Карта поляка – стратегический козырь Варшавы..

На модерации Отложенный

В современной политической жизни соперничество стран и государств, стремящихся к безоговорочному и общепризнанному лидерству в регионе, стало привычным явлением. Каждый желает занять свое место под солнцем, однако методы достижения заветной цели становятся все изощреннее.

Белорусская соседка Польша приложила максимум усилий для того, чтобы осуществлять свои имперские интересы за счет других государств. Давно известно, что польское правительство воспринимает независимость Беларуси, Украины, Литвы как временное явление. Словно сегодня они переживают некий переходный этап на пути восстановления былого величия Речи Посполитой.

Отдельные представители политической верхушки Польши не упускают случая самоутвердиться в статусе регионального лидера Центральной и Восточной Европы. Укреплению позиций Варшавы служит постоянное стремление к формированию и развитию стратегического партнерства с США, чему подтверждение – настойчивые попытки находящихся в настоящее время у власти правых либералов (партия Д.Туска – «Гражданская Платформа») обеспечить размещение на территории Польши американских противоракетных и противовоздушных систем. Примечательно, что еще до занятия должности нынешний министр иностранных дел Польши Радослав Сикорский много критиковал свою предшественницу Анну Фотыгу за слишком большие уступки американцам в связи с планами по размещению военных объектов. Получив министерский портфель, господин Сикорский почему-то приступил к заманиванию американских военных с удвоенной силой.

Все эти меры важны, они реально способствуют укреплению позиций Польши в Европе. Но имеют ли они определяющее значение? Учитывая пусть и неплохие, но все же явно недостаточные для намеченных сверхзадач экономические показатели, добиться звания «первых среди равных» полякам вряд ли удастся. И они решили подойти к решению своей имперской цели с тыльной стороны: в ход пошла национальная политика, которая подразумевает использование влияния польской диаспоры за границей – этакий троянский конь в варшавском исполнении.

Идеологом секретного направления работы стал небезызвестный в госдеповских кругах Радослав Сикорский. Господин министр довольно рьяно принялся воплощать мечты своих заокеанских работодателей в реальность. Он трансформировал продвижение национальной культуры и языка за рубежом в националистическую политику, закамуфлированную под защиту прав национальных меньшинств. Сделав подобный шаг, министр иностранных дел соседней страны наверняка представлял всю его неоднозначность.

Сегодня сложно не заметить с как завидным постоянством вспыхивает, на востоке и западе от Варшавы «польский вопрос», ставший главным противоречием принципов добрососедства и невмешательства во внутренние дела стран-соседей. Мифические притеснения польской диаспоры за границей стали обычным инструментом политического давления. А иначе зачем, начиная с 90-х годов, Польша регулярно требует от Литвы признания неких «эксклюзивных» прав для проживающих в этой стране этнических поляков. Помимо прочего, Польша принуждает Вильнюс вернуть этим «притесненным» их недвижимую собственность, якобы утраченную во времена Второй мировой войны.

плоды агрессивной на ...

плоды агрессивной национальной политики

Агрессивная политика польской национализации проявляется и в том, что Варшава активно работает со своими соотечественниками, пропагандируя польский язык и культуру, при этом подталкивая местных активистов на неправомочные действия. В частности, несмотря на то, что литовское законодательство это запрещает, польская диаспора пытается размещать таблички с названиями улиц и иными надписями на родном языке.

Впрочем, данная проблематика актуальна не только для прибалтийских стран, в чертогах которых имеют честь проживать поляки.

Претензии относительно польского национального меньшинства звучат даже в адрес Германии. По мнению официальной Варшавы, этнические поляки в ФРГ почему-то до сих пор не имеют всех льгот и привилегий, что и их «коллеги» представляющие немецкое меньшинство в Польше. Якобы иммигрантские и этнические польские организации поддерживаются немцами недостаточно для того, чтобы это удовлетворяло МИД Польши.

Возможно, по мнению Сикорского, статус польских граждан на чужбине сегодня действительно не на самом высоком уровне, однако эти люди осуществляют заветы польского правительства по поглощению территорий Европы. К примеру, жителей Туманного Альбиона, в последнее время очень волнуют дальнейшие перспективы польского интегрирования. Дело в том, что по итогам недавно проведенного исследования, в споре за выбор второго языка Великобритании победил не испанский или французский, а …польский. Эксперты связывают произошедшее с возросшим потоком иммиграции из стран Восточной Европы, хлынувшим в Великобританию после расширения Евросоюза. Судя по всему, на гребне этой волны оказались поляки. Возможно, для британцев именно это и стало одной из причин задуматься о выходе из Евросоюза.

Попытки оспорить правомерность польской политики каждый раз заканчивается непониманием и истерией со стороны официальной Варшавы. Особенно острую реакцию польских властей вызывает правомерность обладания так называемой «картой поляка». Данный документ предоставляет своему владельцу ряд весьма значительных привилегий. По сути, для ощущения гражданином любой страны, поляком по национальности, своей принадлежности к польской нации не обязательно получать такой документ. Достаточно интересоваться польским языком и культурой, помнить предков, ездить на историческую родину на экскурсии.

По мнению многочисленных экспертов, сама по себе «золотая карта» является весьма спорным проектом, поскольку выдача такого документа существенно дестабилизирует межэтническую обстановку в соседних странах. Подобная индульгенция от польских властей попросту унижает положение граждан других государств. К чему приводит такой националистический подход, мы все прекрасно помним из истории.

Предоставляемые «картой поляка» привилегии активно способствуют развитию коррупции и должностным злоупотреблениям. В Украине были выявлены многочисленные случаи, когда документ выдавался необоснованно и его владельцы, не имея национальных корней, покупали его для выезда в Польшу по упрощенной схеме с целью ведения коммерческой деятельности.

Постепенно «карта поляка» превратилась в стратегический козырь Варшавы. Достаточно сказать, что контроль над этническим ресурсом поляков принадлежит МИД Польши. Радослав Сикорский пролоббировал вопрос о передаче своему министерству всех денежных средств, выделяемых на «поддержку полонии». Ранее этим занимался Сенат. Теперь он самолично управляет польской диаспорой на территории соседних государств.

О том, что выделяемые средства идут на политические интриги и игры министра иностранных дел, нередко говорят сами получатели грантов. Как-то недавно была замечена излишняя медлительность при выделении средств, якобы из-за образовавшихся бюрократических проволочек. Но многие усматривают в этом тайный сигнал, указывающий на одну простую истину – помощь на развитие языка и культуры, необходимо заслужить, а затем возможно и использовать грант в национальных интересах Польши – в ущерб интересов других стран.

В современном все более многополярном мире конкуренция государств за лидерство в регионе вещь вполне нормальная. Стремление к укреплению своих экономических и политических позиций является естественным для всех без исключения стран. Но следует ли при этом использовать национальный вопрос, который по природе своей является достаточно «взрывоопасным»? Ведь нерасчетливая его эксплуатация может привести к непредсказуемым последствиям. Нужны ли Европе после Косово и Абхазии и Южной Осетии (список можно продолжать) новые проблемы на этнической почве? Похоже, нет.