Неизвестные «Герои невидимого фронта»

На модерации Отложенный

Официально он был простым журналистом, подрабатывавшим переводами и репетиторством. Правду о тайной стороне его жизни знали немногие, о ней до сих пор мало что известно. «Простой журналист» Ян Черняк во время войны руководил крупной разведывательной сетью в Европе, которую так и не смогли раскрыть фашисты.

 Даже в самые напряженные годы Великой Отечественной ни один из его агентов не провалился. Он добыл нашей стране десятки тысяч страниц секретных документов, достал образцы урана и стал одним из прототипов Штирлица. Кем же он был?

Готовый разведчик.

Великий советский разведчик-нелегал Ян Петрович Черняк родился в 1909 году в Черновцах. 

Ян Черняк был необычайно талантливым человеком. Уже в 20 лет он свободно говорил на венгерском, румынском, чешском и подрабатывал репетитором по английскому языку. А немецким Ян Петрович владел настолько уверенно, что порой сами немцы принимали уроженца Буковины за своего.

Кроме того, будущий разведчик обладал феноменальной памятью. Он до запятой мог запомнить десять страниц только что прочитанного текста и с точностью называл расположение 70 предметов в комнате. А еще выпускник берлинского политехнического университета занимался единоборствами. Убежденный коммунист, прекрасно образованный, начитанный и физически подготовленный — ну чем не готовый разведчик? Также думали и сотрудники советских спецслужб.

Первые успехи великого разведчика.

Летом 1930 года выпускник Берлинского политеха  собирался вернуться в Румынию. Ян перед отъездом попросил своего друга познакомить его с кем-нибудь из румынских коммунистов. Товарищ свел Яна с неким Матиасом, который оказался советским разведчиком. Черняк с энтузиазмом встретил предложение Матиаса поработать на СССР и сразу же согласился. Первым заданием новоиспеченного агента Разведупра стало внедрение в румынскую армию.

Сержант Черняк стал писарем в штабе артиллерийского полка, тем самым открыв себе дорогу к секретным документам.

Интересно, что в те годы Румыния была не просто потенциальным военным противником нашей страны. Именно там немцы проводили испытания своих новинок артиллерийского вооружения, чего делать у себя они не могли по условиям Версальского мира. Тут-то и пригодился ценный источник из артиллерийского полка. Переданные Черняком секретные материалы о закупках, румынском вооружении и военном сотрудничестве с Германией оказались крайне ценны для СССР.

Столица Румынии Бухарест перед войной.

Начальство отметило успехи молодого разведчика. После демобилизации в 1932 году Черняк приступил к созданию уже целой разведывательной сети, выходящий за пределы одной страны.

Снова не обошлось без проблем, которые Черняк самоотверженно расхлебывал сам. Прикрытием для разведчика стало обучение на платном отделении одного немецкого университета.

 Ему пришлось браться за любую работу, влезать в долги и даже играть в шахматы на деньги, лишь бы оплатить учебу.

Но даже самый осторожный разведчик не защищен от провала других людей. В 1935 году арестовали некого бельгийского коммуниста, знакомого с Черняком. Ян Петрович срочно уехал в Москву, где прошел спецшколу Разведупра и подтянул русский язык.

Черняка готовили как разведчика высочайшего класса. Он прошел курсы микрофотографии, научился расшифровывать сообщения из Центра, собственноручно подделывать документы и использовать тайники для связи.

Разведчику предстояла сложнейшая задача. Накануне большой войны он должен был создать нелегальную разведывательную сеть в Германии с резидентурой в Швейцарии.

Блестящая агентурная под грифом «секретно».

Агентурную сеть, получившую кодовое наименование «Крона», Ян Петрович начал создавать в 1936 году. Коммуникабельный разведчик умел расположить человека к себе и прекрасно разбирался в людях. Агентурная сеть быстро разрослась до 35 человек, 20 из которых Ян Черняк завербовал лично.

Залогом успеха нелегальной разведсети стала железная дисциплина и строгая конспирация. Черняк не встречался с агентами, а обменивался информацией только через отлаженную сеть связных.

Ян Петрович подробно изучал менталитет и законы той страны, куда направлялся. Разведчик не выделялся из толпы, для прикрытия выбирал тихую и неприметную работу.

И как бы не старалась нацистская контрразведка, «Крону» она так и не вскрыла. Поразительно, но за 10 лет напряженнейшей работы ни один член «Кроны» не прокололся!

В разгар Великой Отечественной группа Черняка сэкономила советской промышленности десятки миллионов рублей и оказала неоценимую помощь отечественной науке. В каждой отрасли немецкого ВПК у Яна Петровича имелся свой осведомитель.

Ему удалось завербовать главу исследовательского отдела авиационной фирмы, специалиста по химическому оружию, инженера-металлурга, драматурга Берлинского театра, секретаря главы МИД Франции и других видных деятелей науки.

Мы еще нескоро узнаем имена этих людей. Большой успех советской разведки надежно упрятан в архивах за грифом «секретно». Во многом благодаря тому, что некоторые члены группы продолжали передавать Москве секретную информацию даже спустя десятилетия после окончания войны.

Помощь фронту и тылу.

У Черняка был свой человек и в одном из немецких конструкторских бюро, занимавшимся разработкой танков.  По слухам, так в Москве узнали конструкцию «Тигров» и «Пантер».

Крайне важными для советских оружейников стали добытые «Кроной» сведения о присадках к стальным сплавам, из которых изготовлялись немецкие орудия. Полученная информация позволила значительно повысить «живучесть» стволов советской артиллерии.

Острее всего армия нуждалась в современных средствах радиолокации. В этой сфере противник ушел далеко вперед, а союзники «забывали» поделиться технологиями. На фоне чудовищных разрушений и нехватки кадров сократить отставание было невероятно сложно. И здесь ученых выручила разведка.

Немецкая актриса Марика Рёкк тоже, вероятно, была завербована Черняком.

Только за 1944 год группа Черняка передала Центру более 12 тысяч страниц технической документации и 60 деталей. Информации было так много, что в Совете при ГКО создали специальную группу по обработке документов, добытых разведчиками.

По итогам 1944-го академик Берг в своем письме начальнику Разведуправления высоко оценил заслуги бойцов «невидимого фронта»: «Работу ГРУ за истекший год в данной области следует признать выполненной блестяще».

Яну Черняку ставят в заслугу не только прорыв в технических сферах, но и появление в руках Сталина «стратегической разведки». По некоторым сведениям, великий разведчик завербовал звезду немецкого кино и любимицу Геббельса актрису Марику Рёкк, а также приближенную к Гитлеру актрису Ольгу Чехову.

Рёкк пользовалась расположением высокопоставленного нациста и знала из его окружения важную информацию. Чехова, как известно, была близкой подругой спутницы фюрера Евы Браун.

По воспоминаниям «волкодава Сталина» Павла Судоплатова, актрис могли привлечь к ликвидации Гитлера, но руководство страны не пошло на такой шаг.

Английский физик на службе СССР.

В 1942 году советская разведка обратила внимание на английского физика Аллана Мэя, работавшего в Кембриджском университете над проектом «Трубные сплавы».

За этой сложной формулировкой скрывалась британская ядерная программа. Мэя выбрали не просто так: он был членом британской компартии и своих левых взглядов не скрывал. Но Мэй, как и многие его коллеги, имел своенравный характер и не терпел давления. Яну Черняку, находившемуся тогда в Лондоне, пришлось серьезно подготовиться к непростому разговору с физиком. Как бы не противился осторожный англичанин, он не смог устоять перед красноречием и убедительными аргументами советского разведчика. Мэй согласился с предложением Черняка помочь Советскому Союзу.

Испытания советской атомной бомбы.

Сотрудничество английского ученого с СССР было крайне плодотворным. Мэй передал нашей стране 130 страниц секретных документов. Так нашим физикам стала известна схема английского уранового реактора и подробное описание его работы, а также способы получения плутония.

В 1943 году физик переехал в Канаду для работы над «Манхэттенским проектом» — американской программы по разработке ядерного оружия. После двухлетней паузы он возобновил контакт с советской разведкой, передав в 1945 году множество бесценной информации. Москва получила от Мэя подробнейший доклад о конструкции американской атомной бомбы и технологию её изготовления. Кроме того, Аллан детально описал структуру «Манхэттенского проекта»: где и какие заводы задействованы, какие ученые разрабатывают бомбу и через кого можно выйти на физиков для их возможной вербовки.

Англичанину настолько доверяли на работе, что он сумел достать для советских разведчиков образцы урана-235 и урана-238, необходимых для создания ядерного оружия! Миллиграмм окиси урана-238 он передал в маленькой стеклянной трубке, а 0,1 миллиграмма урана-235 был тончайшим слоем нанес на платиновую фольгу.

Получил звезду Героя перед смертью.

Едва закончилась Вторая Мировая война, как в Америке разразился крупный шпионский скандал. 5 сентября 1945 года шифровальщик советской резидентуры в Оттаве Игорь Гузенко сдался канадским властям. Предатель сломал судьбы многих советских разведчиков и выдал канадцам 36 агентов СССР.

К сожалению, даже такой безупречный разведчик, как Ян Черняк, был бессилен перед предательством. Летом 1945 года Ян Петрович возглавил американскую резидентуру, но после побега Гузенко был срочно отозван в Москву. В 1945-м разведчика даже представили к званию Героя Советского Союза, но из-за скандала с перебежчиком документ навсегда ушел в архив. По некоторым данным, случилось это из-за того, что незадолго до предательства Гузенко Ян Петрович Черняк дал хорошую оценку его непосредственного начальника.

После войны Ян Черняк вел спокойную, размеренную и… засекреченную жизнь. Великий разведчик работал референтом в ГРУ, занимался переводами и в качестве корреспондента ТАСС выезжал за границу. Вероятно, эта должность служила «крышей» для выполнения заданий военной разведки, но об этом пока ничего неизвестно.

Мемориальная доска в Москве.

Сведущие люди называли Черняка «настоящим Штирлицем», и многие считают разведчика одним из его прототипов. Юлиан Семенов перед написанием эпопеи действительно встречался с Черняком и наверняка отразил черты реального разведчика-героя на страницах своих романов.

Об одном из самых засекреченных советских разведчиков неожиданно вспомнили в Кремле в конце 1994 года. Яну Петровичу было уже далеко за 80, когда ему присвоили звание Героя России.

На доме 29 по Русаковской улице в Москве недавно открыли мемориальную доску, скромно сообщающую: «В этом доме жил Герой России Ян Петрович Черняк». Важно помнить о подвигах выдающегося разведчика на «невидимом фронте». Их подробности мы когда-нибудь обязательно узнаем.