Василий Чапаев: человек и миф
9 февраля (28 января по старому стилю) 1887 года в деревне Будайка под Чебоксарами в многодетной семье потомственного плотника родился Василий Иванович Чапаев - пожалуй, самый известный красный военачальник Гражданской войны, хотя командовал он всего лишь дивизией.
Современники и потомки знают не столько реального Чапаева, сколько государственный и народный миф. Даже его настоящая фамилия, оказывается, была несколько другой. На самом деле, он был "Чепаевым", и только так при жизни и подписывался. Фамилия, в которой Фурманов ради благозвучия заменил одну букву, пошла от одного из предков, бригадира строителей, который постоянно покрикивал рабочим: "чепай, чепай!" (то есть "бери, бери").
Художественный вымысел пересилил реальность. После выхода фильма детям Чапаева оформили новые документы.
Имена полководцев Великой Отечественной известны всем и каждому. По части героев Гражданской в СССР наблюдался дефицит - почти все они, на беду, были либо бывшими царскими офицерами в немаленьких чинах, либо выдвиженцами и сторонниками Троцкого, либо тем и другим вместе.
"Краткий курс истории ВКП(б)" поведал, что Тухачевский, Егоров, Якир, Дыбенко, Раскольников, Уборевич, Федько и другие только и делали, что вредили. Как красные вообще одержали победу с таким командованием? Но к тому времени граждан уже отучили задавать неудобные вопросы.
В официальную историю попали только Буденный, подозрительно вовремя умерший Фрунзе и, конечно, Ворошилов, который, правда, во время Гражданской войны был не полководцем, а комиссаром.
Чтобы заполнить пробел, создали нескольких культовых героев из командиров бригадного и дивизионного уровня: Чапаев, Щорс, Котовский, Лазо.
Их роль в руководстве войной была незначительна, зато все они погибли в боях и в политических пертурбациях 1920-х годов не участвовали.
Многие из них начинали как командиры стихийно возникавших по всей России вооруженных отрядов, защищавших интересы местного крестьянства.
Белых партизаны однозначно не переносили. К красным относились сложно: раздел помещичьих земель и ненависть к "барам" им нравились, а продразверстка и дисциплина - нет.
Одной из главных задач советской власти во время Гражданской войны была борьба с "партизанщиной" в Красной армии.
Часть народных вожаков вписалась в систему, признав власть реввоенсоветов и комиссаров, другие стали "зелеными" и воевали по принципу: "Бей белых, пока не покраснеют, бей красных, пока не побелеют". Кто в конечном итоге окажется "героем", как Котовский, а кто "бандитом", как Махно, зависело от конкретного случая.
Но к Чапаеву все это не имело отношения. Он примкнул к большевикам еще в сентябре 1917 года, и вполне осознанно.
Один из ста с лишним красных комдивов вряд ли прославился бы, если бы его бывший комиссар Дмитрий Фурманов после войны, подобно Аркадию Гайдару, не подался в литературу и не написал роман "Чапаев", а классики советского кинематографа братья Васильевы не сняли по нему в 1934 году одноименный фильм.
На неизбалованную зрелищами советскую публику он произвел неизгладимое впечатление. Дети сразу принялись играть "в Чапаева". На I Московском кинофестивале в 1935 году он получил главный приз.
Васильевы создали образ "человека из гущи народной", одаренного от природы, но совершенно темного, по-детски наивного, чувствовавшего правду не умом, а сердцем, и до встречи с "раскрывшим ему глаза" большевистским комиссаром не знавшего, куда плыть и каких берегов держаться.
Под мудрым руководством партии он развивается, начинает высказывать тактически грамотные суждения о том, где должен находиться командир в бою, и, не оборвись его жизнь, наверное, вырос бы в советского маршала.
Кинематографический Чапаев с серьезным видом произносит анекдотические фразы наподобие знаменитой: "Ты за большевиков али за коммунистов? - Я за Интернационал!".
Реальный же Чапаев был отнюдь не прост. Академий он, конечно, не кончал, но и политическую позицию определил без помощи Фурманова, и в военном деле разбирался, пусть не на уровне большой стратегии. Во время Первой мировой войны будущий комдив дослужился до фельдфебеля и был награжден тремя "георгиями", а у красных заслужил орден Красного Знамени, который в 1918-1919 годах получить было сложнее, чем впоследствии звезду Героя.
Во время наступления Красной армии на Восточном фронте летом 1919 года дивизия, тогда не называвшаяся "чапаевской", а носившая обычный порядковый номер, первой вошла в Уфу и Уральск.
Чапаевцы участвовали не только в боях с белыми, но и в подавлении крестьянских восстаний против продразверстки, о чем впоследствии не упоминалось.
В ночь на 5 сентября 1919 года около 300 казаков, совершавших глубокий рейд по красным тылам, налетели на штаб чапаевской дивизии, располагавшийся на правом берегу реки Урал в районе города Лбищенск (ныне территория Казахстана).
Штаб был разгромлен, хотя численно красные превосходили белых втрое. По одной версии, причиной стала внезапность, по другой - беспечность и пьянство командиров и красноармейцев, уверенных в своей безопасности.
Уцелевшие спасались, кто как может. Те, кому удалось выжить, впоследствии давали противоречивые показания о судьбе комдива.
Принято считать, что Чапаев был сражен пулеметной очередью, пытаясь переплыть Урал.
По словам местных жителей, преодолеть реку вплавь в сентябре невозможно из-за холодной воды и сильного течения.
Имела хождение гипотеза, согласно которой Чапаев попал в плен и был расстрелян белыми. По другим данным, бойцы якобы перевезли раненого Чапаева на лодке, он умер и был похоронен в безвестной могиле.
После выхода фильма "Чапаев" версия гибели героя в водах Урала сделалась канонической, и докапываться до истины никто особо не пытался.
Во время Великой Отечественной войны был снят агитационный ролик "Чапаев с нами", в котором он доплывает-таки до противоположного берега, красноармейцы в современной форме встречают его словами: "Заждались уже вас!", а Василий Иванович произносит речь с призывом бить фашистов по его примеру.
В 1930-х года зрители, даже видевшие фильм много раз, всерьез переживали экранную гибель героя и подбадривали его криками: "Держись!".
По мере распада советской идеологии, наряду с реальным и литературно-кинематографическим Чапаевым возник третий: "Василий Иванович" из бесчисленных анекдотов, в которых либо обыгрывалась его "народная простота", либо преподносились в скабрезном духе отношения между ним, ординарцем Петькой и пулеметчицей Анкой.
Трудно сказать, как сложилась бы судьба Чапаева, останься он в живых.
Его заместитель Иван Кутяков, принявший дивизию после гибели командира, был расстрелян в годы "Большого террора".
Погибший Чапаев "остался в боевом строю" и был вознесен на пьедестал.
Мертвые герои удобнее для государства, чем живые. Они не требуют денег, не проявляют амбиций и не создают проблем.
Комментарии