Президент Путин предложил «подумать» о единой концепции школьных учебников истории. Похоже, власти мало судебного преследования «несогласных». Она намерена искоренить инакомыслие в головах подрастающего поколения
Урок истории в московской школе № 1907
Заявление о том, что нужен единый учебник истории, было сделано на заседании президентского Совета по межнациональным отношениям. Г-н Путин, видимо, информирован о том, что разные народы России имеют разные концепции истории. Скажем, в Татарии одно представление о татаро-монгольском иге и о присоединении Казани и Астрахани к Москве, а в Москве другое. У народов Северного Кавказа одна оценка войны между Шамилем и царским правительством, а у русских иная.
Только факты
Единый учебник подразумевает один взгляд на все прошлое России, начиная с Рюрика и кончая советским и послесоветским временем. Причем Путин особо и не скрывает того, что речь идет не столько об истории, сколько об идеологии. Например, он говорит: «Если мы находимся в рамках единого государства, надо этим дорожить и приумножать эту силу (то есть силу единого государства. — А.З.). Но делать это нужно современными, тонкими, эффективными методами». Так говорят об идеологии: тонко и эффективно вкладывать людям в голову определенные идеи.
Примечательно, что во всей этой речи г-на Путина нет ни одного слова о том, что в учебнике по истории должна быть историческая правда, что там должны быть факты, они должны быть правдивы и не должно быть опущено ничего важного. Отсутствие презумпции правды — характерная особенность идеологии, и это крепко сидит в головах у очень многих наших людей, причем не обязательно даже связанных с властью. Много раз приходилось мне слышать: ну скажите наконец, чему верить в истории? А верить надо только фактам. Оценки каждый сделает сам, исходя из своих нравственных ориентиров.
Например, сейчас у нас есть большая совокупность фактов, которая говорит, что Ленин получал деньги от немецкого генерального штаба. Опубликованы документы, написаны книги, не осталось никаких сомнений на этот счет. Это факт — значит, он должен быть в учебнике. А хорошо ли, что будущий глава государства делал революцию на немецкие деньги, или плохо — это вопрос, который учитель может обсудить с учениками.
Или, предположим, Катынское убийство. Абсолютно непреложный факт, подтвержденный массой документов, уже переданных и польской стороне: польские офицеры расстреляны весной 1940 года по личному распоряжению Сталина и Политбюро. Об этом нельзя умолчать в учебнике истории. А можно ли захватить (даже не в плен, потому что войны не было) более 20 тыс. чужих граждан и убить без суда и следствия — вопрос нравственной оценки. Зная факты, люди сами должны думать.
Человек и государство
Когда речь идет об оценке исторических событий, то совершенно естественно ввести точку отсчета. Она состоит в том, что главной целью политики и главной ценностью государства является человек. Экономика, богатство страны, да и само государство существуют для человека — для чего же еще? Когда человеку, который желает жить честно и достойно, плохо — значит, государство плохо. А когда у человека есть все возможности проявить себя свободно в разных областях жизни — то государство выполняет свою главную задачу. И если уж говорить о каком-то идейном основании, на котором зиждется история, то это именно ценность человека.
Этого в речи г-на Путина нет вообще. Важно примирить все народы — для чего? Чтобы создать или сохранить мощное государство. А о бесценности человека г-н Путин не вспомнил. Видимо, его этому не учили. И стоит ли удивляться? Ведь наше государство в разные периоды своей истории жестоко нарушало и права отдельных людей, и права целых человеческих сообществ. Погубило огромное количество жизней и в прямом смысле, и в том смысле, что люди, даже физически выживая, не могли по-человечески жить дальше, потому что террор ломал и тех, кто сам под этот маховик впрямую не попадал.
„
Владимир Путин: «Возможно, стоит подумать о единых учебниках истории России для средней школы, рассчитанных на разные возрасты, но построенных в рамках единой концепции, в рамках единой логики непрерывной российской истории, взаимосвязи всех ее этапов, уважения ко всем страницам нашего прошлого»
”
С этим столкнулись многие народы.
И вот вопрос: как относиться к преступлениям своего народа в прошлом? Культурные нации отвечают однозначно: относиться честно, критически, открывая всю неприглядную картину своих ошибок и преступлений. Так поступили немцы в отношении Холокоста. Можно, конечно, сказать, что их заставили, они проигравшая сторона. Но никто не заставлял американцев обнажать свои преступления в отношении негров и индейцев. Никто не заставляет Англию каяться сейчас за то, что в ее колониях было рабство в XVIII — начале XIX века. Однако они это показывают, потому что именно через называние преступлений преступлениями происходит очищение и собственной души, и отношений с другими народами.
А что предлагает г-н Путин? Фактически — не упоминать, забыть плохое, говорить только о положительных моментах в межнациональных отношениях. На самом же деле честный учебник должен строиться на двух вещах: на абсолютной непреложности факта и на объективном, а не одностороннем подходе к событиям. Это не ухудшает отношений между народами, наоборот, улучшает их. А замалчивание фактов в эпоху интернета вообще невозможно.
В мало-мальски свободном обществе всегда будут разные точки зрения. Даже религия признает это. Ведь Евангелий у христиан четыре, хадисов у мусульман шесть, а у иудеев два извода Талмуда. Отказ от плюрализма — признак того, что г-н Путин тяготеет, может быть, сам того не сознавая, к тоталитарной системе сознания, к которой, увы, после 70 лет большевизма склонно почти все наше общество.
Что достойно уважения
Г-н Путин говорит о том, что необходимо проявлять уважение ко всем страницам нашего прошлого. Что это означает? Можно ли сказать, что немецкий народ должен с уважением относиться к нацистскому периоду своего прошлого? Мне кажется, что нет. Гадких периодов полно было и в русской истории. Как, например, можно с уважением относиться к крепостному праву? По-моему, это позорная страница истории. Так же как выбор народа в пользу большевиков во время Гражданской войны, как участие миллионов наших граждан всех национальностей в терроре — в красном терроре 1918–1921 годов и в большом терроре 1937–1938-го, и в голодоморе, и в коллективизации. Сочувствие к жертвам — да, конечно. Уважение к героям и борцам против зла — да. Но уважение ко всем без разбора страницам прошлого, особенно к некоторым элементам государственной политики — никогда.
Лозунг: судьба России созидалась единением разных народов, традиций и культур. Когда так, а когда и совсем иначе, если помнить завоевание, скажем, Северного Кавказа и выселение 200 тыс. коренных жителей в Турцию. И при завоевании Сибири были отнюдь не только хлеб-соль и взаимные объятия. Было очень много крови, жестокости, обмана — надо сказать, с двух сторон, но все-таки сильный всегда больше виноват, чем слабый.
Нация велика не тем, что скрывает плохое, а тем, что находит в себе силы указать на плохое в своем прошлом и изменить умы к лучшему. Только честное и критическое отношение к прошлому может создать человеческое будущее в нашей стране — в том числе и в межнациональных отношениях.
За что боролись
Два печальных замечания. В советское время и преподавателям истории, и ученым, писавшим книги, надо было держать нос по ветру. Тем, кто не делал этого или в силу свободолюбия, или по оплошности, получали по голове очень сильно, часто это был запрет на профессию и невозможность преподавать. И я очень боюсь, что если опять будет введен единый учебник, то это будет учебник для идеологической оценки деятельности педагогов.
Если же говорить о коллегах-историках, то выводы, конечно, делать рано, но, поучаствовав в нескольких дебатах, я увидел, что многие приняли свершившееся как данность. Дело сделано, никуда не денешься, будет один учебник, президент сказал — вперед. Теперь надо бороться за то, кто будет писать этот учебник, потому что это и деньги, и влияние на общество. О том, что сама идея единого учебника в нашей стране — это тлетворный запах «Краткого курса истории ВКП(б)», мало говорят. Люди не готовы бороться с глупостями власти, они готовы прислуживать. И это хуже всего.
Комментарии
(С) Вася Ложкин, хуiдожник, киберпространственный имбецыл.
...........................
Нет таких фактов и не было. Эту фальшивку запустил еще Керенский, и 95 лет за нее цепляются все "либералы", чтобы объянить свое поражение. И дальше все в таком духе. Еще один русофоб.
Вся ваша "правда", антисовки,это сплошная фальсификация истории.
Если бы были реальные доказательства,то не надо было бы стряпать такое количество фальшивок,как например, известный петербургский историк В. И. Старцев, признанный специалист в области источниковедения, работая в 90-е годы в Национальном архиве, обнаружил несколько десятков "документов", аналогичных "документам Сиссона". Проанализировав структуру и содержание обнаруженных в фонде Госдепартамента США документов, Старцев не только доказал их органическое сходство, но и указал на единый источник их происхождения - "мастерская" Ф. Оссендовского. Этот талантливый мистификатор, как установил Старцев, с ноября 1917 г. по апрель 1918 г. изготовил около 150 поддельных документов о "германо-большевистском заговоре"
\
под ним будуть типерь принимать дитёв в соколят жыреновскаго и гастуки повязывать
=
дэбилизьм,однако...;-)
Из нынешних учебников и интернета ни мыслей ни знаний не получишь.одна ИНФОРМАЦИЯ