Эвтаназия - милосердие или убийство?

На модерации Отложенный

Известно, что люди боятся смерти. Понимая ее неизбежность, нельзя не согласиться с древним философом Сенекой, сказавшим: «Смерть предстоит всему, она закон, а не кара». Как ни жестоки эти слова, они глубоко правдивы.

При всех трудностях и недостатках современной медицинской помощи люди хотят видеть во враче прежде всего милосердного благодетеля, целителя телесных недугов и утешителя в страданиях.

И, тем не менее, успешное лечение и выздоровление не исключают в особо тяжелых и безнадежных случаях обращения больного к врачу с просьбой, выражающейся малоизвестным, но очень грустным словом «эвтаназия», что по-гречески означает «легкая смерть». Эвтаназия — это право человека на смерть, на убийство во имя сострадания.

В последние годы в мире усилилось внимание к проблеме эвтаназии. Естественно, это внимание не случайно. Оно вызвано прежде всего высокой заболеваемостью тяжелыми хроническими болезнями, неизлечимостью многих из них и угнетенным морально-психологическим и физическим состоянием этой категории больных. Им невыносимо трудно жить в постоянных страданиях и они просят о смерти. В связи с этим возникает вопрос: что должны делать врачи с людьми, обреченными на муки?

Идея эвтаназии нашла, естественно, не только сторонников, но и противников.

Аргументы за:

   1. Свобода воли и выбора. Каждый человек вправе сам распоряжаться своей жизнью, а значит, в том числе он имеет право на смерть.

   2. Эвтаназия дает возможность уйти из жизни достойно, грубо говоря, не превращаясь в «безвольный овощ». 
   

   3. Если эвтаназия все равно существует в том или ином виде, то почему бы не вынести это явление на свет и узаконить ее?
 

   4. Деньги. Еще одним аргументом сторонников эвтаназии является экономическая целесообразность такой процедуры по сравнению с многолетней дорогостоящей эксплуатацией оборудования и технологий поддержания жизнедеятельности неизлечимо больных пациентов.

   

  5. Эвтаназия как проявление милосердия. Ведь «медицинская помощь» подобного рода помогает неизлечимо больному, страдающему человеку прекратить свою боль. Милосердие побуждает нас позволить безнадежно больному умереть, особенно, когда он ясно выражает такое желание.


Аргументы против:

  1. Врачебный долг. Против эвтаназии выступал еще отец медицины Гиппократ. В его «Клятве» прямо указано – «...я не дам никому просимого у меня смертельного средства и не укажу пути к осуществлению подобного замысла». Таким образом, для врача является кощунством прекратить лечение пациента, а тем более, способствовать его смерти.
  2.  Возможность ошибки в диагнозе. Это достаточно серьезный аргумент противников эвтаназии, ведь смерть необратима, а значит, исправить подобную «ошибку» будет невозможно.
  3.  Вероятность выздоровления. Возможности человеческого организма исследованы учеными на сегодняшний день всего лишь на пятьдесят процентов. Каждый день в мире медициной внедряется 130 новых препаратов. То есть, возможно, уже сегодня будет найдено лекарство от неизлечимой болезни.
    К тому же известно немало случаев, когда пациент выздоравливал чудесным образом, и врачи не могли объяснить, почему так произошло.
  4.  Возможность корыстного злоупотребления. Принятие закона при нынешнем уровне коррупции в стране и сомнительном моральном состоянии общества означало бы юридическое прикрытие свободы убийств. Причем одинаково и в отношении старика, занимающего однокомнатную хрущевку, и в отношении владельца нефтяного бизнеса.
  5.  Милосердие врача и близких. Противники эвтаназии говорят о том, что если больному оказывать должное внимание, время, заботиться о нем, то и самого желания смерти у него не возникнет.

Несмотря на различные точки зрения на эту проблему во многих странах мира, у нас превалирует одна точка зрения: никакой эвтаназии, медицина существует только для помощи больным и предупреждения болезней, а не для умерщвления людей. 

В России активная эвтаназия запрещена статьей 45 закона «Об охране здоровья граждан», которая предусматривает уголовную ответственность врача за «удовлетворение просьбы больного об ускорении его смерти какими-либо действиями или средствами».

В то же время, закон предусматривает возможность «добровольного отказа от медицинской помощи», что может рассматриваться как пассивная эвтаназия.

В заключение этой грустной темы следовало бы сказать, что эвтаназия - эта вынужденная мера, если уж решено к ней прибегнуть, должна применяться в исключительных случаях. Больному остается только надеяться, что в его последней просьбе ему не откажут.