«Азербайджану выгодно открытие Ходжалинского аэропорта»

Российский политолог: «Искать юридические обоснования помощи ОДКБ Армении или Карабаху не стоит, повод найдется»

Видимо, в Карабахском конфликте может начаться новый этап. В то время как Азербайджан и Армения обмениваются месседжеми вокруг вероятного открытия Ходжалинского аэропорта, Россия готовит новый сценарий, который, мягко говоря, окажется не по душе Азербайджану.

Итак, согласно сегодняшней статье, опубликованной в издании  «BSR-Russia», гарантией осуществления рейсов из Еревана в Ханкенди и обратно может быть присутствие в Карабахе миротворческих сил одного или нескольких государств.

«Некоторые не исключают, что новое военно-техническое соглашение между Арменией и Россией предполагает развертывание в Карабахе новых мощных ракетных систем и определенные гарантии безопасности со стороны России. Кроме того, в прошлом году Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), пакт об обороне между шестью бывшими советскими республиками во главе с Россией, включая Армению, получила разрешение от Организации Объединенных Наций на проведение миротворческих миссий. Не исключено, что первой миссией ОДКБ станет обеспечение безопасности  эксплуатации Ходжалинского аэропорта и под этим предлогом введение российских войск в Карабах», - говорится в статье. (http://vesti.az/news/144970).

Достаточно вспомнить, что в 2010 году, когда началось обсуждение вероятного ввода миротворческих сил  в Карабах, Запад особо не поощрял инициативы России в этом вопросе.

«Именно Москва в одиночку желает участвовать в возможной миротворческой операции, пусть даже под эгидой ООН или СНГ. На Западе же придерживаются мнения, что в состав миротворческих сил в Нагорном Карабахе не должны входить представители стран - сопредседателей Минской группы ОБСЕ, а также государств региона, то есть представители России и Турции. Интерес к миротворческой миссии в зоне нагорно-карабахского конфликта проявляет и Евросоюз. Из чего следовало, что предлагался вариант с миротворцами из стран Евросоюза» - отмечалось тогда (http://vesti.az/news/45211).

Особенно сопротивление российским миротворцам со стороны Запада наглядно было продемонстрировано после августовских событий 2008 года в Грузии. Именно тогда, когда  во всем спектре проявился «талант» Москвы как миротворца, допущение не то чтобы самого российского оружия в зону карабахского конфликта, но даже самой мысли об этом не может не вызывать, мягко говоря, определенной настороженности азербайджанской стороны.

Под каким же предлогом Россия может ввести свой миротворческий контингент в Карабах без согласия Азербайджана? Пойдет ли ОДКБ на обеспечение безопасности Ходжалинского аэропорта, если учесть, что в рамках соглашения она имеет право прийти на помощь Армении, но никак не вторгаться на территорию Азербайджана, который, как известно, не входит в эту организацию? Не означает ли, это то, что Азербайджану угрожают опасными последствиями при вероятном уничтожении армянских самолетов в своем же воздушном пространстве?

Ответы на эти и другие вопросы ИА Vesti.Az попыталось получить у азербайджанских и российских политологов.

Так, бывший госсоветник Азербайджана по внешнеполитическим вопросам, политолог Вафа Гулузаде считает, что Россия не может ввести свои миротворческие войска в Карабах без согласия Азербайджана.

«А Азербайджан никогда не даст на это согласие, так как это не отвечает ее интересам. Российский миротворческий контингент – это оккупационные силы. Они долго были и в Абхазии, и в Осетии, вследствие чего эти регионы фактически были оккупированы со стороны РФ. Не стоит забывать, что причиной оккупации азербайджанских земель является именно Россия. Армения без России никогда бы не осмелилась воевать с Азербайджаном», - отметил политолог.

По его словам, информации о вероятности введения миротворческого контингента в Карабах носят провокационный характер.

«Не умещается в сознании вероятность ввода Россией миротворческого контингента на оккупированные азербайджанские земли. Это фактически грубейшая агрессия и нарушение всех международных прав», - подчеркнул он.

В.Гулузаде считает, что официальный Баку, делая заявления о возможном уничтожении армянских самолетов в азербайджанском воздушном пространстве, должен стараться не обострять ситуацию.

«Сейчас мы будем воевать не с Арменией, а именно с Россией. Нам невыгодна война с Россией», - заключил он.

В свою очередь, российский политолог, эксперт по международной политике, руководитель центра анализа международной политики Института глобализации и социальных движений (ИГСО) Михаил Нейжмаков считает, что миротворческие операции на постсоветском пространстве, как правило, предполагали хотя бы формальное согласие на их начало со стороны всех сторон конфликта.

«Вспомним соглашение «О принципах мирного урегулирования вооруженного конфликта в Приднестровье» от 23 июля 1992 года или Дагомысские соглашения о принципах урегулирования грузино-осетинского конфликта от 14 июня 1992 года. Несколько особняком здесь стоит решение об официальном начале миротворческой операции под эгидой СНГ в Таджикистане, но и вызвавшее его ситуация была весьма специфической – это масштабная гражданская война. Поэтому появление в Карабахе миротворческих сил без согласия Азербайджана вряд ли возможно, а давить на Баку в этом вопросе тоже будет непросто», - считает политолог.

По его словам, обстановка «пятидневной войны» августа 2008 года не может служить аналогией хотя бы потому, что российский миротворческий контингент в Южной Осетии и Абхазии уже вполне официально находился задолго до ее начала.

«Отметим, что  постсоветские государства в принципе не очень рвутся к участию в миротворческих операциях. Например, во время межэтнических столкновений на юге Киргизии в июне 2010 года были очень популярны прогнозы о введении иностранных контингентов в зону конфликта, но на подобном в итоге не настоял ни Узбекистан (хотя от столкновений страдали этнические узбеки), ни Казахстан и Россия, имеющие свои стратегические интересы в регионе.

Кроме того, вводить миротворческий контингент в Карабах исключительно под эгидой ОДКБ (о чем периодически говорится в прессе)  вряд ли возможно, так как конфликт затрагивает интересы Азербайджана, в эту организацию не входящего»,  - подчеркнул он.

М.Нейжмаков считает необходимым отметить, что любое нагнетание ситуации вокруг Карабаха - не в интересах России.

«Эскалация вооруженного конфликта там может окончательно испортить отношения Москвы и Баку, создать предлог для претензий со стороны Армении за недостаточную поддержку (и спровоцировать дрейф Еревана в сторону США и ведущих держав ЕС), а также повод для вмешательства в конфликт западных держав. Последние, не будучи связаны прямыми обязательствами со сторонами конфликта, имеют большое поле для маневра и наверняка попытались бы усилить свое влияние на Южном Кавказе,  воспользовавшись дестабилизацией в регионе», - заключил он.

Политолог Зардушт Ализаде считает, что Россия нашла предлог для введения миротворческого контингента в Карабах.

«Предлог ясен – недопущение уничтожения армянских самолетов в воздушном пространстве Азербайджана при вероятном открытии и осуществлении рейсов из Ходжалинского аэропорта. Сейчас Россия будет угрожать официальному Баку с целью предотвращения ее возможных действий», - отметил политолог.

З.Ализаде также считает, что полеты в воздушном пространстве Азербайджана, скорее всего, будут осуществлены, тем более что этому не противиться Россия.

«Однако деятельность Ходжалинского аэропорта равно нулю с коммерческой точки зрения. Азербайджану даже выгодно открытие Ходжалинского аэропорта. Чем больше будут открываться аэропорты, тем скорее рухнет Армения»,  - подчеркнул он.

З.Ализаде считает, что открытие одного «несчастного» аэропорта никак не усилит позицию Армении в Карабахском вопросе.

«Существование этого аэропорта после оккупации азербайджанских земель не имеет никакого значения. Аэропорт имеет значение только для морального удовлетворения обманутого и несчастного армянского обывателя», - заключил он.

А российский политолог, директор Фонда конструктивной политики Абдул Нагиев считает, что сегодняшняя геополитическая ситуация в регионе достаточно напряженная.

«Можно даже сказать, что ситуация является самой сложной за последние 10 лет. Вопрос с Ходжалинским аэропортом может быть только причиной для размораживания конфликта, но не как стратегической линией и первой необходимостью для сепаратистов в Карабахе.

Учитывая сложившую ситуацию можно констатировать факт, что провокация с запуском аэропорта в Ходжалы является целенаправленной задачей определенных сил перевести ситуацию к военной эскалации», - подчеркнул политолог.

По его словам, самое главное в этой ситуации вину и ответственность за происходящее возложить на Азербайджан.

«Начало активной фазы военных действий, безусловно, расширит возможность ОДКБ и других сил увеличить присутствие и укрепить свои позиции в регионе. Думаю специализирующиеся на этом режиссеры уже давно написали возможные сценарии и подобрали актеров для очередного спектакля. Искать логические или юридические обоснования помощи ОДКБ Армении или Карабаху не стоит, повод найдется. А причиной будет угроза безопасности мирного армянского населения (кстати, гражданам Азербайджана – авт.) Карабаха, от сильного и агрессивного Азербайджана который первым нарушил перемирие и открыл театр военных действий. Все забудут от том, что происходящее происходит на признанных международным сообществом территориях и воздушном пространстве Азербайджана, которая более 20 лет находится под оккупацией. Думаю, что активное привлечение мировой общественности может способствовать некой разрядке ситуации», - заключил он.

С другой стороны, политолог Ильгар Велизаде уверен, что на нынешнем этапе переговорного процесса, вопрос о вводе российского миротворческого контингента в Карабах не стоит.

«Гипотетически такой вероятности исключать нельзя, но миротворческие войска вводятся с согласия всех сторон конфликта. Это может произойти лишь на стадии деэскалации, либо в случае окончательного перемирия, наступившего после военных действий. Миротворческие войска обеспечивают режим перемирия. В нашем случае на сегодняшний день так вопрос не стоит. В переговорном процессе нет подвижек. В этих условиях, ни о каком подобном шаге, даже о его вероятности не может быть и речи», - заключил он.

Со своей стороны отметим, что поднятие вопроса о вероятном введении российского миротворческого контингента в Карабах, означает, что посредники карабахского урегулирования, в частности, Россия, вновь возвращается к понятию роли гаранта безопасности в регионе, на которую до 1994 года опять же претендовала одна лишь Москва.

Тогда Россия перед конфликтующими сторонами и Западом поднимала вопрос эксклюзивного права России на предоставление военно-политических гарантий мира, что, прежде всего, означало внедрение в регион российских миротворческих сил. Однако очевидно, что Москва сегодня, потерявшая свое «миротворческое лицо» в августе 2008 года, не в состоянии действовать с позиций реального гаранта.

Так что в вопросе урегулирования нагорно-карабахской проблемы, по всей видимости, не следует ожидать новых процессов, тем более связанных с размещением миротворцев.

А тем временем, в Карабахском вопросе не видно света в конце туннеля…

В.Г.