных в третьем Рейхе было несколько категорий лагерей:

Дулаг (Dulag, Durchgangslager) - пересыльный лагерь,

Шталаг (Stalag, Stammlager für Mannschaft und Unteroffiziere) - основной лагерь для рядового и младшего офицерского состава,

Офлаг (Oflag, Offizierslager) - офицерский лагерь.

На территории Рейха (в тыловой зоне) содержание военнопленных было в ведении общего ведомства Вермахта (Allgemeine Wehrmachtsamt, AWA), возглавляемого «высшим командованием Вермахта» (Oberkommando der Wehrmacht, OKW).

В районах боевых действий и прифронтовой полосе ответственность за пленных и фронтовые лагеря (фронт-шталаг, Frontstalag) возлагалась на высшее командование сухопутных войск (Oberkommando des Heeres, OKH).

В 17 оборонных округах тыловой зоны было 47 офлагов, 80 шталагов и несколько лагерей для пленных пилотов (офлаг-люфт) и офицеров флота (марлаги), подчинявшихся Люфтваффе и Кригсмарине.

Как уже упомянуто, цифра XVIII была номером военного округа. Буква C в наименовании означала, что это был третий шталаг округа: первый шталаг XVIII A находился в Вольфсбурге, второй шталаг XVII B - в Обердраубурге.

ШТАЛАГ

Зримым признаком войны для жителей австрийского городка Санкт-Иоганн, переименованного национал-социалистским режимом в Маркт Понгау, стал лагерь военнопленных под официальным обозначением ШТАЛАГ XVIII C. Наименование этого «основного лагеря» для рядового состава содержит номер оборонного округа XVII, охватывавшего Форарльберг, Тироль, Зальцбург, Каринтию и Штирию, а также название «Маркт Понгау». Позднее был добавлен новый порядковый номер «317».

Уже 15 августа 1940 года в Санкт-Иоганн прибыла группа из 25 французских военнопленных. Их разместили в здании начальной школы и использовали на общественных работах и в крестьянских хозяйствах.

Французам как представителям «высшей западной арийской расы» отношение было более человечное нежели к русским военнопленным

СОВЕТСКИЕ ВОЕННОПЛЕННЫЕ В ЛАГЕРЯХ

После нападения Вермахта на Советский Союз 22 июня 1941 года, уже в начале ноября в Санкт-Иоганн начали прибывать первые эшелоны с русскими военнопленными. Сначала военнопленные были помещены в палаточный лагерь

Многие из их товарищей по несчастью не пережили многонедельные переходы и переезды с восточного фронта в Понгау в открытых вагонах для скота и в товарных вагонах. Те, кому всё-таки удалось живыми добраться до Санкт-Иоганна, прибыли в лагерь полностью истощенными и, частью, тяжелобольными.

От 30 до 40 процентов прибывших этими первыми эшелонами военнопленных не смогли пережить первую ночь в лагере.

Ежедневно запряженные лошадьми повозки везли тела русских пленных через городок в братскую могилу на городском кладбище. Когда места в этой братской могиле стало не хватать для большого количества умерших, ШТАЛАГ получил от местной общины разрешение использовать площади в районе Фишбахгрунда.

Французский военнопленный Луи Пишеро (Luis Pichereau) вспоминает:

 

«Каждый день от истощения и различных заболеваний умирало до 40 русских. Русских военнопленных также ежедневно расстреливали».

 

Очевидец Алоиз Штадлер описывает катастрофическую ситуацию с питанием советских военнопленных:

 

«Часто русские вынуждены были есть траву и червей и русских пленных также ежедневно расстреливали».

 

Когда русские военнопленные покидали лагерь для работ за его пределами, голод заставлял их выкапывать корни растений и есть их.

Бывший советский военнопленный Дмитрий Борисович Ломоносов вспоминает:

« В таких лагерях, где жестоко истязали советских военнопленных, где тысячи из них умирали от голода, ран и болезней, заключенные из других стран пили пиво, занимались художественной самодеятельностью и не голодали. ….Иногда такое соседство разделялось только колючей проволокой.

Наблюдая жизнь товарищей по несчастью из стран-союзников, мы невольно задавали себе только один вопрос: Почему?»….

Истоки политики уничтожения, направленной против русских пленных.

Тысячи советских пленных были подвергнуты "отбору" в лагерях Берген- Бельзене, Оербке и Витцендорфе и отправлены в концлагерь Заксенхаузен, где их расстреляли. В Аушвиц (Освенцим) специально для казни доставлялись политруки и другие советские военнопленные, ". Их даже не брали на учет и уничтожали сразу же по прибытии в лагерь. Первая такая группа - 300 военнопленных, по большей части политруки - прибыла в лагерь в июле 1941 г., и в течение нескольких дней все они были убиты.

В концлагере Нойенгамм в октябре 1941 г. без всякой регистрации были расстреляны 43 советских офицера и комиссара 20 . В одном из крупнейших шталагов третьего рейха 304 (IV Н) Цейтхайн персонал активно проводил "отборы" сразу же по прибытии транспортов с советскими военнопленными: выискивали евреев, "фанатичных коммунистов", политкомиссаров, "интеллигентов".

"Отобранных" отправляли в Бухенвальд, 100 прибывших из шталага Цейтхайн военнопленных (1000) здесь расстреляли

В лагере Хаммельбург до 24 января 1942 г. было "отобрано", а затем убито 652 советских офицера, а в концлагере Гросс-Розен до лета 1942 г. уничтожено более 2500 человек .

Описания немецких историков потрясают масштабами уничтожения советских военнопленных. В огромных лагерях военнопленных вплоть до февраля 1942 г. ежедневно погибало в среднем по 6000 пленных.

ДИРЕКТИВЫ НА УНИЧТОЖЕНИЕ

В указе Гитлера «О применении военной подсудности в районе Барбаросса и об особых войсковых мероприятиях» от 13 мая 1941 года уже за несколько недель до начала войны были установлены «стрелки» в направлении захватнической политики по отношению к России.

Было приказано «беспощадно» ликвидировать «повстанцев», т.е. - партизан при боестолкновениях или при побеге из плена. Этот приказ действовал и по отношению к тем гражданским лицам, которые пробовали бы не подчиняться распоряжениям немецких солдат. Под угрозой взыскания за неисполнение военнослужащим Вермахта было приказано не задерживать вызывающих подозрение лиц и не содержать их под стражей, а сразу их казнить. Все те действия, которые могли бы поставить под угрозу моральное состояние войск, должны были преследоваться по закону.

Напротив, всем тем, кто участвовал в операциях карательных «чисток» и нарушил вследствие этого военно-правовые нормы, была гарантирована полная безнаказанность.

 

Циркуляр Бормана о более суровом обращении с военнопленными

 

«Ставка фюрера                                                                                                                                                                25 ноября 1943 г.

Отдельные управления областей в своих докладах неоднократно указывали на слишком снисходительное обращение охраны с военнопленными. Согласно этим докладам, органы

охраны в некоторых местах превратились прямо-таки в покровителей и опекунов военнопленных.

Об этих докладах я сообщил верховному командованию вооруженных сил, указав при этом, что трудящийся немецкий народ абсолютно не понимает, как это в такое время, когда немецкий народ борется на жизнь или смерть, военнопленные — и, значит, наши враги — ведут лучшую жизнь, чем немецкий рабочий. Неотложной обязанностью каждого немца, который имеет дело с военнопленными, является: заставлять их вкладывать полностью свои силы в работу.

Начальник по делам военнопленных при верховном командовании вооруженных сил издал теперь для начальников по делам военнопленных в военных округах Ясный приказ, который прилагается в копии. Я прошу устно ознакомить с этим приказом всех руководящих работников партии.

 

Если и в будущем будут поступать жалобы о неуместном обращении с военнопленными, сообщать о них со ссылкой на прилагаемый приказ, в первую очередь начальникам по делам военнопленных.

 

Борман»

Заявление жителей гор. Харькова в Центральную комиссию по расследованию зверств немецких оккупантов о расстреле раненых военнопленных гор. Харьков:

«Мы, жители дома № 14 по улице Тринклера и № 3 Покровского переулка (Харьков), были свидетелями неслыханных зверств немецких оккупантов во время пребывания их в гор. Харькове. Во время второй оккупации при входе в город немцы расстреляли раненых красноармейцев, лежавших в госпитале, и одного из них повесили на дверях сарая дома № 12 по улице Тринклера.

Утром, выйдя во двор, увидели на дверях распятого раненого красноармейца. Руки были прибиты в горизонтальном положении гвоздями, ноги упирались в землю, голова с обрезанными ушами свисала, половые органы обрезаны, брюки спущены до колен, и на груди на повязке надпись: «Иуда».»

[Декабрь 1943 г.]

Из служебной записки министерства иностранных дел Германии о правовом положении советских военнопленных

29 мая 1944 г.

«Аргументы министра д-ра Геббельса в его письме от 12 мая с. г., которыми он обосновывает свое требование о передаче ему всех полномочий и руководства в области пропаганды среди военнопленных, исходят из ошибочных предпосылок и недооценки проблемы в целом, а потому ни в какой мере не могут изменить точку зрения министерства иностранных дел.

Военнопленные являются иностранцами. Отсюда и влияние на них представляет собой область внешней политики и зарубежной пропаганды, которая возложена фюрером на имперского министра иностранных дел и является делом МИДа.

В соответствии с этим согласно мобилизационному приказу от августа 1939 г. руководство всеми делами, касающимися военнопленных и не имеющими военного характера, сосредоточено в министерстве иностранных дел. Таким образом, компетенция министерства иностранных дел относительно осуществляемой им до сих пор деятельности в области влияния на военнопленных и попечения о них была с самого начала ясна и понятна.

Исключением из этого правила являются советские военнопленные, которые подчинены министру по делам оккупированных восточных областей, так как на них действие Женевской конвенции не распространяется и они занимают особое политическое положение...»

 

Из показаний бывшего заключенного в концлагере гор. Львова — французского военнопленного Марселя Риветта

 

4 октября 1944 г.

«...Три месяца мы ожидали отъезда в Рава-Русскую, который много раз откладывался из-за отсутствия транспорта. После многочисленных обысков, во время которых нас обокрали, забрав продукты (шоколад, сухари, консервы) и личные вещи (обувь, карманные ножи, ножницы и т. п.), нас наконец погрузили в вагоны, доставившие партию русских военнопленные

Мы обратили внимание на плохой вид русских военнопленных. Было 10 января, и термометр показывал 10— 15 градусов ниже нуля, а многие из них были только в сорочках, кальсонах, босые, без шапок и все страшно худые, почти скелеты. Когда мы принимали душ, то заметили, что у всех у них были штыковые раны на спине и ягодицах.

Несмотря на «зеленых псов» (так мы называли немцев), которые присутствовали там, нам удалось поговорить с русскими и узнать, что они военнопленные и работают непосредственно за линией фронта. На наш вопрос, почему они раздеты, они ответили, что их раздели немцы, чтобы защитить себя от холода. Они были в пути 8 дней, по 50 человек в вагоне...»

Распоряжение управления по распределению рабочей силы о замене 104 английских военнопленных 160 советскими военнопленными

 

«гор. Шенберг                                                                                                                                                                          7 февраля 1944 г.

Замена 104 английских военнопленных рабочей команды № Е-351, работающих на бумажной фабрике «Генрихсталь», 160 советскими вызвана увеличившейся потребностью в рабочей силе.

Пополнение команды до 160 человек английскими военнопленными невозможно, так как при осмотрах лагеря в течение последних месяцев представителями соответствующих военных органов было установлено, что имеющегося помещения едва хватает для 104 английских военнопленных, тогда как русских военнопленных оно без затруднений могло бы вместить 160 человек.

Пополнить недостаток в рабочей силе, образовавшийся вследствие мобилизации рабочих и служащих предприятия в армию и естественной убыли, из местных ресурсов невозможно, так как таковых не имеется и в ближайшем будущем не предвидится.

Чтобы не допустить никакой заминки в производстве, предложенная предприятием замена английских военнопленных 160 советскими необходима.»

ВОСПОМИНАНИЯ ВОЕННОПЛЕННЫХ ИЗ СТРАН-СЮЗНИКОВ

 

Американский солдат, сержант Джордж Линч

Он был захвачен в немецкий плен 24 января 1945 года около французского города Колмар. Линчу предстояло пройти долгий путь. Ему пришлось идти до самой Австрии через снег глубиной выше колен.

Если кто-то падал, его тут же пристреливали, - рассказал Линч, который после войны служил в полиции еще 31 год. - Я видел, как многих убили». У Линча есть что вспомнить о трёх с половиной годах Второй Мировой войны, проведённых в Европе и в Африке. Одно из самых неприятных воспоминаний - лагерь военнопленных в австрийском городе Маркт Понгау.

Линч был захвачен в плен в январе. Когда его доставили в лагерь стояла лютая зима, стекол в окнах не было. «Мы жили, как в холодильнике, снег задувало прямо через окна». Шесть поленьев в день и тонкие одеяла не могли достаточно согреть заключенных, чтобы использовать тепло собственных тел, спали по четверо на одних нарах.

Еда, по словам Линча, была ужасна. Пять месяцев они жили на жидком ячменном супе и хлебе из опилок, иногда перепадала обугленная картофелина. Из-за истощения Линч заболел желтухой - болезнью, которая поражает печень; его кожа, глаза и моча сильно пожелтели. После освобождения в течение нескольких месяцев его регулярно мучила рвота, и питаться он мог лишь понемногу.

Точно так же, как Линч, страдали все остальные заключенные: 5000 англичан, 5000 русских, 500 американцев. Когда пришла свобода, некоторые из них умерли от того, что позволили себе наесться до отвала: измученный голодом организм не справлялся с таким количеством пищи. Линч не попал в их число. Когда его освободили, он весил чуть более 98 фунтов (44 кг). В 1942 году, когда он только начал свою службу в учебном центре в Кэмп Уолтерсе, штат Техас, он весил 154 фунта (почти 70 кг, 1 фунт = 453 г)

Рассказ британского военнопленного

Британский пехотинец Гарольд Падфилд, попавший в плен 20 сентября 1944 года в бою за мост в голландском Арнеме и отправленный после этого в ШТАЛАГ «Маркт Понгау» так описывает лагерную жизнь:

«Лагерь был большой, но он был разделён по национальностям: на британцев, поляков, индийцев и русских. Наш анклав был довольно мал. Забор по периметру был под током высокого напряжения, и было две сторожевых башни с прожекторами, освещавшими прогулочный дворик. В бараке размером 75 на 10 ярдов (примерно 70 на 9 метров, 1 ярд = 0.91 м) стояли двухэтажные нары и жили 200 заключенных.

Воду для питья и помывки брали из колодца. Отхожее место находилось на прогулочном дворике. Это была глубокая канава длинной в 15 ярдов (около 14 метров), вдоль канавы была перекинута жердь с подпорками внизу, на этой жердочке надо было сидеть, другая жердь была перекинута чуть выше - чтобы опираться на нее спиной и не грохнуться вниз. 

Над этим сооружением была гофрированная крыша, а по бокам - тонкие стеночки. На остальной части двора можно было гулять по кругу диаметром в 100 ярдов (около 90 метров). Обычно мы ходили кругами около часа, по двое или трое, и так три-четыре раза в день».

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Германия принесла извинения за холокост евреев,но ничего не упомянула о геноциде 19 млн мирных граждан СССР и советских военнопленных. 

За бесчеловечное отношение к советским военнопленным(прежде всего к советским) несёт ответственность именно вермахт,а не СС.Именно в подчинении вермахта были лагеря военных.

Но несмотря ни на что вермахт сегодня остаётся красивым брендом.