Рынок глазами обывателя.

На модерации Отложенный

 

Экономика глазами обывателя.

 

До чего же складно и уютно говорит уважаемый Е.Ясин. Так бы и слушал бесконечно, но ведь, есть, же физиологические потребности, например: завтрак, обед, ужин, которые не появляются от того, что на дворе рыночная экономика. Кто придумал этот «заворот» - причём тут «рыночная» экономика? И что такое «рынок»? Предположим: в мир пришёл новый человек – что он видит? - что  всё уже занято, скуплены материки, захвачены моря и реки, - что делать этому человеку?  Наверно будут говорить об «общественных институтах», помогающих адаптироваться в жизненную среду. Какой нам бы хотелось вложить смысл в слово «адаптироваться»? Наверное – найти себя в жизненном процессе, воспользовавшись помощью более опытных … и т. д. Внимательный человек видит, что ничего подобного не происходит. Вся система устроена так, чтобы пустить по пути использования его, как «раб. силу», при этом будут стараться свести его стоимость к нулю, иначе рынок не работает. Ну а как же реализация своих духовных потребностей, дарований, чаяний? – рынок этого не предполагает. Рынок – это борьба за деньги, за все деньги. Другой цели у рынка нет, и не может быть. Рынку не важен производимый продукт – ему важен сбыт. Люди для рынка – инструмент для получения денег. Рынок не интересует ничего, кроме денег. Конечно, «рынок» будет предлагать, за деньги, средства для продления работоспособности рабочей силы, ибо это принесёт прибыль.

Количества участников рынка стремится сократиться до одного, - в этом логика действия рынка.

Скажут, что это вульгарное представление об экономике, общественных отношениях, будут говорить о свободе и демократии, что совсем неуместно при рыночной экономике, не говоря уж о том, что значит «демократия» и «свобода»? – всё ли тут ясно?

Спору нет, человеческий мир сложнее, в нём есть этика эстетика, науки и искусства, но они оказываются попранными. Из искусств остаётся только военное. Ещё говорят – «конкуренция». Она возможной была только в древности, при натуральном хозяйстве. Какой же дурак теперь будет конкурировать? Можно сговориться. И эта процедура стала, весьма совершенной. Институты контроля сразу превратятся в сообщников конкурентов, на содержание которых потребуются «постановления» по сокращению довольствия рабочей силы, в целях дальнейшего улучшения их благосостояния.

Можно было бы интеллигентнее, но суть от этого не изменится. Можно пройти весь цикл человеческого быта, и ни чего не увидим обнадёживающего. Как быть? Это тот вопрос, над которым должна была бы корпеть экономическая наука, но у неё нет сил, она ещё исполняет партию рынка. Хочется сказать – нужен другой человек. Этот другой был к концу СССР, но в 90-х его завалили назад, в капитализм. Неужели трудно было понять, что советский человек не мог быть капиталистом, он уже стал другим.  Остальное всем очевидно.