Мягкая валюта ведет к войне
Россия использует председательство в «двадцатке», чтобы поднять вопрос согласования финансовых политик США и Евросоюза в рамках международных организаций. Страны — держатели валютных резервов имеют право на информацию, уверен министр финансов Антон Силуанов. Пока реальной координации нет, говорят финансисты, как и альтернативы долларовым вложениям.
Одной из тем председательства России в G-20 станет ужесточение требований к согласованию национальных финансовых политик на уровне «двадцатки». Позиция Москвы: страны, эмитирующие резервные валюты, должны координировать свою политику в рамках «двадцатки» и Международного валютного фонда.
«К тем странам, от которых зависит ситуация в мировой экономике, должен быть жесткий подход с точки зрения понимания финансово-бюджетных правил», — заявил на Гайдаровском форуме министр финансов России Антон Силуанов.
По его словам, Россия, как инвестор, вкладывающий деньги в резервные валюты, должна понимать, «как будут вести себя эти страны» и что Россия получит от вложения в эти активы. Российские валютные резервы почти наполовину – 46,5% — состоят из американских долларов, а также евро (40,5%), фунтов стерлингов, иен (2%) и австралийских долларов (1,5%).
Финансовые власти стран — эмитентов основных резервных валют последовательно проводят политику, которая способствует снижению их курсов.
11 января 2013 года совет управляющих Европейского центрального банка (ЕЦБ) оставил базовую процентную ставку на рекордно низком уровне в 0,75% годовых. В июле прошлого года ЕЦБ принял решение снизить ставку с 1% до 0,75%, чтобы не допустить дальнейшего углубления кризиса в еврозоне. До этого ЕЦБ снижал базовую процентную ставку в декабре 2011 года – с 1,25% до 1% годовых. Центробанк Великобритании почти четыре года держит процентную ставку на уровне 0,5%.
Федеральная резервная система США придерживается политики количественного смягчения, стартовавшей как ответ на кризис. Программа предусматривает скупку казначейских облигаций и ведет к ослаблению доллара, обеспечивая в итоге преимущество национальным экспортерам. Программа количественного смягчения стала бессрочной, с сентября 2012 года ФРС США вливает в экономику $40 млрд ежемесячно.
Ставка рефинансирования ФРС держится на уровне 0—0,25% с марта 2009 года. По данным Федеральной резервной системы, за последние 10 лет курс доллара опустился на 23% по отношению к валютам торговых партнеров.
Протекционистская валютная политика может привести к возрождению «торговых войн», открытой борьбе стран за рынки, предупреждал экономист Института мировой экономики Петерсона в США Эдвин Труман. Меры по недопущению роста национальных валют уже были приняты в Швейцарии, Австралии, Южной Корее, Китае и Японии. Политики Бразилии публично назвали сложившуюся ситуацию валютной войной. Совокупные валютные резервы центробанков мира выросли к середине 2012 года до $10,5 трлн, тогда как в 2007 году они составляли $6,7 трлн, подсчитал Международный валютный фонд. Рост на 57% менее чем за пять лет показывает, насколько агрессивно наращивают запасы валют других государств, чтобы предотвратить чрезмерное укрепление собственной валюты, пишут экономисты МВФ.......
Комментарии