Масляница - языческий праздник в христианстве и современный русский Карнавал

На модерации Отложенный

                           Масленица - языческий праздник в христианстве

                                     и современный русский Карнавал

   Мы знаем, что масленица имеет глубокие языческие корни. Однако это тот редкий

праздник, который обыкновенные люди, язычники и православные отмечают сообща. На блины усиленно «налегают» как язычники, батюшки, готовящиеся к посту, так и все

остальные люди никогда его особо не соблюдавшие. Причем активнее всего отмечать масленицу призывает сама церковь. Тогда насколько же масленица «языческая» или «православная»?

   Масленица, как праздник, в православном календаре не числится. В церковных книгах она называется Сырною неделею, подобно «всей предшествующей седьмице, на коей в среду и пяток едят сыр и яйца в отвращение предания Яковитской и Гетрадитской ериси». В Сырную неделю церковь воспоминает об изгнании Адама из рая. «Для нас православных это время — неделя о «страшном суде“ — предпоследняя неделя из подготовительных к Великому Посту недель. Мы уже не едим мясо, но вкушаем молочную пищу. В это время принято печь блины, отсюда и название — сырная неделя»,

   А что с точки зрения язычества?

   Масленица — древний славянский праздник, доставшийся нам в наследство от языческой культуры. Она справляется на весеннее равноденствие и приходится на период с конца февраля до начала марта. Это веселые проводы зимы, озаренные радостным ожиданием близкого тепла, весеннего обновления природы. Если быть точными, то это — «языческая пасха»: смерть и воскресение сына Сварога — Даждьбога (бога солнца).

Бог солнца (Даждьбог) у древних славян — один, который имеет разные воплощения, в зависимости от время года. Например, имя Даждьбога в зимний период — Коляда, в летний — Купало.

   Во время языческой пасхи, на весеннее солнцестояние. Даждьбог (бог солнца зимы Коляда) умирает и этот же Даждьбог, только в образе молодого бога Купала — воскресает. Другими слова у народа это: провод зимы и встреча весны, именуемая «Масленицой». В старину Масленица считалась самым веселым и разгульным славянским праздником, которым отмечали начало земледельческих работ. Блины, непременный атрибут масленицы, имели ритуальное значение: круглые, румяные, горячие, они являли собой символ солнца, которое все ярче разгоралось, удлиняя дни. Возможно, блины были и частью поминального обряда, так как масленице предшествовал «родительский день», когда славяне поклонялись душам усопших предков.

 

   «Масленицу провожаем, света солнца ожидаем» — народная поговорка

 

   После крещения Руси «отменить» масленицу не смогли, но постарались хотя бы отчасти «христианизировать», включив в богослужебный календарь и отнеся на последнюю подготовительную неделю к Великому посту. В народном календаре каждый день масленицы имел особое значение.

 

   Понедельник назывался встречей: торжественно встречали персонифицированную Масленицу, соломенное чучело в сарафане, с повязанным по-старушечьи платком, с блином в одной руке и сковородой — в другой. Вместе с чучелом веселились, катались на тройках в течение всей недели. Россияне были уверены, что «не потешить широкую масленицу — жить в горькой беде и жизнь худо кончить».

Называли Масленицу — честная, веселая, широкая, касаточка и другими именами. Вторник назывался заигрышь. Именно с этого дня начинались катанья на разукрашенных санях, игры и гулянья. Иногда в санный поезд впрягали вместо лошадей ватагу ряженых, а на сани водружали столб с вращающимся колесом — символом возрождающегося солнца.

 

   Среда именовалась лакомкой: начинали печь блины на всякий вкус, большие и маленькие, пшеничные и гречишные, с медом и маслом, с сыром и икрой.

 

   В широкий четверг масленичный разгул достигал апогея. Вспомним картину В. И. Сурикова «Взятие снежного городка» или хрестоматийное изображение боя «стенка на стенку» в фильме «Сибирский цирюльник» Никиты Михалкова. А раньше было еще «круче». Один из иностранных путешественников, посетивших Россию в XVI веке, мосье Одербон, с удовольствием носителя цивилизации констатировал: «В это время у русских почти беспрерывно продолжается обжорство и пьянство; они пекут паштеты, т. е. оладьи и блины из масла и яиц, зазывают к себе гостей и упиваются медом, пивом и водкой до упаду и до беспамятства. В течение всей масленицы только и слышно, что того-то убили, того-то бросили в воду…»

 

   Пятничные тёщины вечеринки собирали вместе представителей разных поколений семьи (кстати, гостей принимали не тещи, а зятья).

 

   А в субботу на золовкины посиделки молодые невестки приглашали всю родню к себе — похвастаться новым хозяйством и своим мастерством. «Семейные» названия даны этим дням неспроста. Несмотря на поминальный смысл блинных угощений, масленица — весенний праздник, это начало новой жизни, молодой семьи, ведь от Крещения, 19 января, до масленицы повсеместно играли свадьбы. Так что для молодоженов это были первые приемы гостей.

   В воскресенье устраивали проводы, прощанье, плясали вокруг костра из соломенного чучела. Здесь и наступала кульминация карнавального веселья с процессиями ряженых, ритуальным смехом, призывами весны и поношением масленицы в песнях. Прощанье соединялось с прощением, потому умиленное прощание друг с другом становилось взаимной просьбой об отпущении грехов. Прощеное воскресенье, или целовальник, объединяло всех русских людей перед постом. Начальственные персоны просили прощения у подчиненных, правители ездили в приюты и остроги с возами калачей, а особо благочестивые старушки прощались на кладбище с давно почившими родственниками. Языческие обряды и христианская любовь объединялись в этот день и очередной раз демонстрировали парадоксальность «русской души». На другой день наступает Великий Пост и в чистый понедельник народ покаянно смывает масленичные грехи.

   Праздник масленицы в недавние времена существовал лишь в форме домашнего гуляния. Официальные власти не приветствовали ни языческих, ни христианских праздников. Мы помним праздники с лозунгами, транспарантами и плакатами вождей. Карнавалы не приветствовались. Сегодня всё же времена изменились. Муниципалитеты, общественные объединения и артисты принимают активное участие в подготовке и проведении праздника Масленицы. И праздник год от года становится щедрее и веселее. Красочные наряды и костюмы стоят немалых денег. Местами бесплатно угощают блинами и напитками за счёт спонсоров. Особенно широко этот праздник отмечался сегодня – 16 марта в Москве. Таким образом, праздник Масленицы, утрачивая свои языческие и религиозно-христианские черты, всё более приобретает формы национального Русского Карнавала.