Мифы и факты о легендарном начдиве Василии Ивановиче Чапаеве

На модерации Отложенный

О жизни Василия Ивановича Чапаева ходит невероятное количество легенд и анекдотов. Мы решили разобраться, где правда, а где вымысел.

Смерть героя Гражданской войны Василия Ивановича Чапаева до сих пор является предметом споров биографов. Достоверно известно лишь то, что 5 сентября 1919 года, в возрасте 32 лет, в районе села Лбищенск (с 1939 года Чапаев) командующий 25 стрелковой дивизией был смертельно ранен в ходе внезапной атаки казаков на штаб красноармейцев. Одни считают, что солдаты положили раненого в живот комдива на плот, сделанный из половинки ворот, и переправили через Урал. Но на том берегу оказалось, что Чапаев уже умер от потери крови. Там его и закопали. Другие придерживаются версии, что пули сразили Чапаева намного раньше, и он не смог добраться до реки. Кто-то утверждает, что казакам удалось взять неуловимого полководца в плен. Находились свидетели, которые рассказывали, что Чапаев выжил и остаток дней прожил в Казахстане, работая плотником. Но самой популярной версией (во многом благодаря фильму «Чапаев») стала гибель Василия Ивановича в волнах Урала. Говорят, что первые зрители картины уходили с показа в слезах, отказываясь верить, что легендарный комдив всё-таки не выплыл.

9 февраля (28 января по старому стилю) 1887 года в бедной крестьянской семье в деревне Будайки Чебоксарского уезда Казанской губернии родился герой Гражданской войны, прославленный полководец Василий Иванович Чапаев. Это одна из тех исторических личностей, которая до сих пор окружена легендами и домыслами. Во многом этому способствовал художественный образ Чапаева, созданный советскими кинематографистами. Бесстрашный красный командир в папахе, с саблей в руке и верхом на лихом скакуне мчится громить врагов большевизма. Но увы, в реальной жизни Чапаев обходил лошадей стороной. Из-за многочисленных боевых травм и ранений, в том числе в область бедра, он просто физически не мог ездить верхом.

Реальный Чапай был лихим воякой.

 

Плавный аллюр иноходца ещё подходил, но предпочтительнее всего был автомобиль. Так что Чапаев чуть ли не первым из красных командиров пересел на машину. Американский «Стевер» сначала начдиву понравился, но показался тряским. Его сменил ярко-красный шикарный «Паккард», что, конечно, было весьма гламурно, но для боевых действий в условиях степи подходило слабо. Поэтому при Чапаеве всегда дежурили два «Форда», запросто выжимающие до 70 вёрст в час по бездорожью и практически неубиваемые. Когда в силу разных причин не дежурили, начдив бушевал: «Товарищ Хвесин! Я буду жаловаться на вас в ЦИК! Вы приказ мне даёте и требуете его выполнить, но пешком по всему фронту я ходить не могу, верхом мне ездить невозможно. Требую незамедлительно выслать для дивизии и для дела революции один мотоциклет с коляской, 2 легковых автомобиля, 4 грузовика для подвозки снабжения!»
Водителей себе он подбирал отменных. Одного из них, Николая Иванова, у Чапаева увели чуть ли не силой, вывезли в Москву и сделали личным шофёром сестры Ленина - Анны Ульяновой-Елизаровой.

Красный командир отлично понимал, что такое современная война. Прорыв фронта и глубокий охват противника силами бронесоединений осуществлялся «не кончавшим академиев» Чапаевым вполне успешно. Для чего он и завёл себе в 25-й стрелковой сводный 17-й отряд бронеавтомобилей, среди которых был реальный монстр: десятитонный «сухопутный броненосец» «Гасфорд», несколько манёвренных «Остинов» и лёгкие машины питерских заводов.

Ещё одним «последним словом науки уничтожения» тогда считались боевые отравляющие вещества. До Женевской конвенции 1925 г., запрещающей подобные штучки, было ещё достаточно времени, так что начдив вполне резонно и прогрессивно вписал в приказ о наступлении и взятии Уфы следующее: «Немедленно приготовить на каждую батарею по 3000 снарядов, из них одна треть химическая. За невыполнение личного приказа отвечаете головой. Июнь 1919 г., Чапаев».

Кроме того, в распоряжении Чапаева были 26-й и 30-й авиационные отряды общей численностью до 30 боевых самолётов, что уже совершенно не лезет ни в какие ворота и начисто разрывает шаблоны восприятия. 

Другое дело, что и вымысел иногда бывает очень к месту. Те, кто во время просмотра фильма братьев Васильевых со слезами на глазах загадывал, чтобы «Чапай хоть на этот раз выплыл», в конце концов дождались своего. В 1941 г. на экраны вышла короткометражка «Чапаев с нами», где начдив всё-таки выплывает из Урала, поставив тем самым рекорд по длительности заплыва - 22 года. Вылезши на берег, он призывает громить фашистских гадов всеми силами, заодно призывая на головы оккупантов Чапаев­ское Проклятие. 
 

 В знаменитом советском фильме «Чапаев», конечно, есть доля художественного вымысла. Но всё равно у героя Бориса Бабочкина было очень много общего с настоящим Чапаевым. Когда эта картина создавалась, ещё были живы близкие родственники героя, его боевые соратники, с ними советовались. 

 

Командир 25-й стрелковой дивизии Василий Иванович Чапаев (с повязкой на голове) и комиссар дивизии Дмитрий Андреевич Фурманов (слева от Чапаева) среди командиров и комиссаров частей Красной Армии после взятия Уфы

Командир 25-й стрелковой дивизии Василий Иванович Чапаев (с повязкой на голове) и комиссар дивизии Дмитрий Андреевич Фурманов (слева от Чапаева) среди командиров и комиссаров частей Красной Армии после взятия Уфы.

Фото: РИА Новости

 

Говорят, что Петька, верный «Санчо Панса» Василия Ивановича, был холостым простоватым балагуром, часто попадающим в нелепые ситуации, и сильно любил женский пол.

- Реальный Пётр Исаев, тот самый Петька, был женат, у него рос ребёнок. Он был Георгиевским кавалером, а не каким-то глупым мальчишкой. В фильме он показан как денщик, а на самом деле Пётр был адъютантом для особых поручений. Например, в бою он мог заменить командира полка, провести секретную разведку и т. д. 

Говорят, что Анка была не пулемётчицей, а женой писателя Фурманова, друга и сослуживца Чапаева. Что влюблён был Чапаев в Анку безмерно, а Фурманов всё знал и начдива за это, мягко говоря, недолюбливал.

- Анки-пулемётчицы как таковой никогда не было. Это собирательный образ многих девушек, служивших в чапаевской дивизии. Назвав героиню своей книги именем Анка, Фурманов, может быть, и имел в виду свою жену. Но, во-первых, его Анна не имела никакого отношения к военному делу - в дивизии она занималась культпросветработой, организовала театр для военных. 

Да и сам Чапаев был однолюбом - любил только свою первую жену Пелагею. Впрочем, она была единственной его официальной женой. Второй брак - это брак-обет. Чапаев и его лучший друг однажды поклялись, что если с кем-то что-то случится, то другой не оставит семью друга. Когда этот друг погиб, Чапаев взял трёх его девочек и соединил со своими тремя детьми. К тому времени первая жена Чапаева его уже бросила, ушла к другому. Тогда Василий Иванович взял в опеку и жену друга, кстати, тоже Пелагею.

Говорят, что именно эта женщина, которую Чапаев спас от вдовьей доли и голодной смерти, его и предала. Когда Чапай застукал её с другим и бросил за измену, она рассказала белогвардейцам о том, что штаб начдива охраняется слабо и его в любой момент можно взять.

- Этой версии придерживается правнучка Чапаева, Евгения. Но это спорный вопрос. В то время и за дочерью, и за другими детьми начдива велась охота. Гораздо проще было отнять детей у Пелагеи, выманить с помощью шантажа Чапаева и убить его. Доподлинная правда здесь только в том, что вторая Пелагея его не очень любила и связалась с другим человеком. Вот он точно был предателем, белые ему платили за информацию о красных и их командире. Но кто именно сыграл роковую роль - неизвестно. Белые давно охотились на Чапаева, красные тоже обвиняли его в партизанщине, у него был конфликт с командованием. Всё это и привело к опасной для его жизни ситуации. 

Считается, что могила Чапаева была смыта водами реки Урал и потеряна навсегда. Может, просто не там искали? 

Напомним основную канву событий. Осень 1919 г., Южный Урал. Штаб и тылы 25-й чапаевской дивизии расположились в недавно занятом красными Лбищенске (ныне город Чапаев на территории Казахстана). Чтобы обезглавить войска противника, белые проделывают неожиданный фланговый рейд на Лбищенск и в ночь с 4 на 5 сентября з­ахватывают город. 6 часов длился неравный бой. Чапаев был ранен в руку и с отрядом из сотни красноармейцев отступил к реке Урал. Переправиться с её правого берега, где находится Лбищенск, на левый значило выжить. Остаться - наверняка погибнуть.

 

Если верить самой известной и наиболее достоверной версии событий, то ещё на правом берегу реки Чапаев получил второе ранение - в живот. Оно оказалось смертельным: на левый берег красноармейцы, снявшие с петель створку ворот вместо плота, привезли уже бездыханное тело своего командира. 

Там же, на берегу, надеясь скоро вернуться, они наспех похоронили Чапаева в неглубокой могиле, лишь немного прикрыв тело песком и камышами, чтобы его не нашли казаки. 

Попытку найти могилу Чапаева предприняли в 50-х гг. ХХ в. Поисками активно занималась дочь начдива Клавдия Васильевна. Была задействована техника, привлекались водолазы. Но все старания оказались тщетными. 

 

 

 

Родители вообще хотели, чтобы Василий стал священником, даже отдали его в церковно-приходскую школу, но жизнь распорядилась иначе: во время Первой мировой войны его призвали на фронт. Там-то в полной мере и раскрылся его военный талант. Неудивительно, что войну он закончил в чине фельдфебеля, был награждён Георгиевской медалью и солдатскими Георгиевскими крестами трёх степеней. Но скоро орденоносный солдат имперской армии перешёл на сторону красных и так же рьяно отстаивал интересы большевиков в период Гражданской войны. Именно благодаря преданности советской идеологии его имя и было увековечено.