Немцев под Сталинградом окружили танки из Лосинки

Немцев окружили танки из Лосинки
http://www.zbulvar.ru/?c=news&id=41041


Сталинград, 23 ноября 1942 года. Здесь, между Волгой и Доном, 70 лет назад замкнулось кольцо вокруг немцев. Это сделал передовой отряд 26-го танкового корпуса. За эту победу корпусу дали новое название — Первый гвардейский Донской. Боевому пути танкистов посвящена экспозиция музея в колледже Метростроя №53 на Хибинском проезде. Почему музей находится здесь? Всё просто. Здание колледжа построено на том самом месте, где готовились к отправке на фронт части 26-го танкового корпуса. Поэтому и колледж носит имя его командира Героя Советского Союза Михаила Панова.


Сохранить тайну помогали слухи
— Костяк корпуса составила танковая бригада, которая ещё осенью 41-го обороняла Москву и вела бои на Бородинском поле, — рассказывает руководитель музея Илларион Рыбаков. — Там она понесла значительные потери, и состав отправили в Лосинку на Ярославское шоссе для дополнительного укомплектования. Когда это было сделано, возник вопрос: как перебросить корпус под Сталинград в строжайшей тайне? И тогда в Москве пустили слух, что где-то на юге люди замерзают от нехватки дров. Танки и прочую технику грузили в вагоны и со всех сторон маскировали брёвнами...
Военная хитрость не раз помогала нашим танкистам. Прорвав оборону под Сталинградом, колонны 26-го танкового ночью, в метель, наткнулись на румынские танки. Но командир приказал... огонь не открывать, а противника пропустить! Танки-то пропустили, а вот все румынские грузовики с горючим и боеприпасами перехватили и присоединили к нашей колонне. Даже шофёров оставили, только в каждую кабину посадили по автоматчику. А румынские танки, оставшись без снабжения, вскоре сами сдались в плен.

Кто стреляет? Свои!
Случались на войне и трагические нелепости. В первые дни прорыва корпус чуть не остался без командования и связи.
— Я тогда был простым радистом в роте управления, — вспоминает ветеран полковник в отставке Николай Беседин. — Танки ушли вперёд, а мы вместе со всем начальством двигались за ними. Вдруг — выстрелы! Оказалось, по нам открыли огонь свои. Дело в том, что у наших мотострелков были новенькие канадские бронетранспортёры и танкисты из соседнего корпуса приняли их за немецкие. Один ретивый танкист стал крушить грузовики с техникой: из 5 радиостанций уцелела только моя.

Когда началась эта заваруха, мой водитель, донской казак, вклинил свой грузовик между танками командира корпуса и комиссара. Разбушевавшихся «соседей» еле остановили, разорвав гусеницу одного из их танков гранатой. Оттуда вылез пьяный танкист — и наш командир корпуса лично расстрелял его, не дожидаясь особистов... Поскольку радиостанция осталась одна, я работал на ней трое суток без сна. Как засыпаю, начальник связи толкает в бок или даёт глоток рома. За Сталинград я получил свой первый орден Красной Звезды.
В те дни себе на погибель обознались и немцы. Когда наши танки подходили к переправе через Дон, гитлеровцы сперва приняли их за свою учебную часть, которая была вооружена трофейными советскими танками. Свою ошибку они поняли слишком поздно и переправу взорвать не успели.

Подвиг Шуры Бурлаковой
Став после Сталинграда Первым гвардейским, корпус прошёл путь от Дона до Балтийского моря.
Легендой стали отчаянность и смекалка Шуры Бурлаковой, 20-летней девушки из Саратова, которая была механиком-водителем танка. Это было в конце войны на берегу Одера. Её атаковали два немецких танка. Пытаясь уйти от преследования, Шура на большой скорости устремилась к озеру и, не доехав считаные метры до воды, резко развернулась, чтобы уйти по крутому берегу. А вражеские машины, разогнавшись, на полном ходу улетели в озеро и утонули вместе с экипажами.

Командир потом жил на улице Вешних Вод
Для музея колледжа многое сделал последний фронтовой командир Первого гвардейского танкового корпуса — Герой Советского Союза генерал-лейтенант Михаил Фёдорович Панов. В последние годы он жил неподалёку, в доме 6 по улице Вешних Вод.
— Панов возглавил корпус уже после Сталинграда, весной 43-го, — рассказывает Николай Беседин. — Хороший мужик, старался везде навести порядок. Чтобы никакого пьянства, чтобы офицеры девчонок не обижали, всякое ведь бывало. У нас только в одной радиороте из 100 человек было 56 девушек. Сам генерал не устоял перед женской красотой. Приглянулась ему во взводе регулировщиц Наташа — яркая девушка! Она стала его женой и родила троих детей.
Сейчас одна из дочерей генерала, Нина Михайловна Бирич, работает в библиотеке №93 на Ярославском шоссе. Недавно ей было присвоено звание почётного жителя Ярославского района.


Юрий СТАРОДУБОВ