Из истории российской вывески

На модерации Отложенный

 

 

Выставка «Все на продажу», посвященная этой теме, открылась в Москве в Новом Манеже.

 

Вот так буквально облеплялись вывесками некоторые городские дома. Каждое заведение старалось заявить о себе прохожим.

 

Но конечно, такие таблички, с текстами, были рассчитаны в XIX веке на грамотную аудиторию. А таковой она была не всегда. И самые ранние способы заявить о себе были до крайности лаконичными - и в точности воспроизводили предлагаемую продукцию.

Эти крендель, перчатка и окорок – не настоящие, деревянные. А вот чудом сохранившийся в музее рекламный сапог – из совершенно натуральной кожи. Только высотой около метра.

 

Большинство вывесок, рассчитанных на широкого потребителя, сочетали с текстом изображение. А то и вовсе представляли собой одну картинку.

Иногда, впрочем, картинка обыгрывала  на тип товара, а его название.

 

Хранящиеся сегодня в музеях произведения Пиросманишвили – это ведь часто тоже были вывески. Причем самые настоящие. 

 

И недаром художники начала ХХ века обращали на народную вывеску самое пристальное внимание.

Увы, подобные произведения имели не так много шансов выжить – и материал (особенно дерево или фанера) часто плохо переносил воздействие стихий, и владельцы  лавок все чаще заменяли картинки на вывески текстовые и изготовленные профессионалами.

Вот что писал о народной вывеске в 1913 году Давид Бурлюк: «Наша круглая (в прямом смысле) безграмотность народная сделала ее необходимейшей принадлежностью общения продавца и покупателя. Вывеска русская – в ней способность народного гения к живописи нашла себе единственный выход. Мы вместе с грамотностью недалеки от исчезновения вывески. Ее пора собирать!»

И ведь собирал! К сожалению, в силу дальнейших исторических событий эта коллекция Бурлюка оказалась утраченной.

 

 

Примерно в то же время художник по имени Константин Дыдышко (в дальнейшем эмигрант, а потому не слишком известный  широкой публике) целенаправленно создает акварельные копии петербуржских вывесок, заодно отмечая их точное  местонахождение («мясная лавка на Колтовской улице Петроградской стороны»). Сейчас эти работы находятся в Музее истории Санкт-Петербурга.

 

Михаил Ларионов организует в том же 1913 году выставку (она называлась «Мишень»),  на которой среди работ профессионалов демонстрировались вывески и картины художников-самоучек. И хорошо видно, как влияла «народная стилистика» на многих живописцев, включая и самого Ларионова.

 

Наталья Гончарова.

 

Петр Кончаловский.

 

Александр Шевченко – он так и назвал эту работу «Вывесочный натюрморт».

 

И конечно же, главный мастер «съедобного» натюрморта - Илья Машков.

 

Вообще же в связи с этой выставкой еще есть о чем поговорить. Так что продолжение следует.