
Родился Иван Черняховский 29 июня 1906 г. в селе Оксанино Уманского уезда Киевской губернии (ныне Черкасская область) в семье стрелочника-железнодорожника на станции Умань. Был четвертым ребенком из шести. В 1918 г. из-за сыпного тифа родителей 12-летний Иван лишился и был вынужден самостоятельно добывать себе и младшим брату и сестре кусок хлеба: батрачил, пас хозяйский скот, работал разнорабочим, подмастерьем. Но смог, несмотря на трудности, окончить начальную школу и железнодорожное училище. С детства любил музыку, научился играть на гитаре, мандолине.
В 1920 г. поступил работать на железнодорожную станцию Вапнярка, затем перебрался на Новороссийский цементный завод рабочим. В 1922 г. вступил в Коммунистический Cоюз Молодежи, стал активистом комсомольской ячейки. Трудясь без устали, упорно стремился к знаниям, мечтал стать офицером. И в 1924 г., прибавив год, по комсомольской путевке поступил сначала в Одесское пехотное училище, а в 1925 г. перевелся в Киевское артиллерийское училище, которое в 1928 г. с отличием окончил. В 1928 г. вступил в ВКП(б), стал командиром взвода, затем в 1929 г. – командиром батареи в Виннице.
В 1932–1936 гг. Иван Черняховский – уже слушатель Военной академии механизации и моторизации РККА им. Сталина в Москве. Блестяще учится и с отличием заканчивает командно-инженерный факультет академии в звании старшего лейтенанта. Черняховский вообще был разнообразно талантлив, умен, красив, обаятелен. Почти профессионально занимался конным спортом. Был высоко эрудирован, начитан, знал французский язык. Очень любил театр, играл на гитаре, подбирал мелодии на фортепиано. Хорошо танцевал, любил петь, причем на таком уровне, что дуэтом исполнял сложнейшие арии с оперным солистом Большого театра М.Михайловым. Любил поэзию, наизусть читал многие стихи Пушкина, Гейне, Маяковского.
По окончании академии в 1936 г. назначается в Киевский военный округ начальником штаба танкового батальона, затем, в 1937 г., – командиром батальона в звании майора.
С мая 1938 г. по 1940 г. – командир танкового полка в Белорусском особом военном округе. С июля 1940 г. – замкомандира, а с марта 1941 г. – командир 28-й танковой дивизии Прибалтийского особого военного округа в звании подполковника. Живет вместе с семьей в Риге и здесь же, в Прибалтике, вступает в войну.
С первых ее дней Черняховский со своей дивизией – на передовой, недалеко от Немана, у границы. И уже здесь сразу проявляется его военный талант. 22 июня его 28-я дивизия смело выдвигается навстречу немецким танкам, Черняховский дает приказ: «Стоять насмерть!» – и в ожесточенных боях его танки наступление немцев останавливают, удерживая свой участок несколько дней. И только получив приказ из штаба корпуса, дивизия Черняховского отходит к Новгороду, где ее командир собирает разрозненные группы в кулак и выдерживает осаду города.
В боевой характеристике, относящейся к этому начальному периоду войны, когда Черняховский уже стал полковником, о нем сказано: «Полковник тов. Черняховский твердостью характера и силой воли обладает в полной мере. При проведении в жизнь принятых решений настойчив и тверд». Именно за проявленные мужество и военное дарование в эти первые тяжелые месяцы войны 16 января 1942 г. Иван Данилович награждается своим первым орденом боевого Красного Знамени. 3 мая 1942 г. он получает второй орден Красного Знамени, затем ему присваивается звание генерал-майора, а в июне–июле 1942 г. Черняховский командует уже 18-м танковым корпусом, которому удается остановить продвижение врага под Воронежем.
Талант и военное дарование командующего становятся заметны уже на самом высоком уровне, 24 июля 1942 г. Иван Черняховский назначается командующим 60-й армии, с которой до апреля 1944 г. воюет на Воронежском, Центральном и 1-м Украинском фронтах.
25 января 1943 г. части 60-й армии освобождают Воронеж, за что 4 февраля 1943 г. Командарм-60 награждается третьим орденом Красного Знамени. На Курской дуге его армия вливается в состав Центрального фронта, которым командует К.Рокоссовский, и 8 февраля освобождает Курск. За блестящее выполнение операции Черняховский в этот же день награждается орденом Суворова I степени, а 14 февраля получает воинское звание генерал-лейтенанта. Вот что пишет о нем, близко соприкоснувшись тогда в боевых действиях, маршал К.Рокоссовский: «Я внимательно приглядывался к генералу Черняховскому. Это был замечательный командующий. Молодой, культурный, жизнерадостный. Изумительный человек. Было видно, что в армии его любят. Если к командиру подходят докладывать не с дрожью в голосе, а с улыбкой, то понимаешь, что он достиг многого».

За успешное планирование и проведение боевых операций 11 сентября 1943 г. Черняховский награждается вторым орденом Суворова I степени. А затем было крайне рискованное, но абсолютно неожиданное для немцев, что и привело к успеху, форсирование Днепра на рассвете 24 сентября 1943 г. Не при помощи наведенных понтонных мостов, что заняло бы продолжительное время, а с ходу: на плотах и рыбацких лодках. Причем Командарм-60, переправившись на лодке на правый берег, личным примером поддерживал бойцов на захваченном плацдарме. Достигнутый успех позволил войскам Центрального фронта за 6 дней продвинуться на Запад до 300 км, а генерал-лейтенанту Черняховскому за героизм и мужество, проявленные при форсировании Днепра, 17 октября 1943 г. было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением «Золотой Звезды» и ордена Ленина.
А военное мастерство Черняховского в дальнейшем только возрастало от сражения к сражению, и везде он проявлял незаурядное военное дарование, умелое использование опыта, глубокое знание оперативного искусства в Киевской наступательной, Житомирско-Бердичевской, Ровно-Луцкой и Проскуровско-Черновицкой операциях. 10 января 1944 г. за освобождение Правобережной Украины он награждается орденом Богдана Хмельницкого I степени.
Верховный Главнокомандующий И.Сталин всемерно продвигал талантливого молодого полководца и за успешные боевые действия войск, которыми командовал Черняховский, 34 раза в годы войны отмечались в его приказах. 5 марта 1944 г. ему присваивается звание генерал-полковника, а с 15 апреля 1944 г. Иван Данилович Черняховский, которому от роду было еще только 37 полных лет, назначается командующим 3-м Белорусским фронтом – самым молодым в истории Советских Вооруженных Сил комфронта.
29 мая 1944 г. – награждается орденом Кутузова I степени, затем 28 июля 1944 г. становится генералом армии – и также самым молодым генералом армии в истории Советских Вооруженных Сил, а 29 июля 1944 г. ему во второй раз присваивают звание Героя Советского Союза с вручением «Золотой Звезды» и ордена Ленина. И было за что…
Как командующий 3-м Белорусским фронтом Черняховский почти подряд принимает участие в следующих победных операциях на территории Белоруссии и Литвы: 23–28 июня – Витебско-Оршанской со взятием Витебска, Орши; 29 июня–4 июля – Минской со взятием Борисова, Минска, Молодечно; 5–20 июля – Вильнюсской со взятием Вильнюса; 28 июля–28 августа Каунасской со взятием Каунаса.
1 августа 1944 г., освободив Каунас, войска 3-го Белорусского фронта вышли вплотную к границам Восточной Пруссии и продолжили принимать участие в операциях по освобождению Прибалтики, в частности, 5–22 октября провели Мемельскую операцию. Всего же в Прибалтике была разгромлена 700-тысячная группировка противника, а сама Прибалтика, за исключением Курляндии, была к 24 ноября полностью освобождена. И уже можно было обдумывать, после перехода границы, наступательные операции на собственно немецкой земле, в Восточной Пруссии. И 13–16 января 1945 г. войска 3-го Белорусского провели Инстергбургско-Кенигсбергскую операцию, к концу которой 26 января продвинулись на глубину до 130 км. Генерал-освободитель Иван Данилович Черняховский смог и успел-таки вступить на землю врага. Но…
18 февраля 1945 г., объезжая на легковой машине расположение своих войск на передовой, Иван Данилович погиб. С ним были: адъютант, охранник, радист, машина сопровождения с пятью автоматчиками. На окраине восточно-прусского города Мельзак со стороны немцев неожиданно раздался взрыв единственного случайного снаряда. Его осколок пробил заднюю стенку машины, спинку переднего сиденья и пронзил левую верхнюю часть спины генерала. Больше в машине ни один человек не пострадал. Генерал склонился к стеклу «Виллиса» и несколько раз повторил: «Ранен тяжело, умираю…» Адъютант стремительно перевязал командира, пытаясь остановить кровь, но рана была очень тяжелая, навылет, – осколок перебил сосуды, ведущие к сердцу. В трех километрах был госпиталь, уже через 5 минут генерала туда доставили и он был еще жив. Но когда приходил в себя, опять повторял: «…умираю, умираю». И оказался прав… Спасти Ивана Даниловича Черняховского было уже невозможно.
Такая выпала судьба. Прошедшему всю войну, неоднократно бывавшему на передовых, когда пулями пробивало плащи, шинель, фуражку… Но ни разу даже не раненного! И вот тут… Почти в мирной тишине. Единственным, нелепым, случайным выстрелом снаряда… Самый молодой в истории Генерал армии и Командующий фронтом Черняховский погиб в 38 лет.
Знать, видно, не к добру оказалась примета. Ведь Указ о присвоении ему звания Маршала Советского Союза уже был готов, и назавтра, 19 февраля, его должен был подписать Сталин. А старательный адъютант даже поспешил пришить на парадный мундир новые погоны… Видно зря поспешил… Хотя до Победы уже оставалось всего-то каких-то немногим более двух месяцев.
Маршал И.Баграмян, в то время командующий Земпландской группой и ставший после гибели Черняховского одновременно заместителем командующего 3-го Белорусского фронта: «Черняховского отличали широкий военный кругозор, высокая общая и профессиональная культура, необычайная работоспособность и богатый опыт руководства войсками… Он часто появлялся там, где обстановка была наиболее сложной. Одним своим присутствием вселял в сердцах воинов бодрость и веру в успех, умело направлял энтузиазм на разгром противника».
Маршал А.Василевский, назначенный после гибели Черняховского командующим 3-м Белорусским фронтом: «Он чутко прислушивался к мнению подчиненных. Смело использовал все новое и полезное в обучении войск и организации боя. Солдаты, офицеры, генералы любили своего командующего, прежде всего за человечность и заботу о них, за отвагу и бесстрашие, за твердость и настойчивость при проведении в жизнь решений, за прямоту и простоту в обращении, за требовательность к себе и подчиненным. Да, он был строг и требователен. Но никогда не позволял себе унижать достоинство в человеке».
В Сообщении ЦК ВКП (б), СНК СССР и Наркомата обороны от имени Сталина говорилось: «В лице тов. Черняховского государство потеряло одного из талантливых молодых полководцев, выдвинувшихся в ходе войны».

20 февраля 1945 г. генерал армии Иван Данилович Черняховский был похоронен в освобожденном им Вильнюсе на центральной площади, которая стала носить его имя. Из всех 363 салютов, которыми Москва начиная с августа 1943 г. салютовала Победам Советских войск в Великой Отечественной войне, – 34 раза были в ознаменование успешных боевых действий войск, которыми командовал Черняховский. Последний, 34-й, в 24 залпа из 124 орудий, прозвучавший 20 февраля 1945 г., генерал Черняховский уже не услышал... Этот салют был в его честь… А в 1946 г. освобожденный генералом город Истербург в Калининградской области был переименован в Черняховск с установлением памятника Ивану Даниловичу.
После горбачёвско-ельцинского развала страны новые власти Литвы в 1992 г. потребовали выдворить прах Освободителя, переименовать площадь и демонтировать надгробие. Памятник перевезли в Воронеж, площадь переименовали, а прах прославленного полководца ныне покоится на Новодевичьем кладбище в Москве…
Вечная, Вечная ему Благодарная Память потомков…
Комментарии
-----------------
Старик был сумасшедший. Он не знал, что звуку и взрыву опытный солдат поймёт направление откуда был произведён выстрел.
Как погиб генерал? В фильме-эпопее «Освобождение» режиссёром Озеровым довольно подробно была снята сцена смерти советского военачальника. Казалось бы, что ещё добавить? Но когда начинаешь сопоставлять архивные документы, мемуарную литературу полководцев с воспоминаниями простых участников войны, натыкаешься на массу противоречий…
18 февраля 1945 года. Восточная Пруссия. Юго-западнее города Мельзак (ныне Пененжно, Польша).
…В сторону фронта по дороге мчалась две штабные машины — «Эмка» и следом за ней открытый «Виллис». Машины, не сбавляя скорости, объезжали рытвины и воронки от бомб и снарядов. При этом непрерывно гудели и мигали фарами. Принуждая водителей встречных грузовиков прижиматься к обочинам. А как же? По всему видно — высокое начальство. А с ним — шутки плохи.
Колонна занимала львиную часть дорожного полотна. Поэтому машинам приходилось ехать по самой обочине.
Один из танков, шедших в колонне, неожиданно резко взял влево. Водитель «Эмки», чтобы избежать столкновения, круто перекладывает руль. Но машина всё равно цепляет за гусеницу танка крылом. «Эмку» отбрасывает в сторону, она съезжает в кювет и заваливается на бок.
«Виллис» успевает затормозить. Из него выскакивают люди в форме офицеров НКВД. Трое бегут к опрокинувшейся машине. Четвёртый стреляет из ракетницы и останавливает танковую колонну. Танкистам приказывают выйти из боевых машин и построиться на шоссе в одну шеренгу. Никто ничего не понимает. К чему такой сыр-бор? Ну, упала машина в кювет. Ну, и что здесь такого? На фронте и не такое бывает. Чай, не трагедия…
Тем временем капитан-энкавэдэшник выводит в поле командира экипажа танка Т-34. Того самого, что скинул в кювет «Эмку». Говорит про измену, про работу на немцев, про шпионаж. В довершение всего обвиняет в попытке убить генерала. После этого достаёт свой ТТ и на глазах ничего не понимающего экипажа танка расстреливает командира боевой машины.
«Эмка» уже на ходу. Офицеры рассаживаются по местам. Кто в «Эмку». Кто в «Виллис». Но генерал продолжает материться. Он орёт на водителя. Потом выгоняет его взашей из машины, обозвав «хреновым выродком, не видящим, куда едет…». И сам садится за руль. Водитель устраивается сзади с адъютантом. Машины резко берут с места и исчезают за поворотом.
… От места аварии «Эмка» уже отъехала довольно далеко. Неожиданно раздался свистящий звук.
— Артобстрел! — кричит адъютант. — Товарищ генерал! Берите вправо!
Взрыв. Земля дрогнула. Один из осколков пробивает заднюю стенку машины, прошивает спинку сиденья, сидящего за рулём генерала и застревает в приборном щитке.
Генерал нажимает на тормоза и со стоном падает грудью на руль…
— Николай, спаси меня, — простонал Черняховский, обратившись к своему водителю.
Потом генерал с трудом выбрался из машины. Сделал два шага и упал…
http://za.zubr.in.ua/2010/02/18/4715/
Знакомясь с войсками 60-и армии, переданной нам из Воронежского фронта, я внимательно приглядывался к генералу И. Д. Черняховскому. Это был замечательный командующий. Молодой, культурный, жизнерадостный. Изумительный человек! Было видно, что в армии его очень любят. Это сразу бросается в глаза. Если к командарму подходят докладывать не с дрожью в голосе, а с улыбкой, то понимаешь, что он достиг многого. Командиры всех рангов остро чувствуют отношение старшего начальника, и, наверное, мечта каждого из нас — поставить себя так, чтобы люди с радостью выполняли все твои распоряжения. Вот этого Черняховский достиг .
Второе. Там же был виллис с сотрудниками СМЕРШа. Как могли танкисты стрелять в высокого начальника, если в этом случае виллис бы развернулся, и смершевцы тут же арестовали бы стрелявшего?Они же это не могли не понимать.
Особенно сблизила нас с Иваном Даниловичем общая работа в Белоруссии. Она протекала в атмосфере взаимного доверия, уважения и желания помочь друг другу. Черняховский возглавлял один из ведущих фронтов — 3-й Белорусский. То была первая фронтовая операция, которую проводил самый молодой в Красной Армии, исключительно талантливый и энергичный командующий фронтом. Хорошее знание войск, многообразной и сложной боевой техники, умелое использование опыта других, глубокие теоретические знания позволяли Черняховскому отлично управлять войсками, входившими в состав его фронта, решать сложнейшие задачи, которые ставило перед ним Верховное Главнокомандование. В бою Черняховский находился на наиболее ответственных участках, внимательно следя за действиями своих войск и противником.
О семье Жаклин Заслов из США. Вы в России видите сколько развелось чокн, ой, родственников именитых людей? Почему в США их меньше?
Статья? Допустим была. Зачем её запустили? ИМХО подтолкнуть Гитлера на более ожесточённое сопротивление. Уж слишком быстро в результате "Багратиона" они улепётывали из СССР. А как усилить сопротивление? А снять часть войск с западного направления. Уж очень там союзничкам становилось невмоготу. Дёшево и сердито.
Вот РБК запустил утку про арест Абраши, а кто-то в результате хорошо нагрелся на падении цен на бирже. Психологическая атака и ничего более.