Тюрьма или сума: Что ждет «блудную дочь» Аллу Пугачеву по возвращении в Россию

На модерации Отложенный

Власть имеет определенные виды на нее, Меладзе и прочих «идейных диссидентов» от искусства

На излете августа вместе с Валерием Меладзе в Россию из заграницы вернулась — одна, без мужа — Алла Пугачева. «Возвращение блудной дочери», как она сама назвала это событие, прошло довольно-таки скромно, но не без определенной театральности.

В снятом в Москве видео та, которую раньше с придыханием называли «примадонной отечественной эстрады», констатировала — вернулась, дескать, потому что пришла пора детей в школу отправлять, к тому же отпуск, во время которого я лечилась и отдыхала, закончился, так что теперь, мол, пришло время «порядки наводить» не только в своей голове, но и в ваших.

Большинство рядовых россиян восприняли возвращение Пугачевой из Израиля, куда она с семьей поспешно отъехала сразу же после начала российской спецоперации на Украине, крайне негативно. В переводе на русский литературный язык общая суть их комментариев по этому поводу сводится к той мысли, что «аморальная старушка, которая за пределами России оказалась никому не нужна», может тихо и скромно доживать свою жизнь в России, предварительно отказавшись от всех своих регалий и вымолив прощение у народа, покинутого ею в трудный для страны час.

Масла в огонь народного негодования подлили и попытки близких «женщине, которая поет» людей (например, супруги народного артиста, поэта-песенника Ильи Резника) оправдать ее возвращение тем, что Пугачева вернулась в Россию потому, что у нее действительно очень серьезные проблемы со здоровьем, а в нашей стране в последнее время существенно улучшилась ситуация с лекарственным обеспечением.

В ответ на это россияне резонно заметили — из Израиля, славящегося своей медициной, «серьезные проблемы со здоровьем» не мешали Пугачевой потихоньку русофобить: в мае (когда шли тяжелейшие бои за «Азовсталь») вместе с Гребенщиковым и Макаревичем пиариться на форуме Марата Гельмана, в июле (в самый пик обстрела Донецка «Точками У») тусить на концерте известного прибалтийского русофоба Бусулиса в Юрмале, а в момент трагической гибели Дарьи Дугиной вместе с Лаймой Вайкуле рукоплескать новому фильму ярого противника спецоперации на Украине Кирилла Серебренникова.

«Не иначе как государство наше дает понять „пятой колонне“ — можете возвращаться после предательства Родины, ничего вам за это здесь не будет», — в одной из соцсетей резюмировал российский пользователь под ником Vладимир Zоркий.

«Алла Пугачева и Валерий Меладзе вернулись в Россию под гарантии высокопоставленных чиновников», — допустил политолог Марат Баширов, однако напомнил, что однажды под такие же гарантии в Россию прилетел из Италии и Михаил Абызов.

«Дела правда разные, но кто скажет, что финансовые сегодня важнее политических?» — задался он риторическим вопросом.

Оставив тем самым поле для размышлений, не является ли возвращение «блудных дочерей и сыновей» в родные пенаты продуманной многоходовочкой наших властей, которые в один прекрасный день (а то и вечер) возьмут всех «культурных бегунов» под белы рученьки да и спросят с них по всей строгости за такое «моральное предательство»?

— В отличие от ее так называемого мужа, Максима Галкина, Пугачева не делала откровенно негативных, радикальных или экстремистских заявлений против властей и нашей спецоперации на Украине, в этом смысле она аполитична, — отметил руководитель Центра урегулирования социальных конфликтов, эксперт центра ПРИСП Олег Иванов. — Ей можно поставить в вину разве что отъезд за рубеж вместе со многими другими нашими деятелями массовой культуры, это во-первых.

А во-вторых, любое государство должно переключать накопившийся на определенном этапе негатив в обществе на кого-то или на что-то. Например, на пресловутую пятую колонну. Соответственно, государству нужно делать все возможное, чтобы эта она, эта пятая колонна, в медийном пространстве присутствовала. Провластные СМИ должны подсвечивать их деятельность, что, собственно говоря, и делается.

«СП»: — Не для того ли, чтобы однажды спросить с них по полной? Или хотя бы побудить ее представителей усиленно выступать, наоборот, в поддержку спецоперации, искупая тем самым свою вину?

— Большой необходимости высказываться, скажем, Пугачевой в поддержку спецоперации, нет. Она не лидер общественного мнения, да и самой власти это не интересно, поддержка спецоперации среди россиян и без того высока.

Власти интересней, когда копящийся в обществе негатив на кого-то можно стравливать.

Либо на внешнего врага, либо на «внутреннего супостата». И в этом плане Меладзе с Пугачевой и должны в нашем инфополе присутствовать. Пусть они вбирают в себя этот общественный негатив, высказывая свою точку зрения, как некий громоотвод, но — в рамках дозволенного. Ведь одно дело ­- просто высказывать свою позицию, и совсем другое — ходить на какие-то митинги и там выступать.

Власти надо быть готовой просто время от времени одергивать особо уж рьяных «выступальщиков», что, собственно, она уже делает. В мягкой форме, через административное наказание, дает понять, например, Юрию Шевчуку о нежелательности его слов, лишает возможности вести концертную деятельность группу «Сплин» и Александра Васильева. А сажать их в тюрьму властям не с руки, лучше пусть на свободе уравновешивают систему в качестве некоего центра притяжения общественного негатива. Если бы власти это было не нужно, я думаю, Пугачевой с Меладзе просто не позволили бы вернуться в Россию.

Вот в таком раскладе «государственная многоходовочка» в отношении наших беглых деятелей культуры выглядит куда более реальным сценарием, особенно если учесть, что само государство, как полагают некоторые эксперты «СП», довольно весомо приложило руку к тому, чтобы среди деятелей масс-культуры проявилось отторжение специальной военной операции России на Украине.

— Во-первых, заслуживают особого внимания цифры, приведенные Захаром Прилепиным в своем tg-канале. Так, среди российских интернет-журналистов, блогеров и музыкантов поддержку спецоперации высказались всего лишь 10%, тогда как против — более 40%, — обращает внимание политик, член КПРФ Сергей Нациевский. — В этом, мне кажется, есть и определенная вина самой власти.

Возьмите любой фильм про Великую Отечественную войну за последние двадцать лет — в нем обязательно будет присутствовать какой-нибудь злобный подонок-маньяк-смершевец, расстреливающий всех направо и налево, тупое военное руководство, которое не заботится о людских потерях, гоня миллионы людей на убой. Как мы войну-то выиграли с таким подходом?

Но ведь это же не вчера началось, это все отражение модных веяний массовой культуры. А чего иного ожидать, когда чуть ли не вся поголовно элита страны имеет в «великой и демократической» Европе движимые и недвижимые активы, обучает там детей и боится все это потерять? И в этом свете Пугачева с Меладзе — всего лишь производные такого культурного подхода.

С моей сугубо личной точки зрения, государство должно принять волевое решение и больше не приглашать таких «деятелей культуры» на мероприятия с господдержкой, центральные телеканалы и на крупные медийные праздничные проекты вроде новогодних «Старых песен о главном». Кроме того, возможно, следует и законодательно ввести какие-нибудь меры в отношении таких «культурных бегунов».

Впрочем, советник РФ I класса, член КПРФ, доктор исторических наук Вячеслав Тетёкин полагает, что такие законодательные меры к Пугачевой, Меладзе и иже с ними применять, собственно, не за что. Да и никакой особой «стратегической мысли» государство в их отношении не проявляет.

— Формально эти люди не сделали ничего такого, что можно было бы им вменить в вину. Ни в одном нашем кодексе нет статьи за выражение собственного мнения. Есть статья о фейках в отношении ВС РФ, но это другая история, — высказывает он свою точку зрения. — Так что проблема здесь не в юридической, а в морально-политической плоскости.

В определенной степени к этим людям прислушивались, им доверяли. И вдруг они неожиданно не согласились с точкой зрения большинства сограждан, ходивших на их же концерты. Что с ними поделать за это? Да ничего. Репрессировать из не за что, но я бы лично перекрыл им доступ на центральное ТВ, а хотите давать концерты в России — вот вам сельские клубы. Ведь коль скоро власть допустит их возвращение на телеканалы — значит, она в определенной мере собственноручно поощряет когнитивный диссонанс верхушки общества.

Вместе с тем сказать, что в высших кругах власти у условных «пугачевых» и «меладзе» нет довольно серьезных покровителей, нельзя. Налицо же тихий саботаж попыток государства наладить экономику в условиях санкций. И для тех, кто этим занимается, товарищи, которые демонстративно хлопнули дверью в критический для страны и армии момент, являются символами возврата к старым временам. Поэтому-то условным «пугачевым» да «меладзе» и позволяют вернуться, когда стало окончательно ясно, что Россия устояла и никаких «оранжевых революций» в ней не будет. А «бегуны» в ответ готовятся распушить свои поджатые пока хвосты, готовясь вновь «доить» россиян, на которых они смотрят не просто с презрением, а с двойным презрением.

Только вот страна-то за полгода уже кардинально изменилась.

Андрей Захарченко