Возраст мозга и двухмерная логика солдатского мышления. Мышление и человечность.

На модерации Отложенный

Возраст мозга и двухмерная логика солдатского мышления. Мышление и человечность.

 

Очень часто, читая статьи в гайдпарке и комментарии к ним, задумываюсь – а  чем отличается мышление современного человека  от мышления первобытнообщинного человека?  Или мышления древнего грека?  Или мышления популярного в макспарке тролля? Да и вообще – чем могут отличаться мышление двух людей? Почему мы так часто не понимаем друг друга?  

Да, мы знаем, как  переключать программы в телевизоре и  как пользоваться сотовым телефоном.  Но этому можно научить и обезьяну.  Да и вопрос не об этом.  Может ли сегодня наше мышление что-то такое, чего не могло бы сделать мышление человека каменного  века или мышление древнего грека?

Простая и понятная мысль – наше сознание содержит проекцию окружающей нас действительности. Эта проекция принципиально неполная и недостоверная в силу ограниченности наших чувств и нашей физиологии.

Сделаем два предположения.

Первое – развитие человечества  связано с развитием мышления. Я не говорю, что причина развития общества – развитие мышления. Говорю только одно – развитие человечества и развитие мышления связаны. При этом мышление, возможно, тоже проходило какие то этапы развития, связанные с развитием человеческого общества – каменный век,  первобытная община, феодализм, капитализм, глобальное общество. Ничего особенного и странного  в этом нет. Так развивается все, почему бы также не развиваться мышлению? 

Второе. Мышление каждого человека в его развитии от детства до старости проходит  те же этапы развития, которые проходило мышление в общечеловеческом развитии. То есть  человеческое общество в любой момент состоит из людей, мышление которых очень сильно различается. Мышление человечества разложено по каким то историческим этапам, уровням.  Кто то в каменном веке, кто то в настоящем времени. Насколько и чем  различаются эти этапы мышления?   

Мы не будем рассматривать образцы  самого передового  мышления и его плоды – различные супер новейшие теории и разработки. Мы будем рассматривать рядового человека и тривиальные, обычные взгляды на мир.  Из нового в науке  мы вспомним и используем только одно – понимание  вселенной как четырехмерного Пространства-Времени. Действительно, все вещи и явления этого мира наше сознание рассматривает и представляет себе существующим в каком-то Пространстве-Времени. При этом представление о четырехмерном Пространстве-Времени это самый последний, современный взгляд на мир. И мы его будем использовать именно в таком качестве – как пример последнего этапа развития мышления.

Вообще говоря, в последнее время мы привыкли буквально все рассматривать в Пространстве и Времени. Мы говорим  о политическом Пространстве, о законодательном, об экономическом. Наше сознание не просто помнит, не просто хранит информацию о вещах и явлениях. Оно проводит какие то связи между ними, какие то отношения, дает им морально –этические оценки. Это плохо, это хорошо, это случается, потому что произошло вот это и т.д.  А такая  организованная память это уже не просто память, а некое опять таки, как модно теперь говорить,  Пространство-Время. То есть в нашем мышлении мир существует  не просто таким, какой он есть, а такой,  каким мы его себе создали в нашем Пространстве Времени, основанном на наших знаниях и нашем опыте.

Но такой мир, построенный в нашем Сознании, будет очень сильно зависеть от того, какое Пространство и Время  может создавать наше мышление и наш мозг.  Если на последнем  этапе своего развития наше мышление может пользоваться четырехмерным Пространством-Временем, то на предыдущих этапах тогда оно , видимо, могло создавать  только трехмерное, двухмерное и  одномерное Пространство?  Как  будет работать такое мышление, чем они будут отличаться между собой?

Представим себе одномерное мышление следующим образом – в нем есть только Я. Все остальное тоже определяется через Я. Оно говорит так – это Я, а это не-Я.  То есть весь мир существует только потому, что существует Я. Ничего независимого от Я просто не существует. Этот мир существует только потому, что Я его, этот мир, ощущаю. Это высшая степень эгоизма. Младенчество – вот где используется такой тип мышления.  Так происходит потому, что у младенца есть только один способ получения информации об окружающем его мире – его органы чувств. Когда младенец говорит – мама, то подразумевается его комплекс чувств, ощущений, в котором ему хорошо. Его кормят, баюкают, ему тепло, он чувствует ласку и любовь. Вот этот  комплекс чувств, ощущений, связанных с определенным зрительным образом,  и есть пока «мама».  То есть  это  много хороших  Я. Появится  папа. И  это все еще будет Я..  И «мама и папа» для него изначально это комплекс его же ощущений, он сам, Я.  Это весь его мир, с которым, он пока не разделен. Еще долго понятие «мама» будет для него связано только с его ощущениями самого себя, с Я. Но не только. «Мама» для него пока на этом этапе – весь мир. Это зародыш всего будущего мира в Сознании. Весь мир будет появляться в Сознании делением «мамы» и Я на части, то есть развиваясь также, как развивается зигота человеческого зародыша. Отсюда мы делаем вывод – понятие «мама» изначально появляется как состояние самого Субъекта. Для человечества это этап праобезьяны. . 

В этом мире есть и плохое, злое, холодное. Это не-Я.

Но на самом деле младенец пока не может сформулировать понятие Я.  Для того, чтобы сформулировать это понятие, определить его, нужно провести границу Я, нужно разделить мир, нужно выделить в этом мире нечто другое, нечто такое, что существует отдельно и независимо от Я. Но есть только один способ провести границу Я – признать , что Я не вечно, и имеет границы и во Времени и в Пространстве. Так появляется нечто «другое» - то, что существует независимо от Я, от меня. Нужно понять, что существует смерть, что существует живое и неживое.

Это этап детства и юности. Этап двухмерного мышления, этап максимализма, радикальности, этап «черно –белой» морали. Этап формальной логики, логики «да и нет». Это этап когда компромиссы принципиально невозможны, потому что мышление двухмерно, потому что третье в нем принципиально невозможно. «Других» может быть много, но у них у всех  есть одна общая черта – они «другие». Они  делятся на разные только отношением ко мне или к «другому».  Поэтому главный признак такого детско-юношеского  мышления,  это фраза «ты либо мне друг, либо мне враг».  

Этот этап обязателен для развития человека, для его становления. Знаменитая фраза «если ты в юности не был радикалом, то у тебя нет сердца, если с возрастом не стал консерватором, то у тебя нет ума» вытекает именно отсюда.    

И не зря в солдаты призывают именно с этого возраста. Ведь позже делить людей на друзей и врагов становится  гораздо труднее. Поэтому  такое мышление можно называть солдатским.

Поэтому так удивительно слышать  фразу «ты либо мне друг, либо мне враг» от президентов величайших государств. Да и просто от людей старше  40 лет.   

Для человечества это этап первобытно-общинного строя. На этом этапе еще невозможно ни государство, ни семья. Их невозможно разделить в двухмерном мышлении.  Ведь в двухмерном мире есть только человек и   племя, которое и семья и общество. Поэтому отношения с государством в молодости  часто бывают запутанными и  сложными. 

Чем еще характерны эти два этапа развития мышления? В истории человечества они чисто накопительные. На этих этапах мы увеличивали объем мышления, в  основном, за счет понятий, соответствующих вещам, существующим вокруг нас. То есть мы просто придумывали названия предметам, уже явно существующим вокруг нас. «Мама, папа, горы, дождь, камень, река , облако и пр». Уже есть «живое и неживое», есть «человек и нечеловек», есть «плохое и хорошее», есть «доброе и злое» , но нет понимания границы между ними. Здесь если это Я, то я хороший, я человек, я разумный, а все остальное – плохое, злое, нечеловеческое и неразумное.  

Здесь, в макспарке, тип двухмерного мышления очень четко проявляется двумя сторонами. Во-первых, это радикализмом и злобностью, связанными с привычкой хамить, и обзывать. Во вторых, это совершенным неумением слушать и понимать другого человека, а точнее, другую точку зрения. Ведь у такого мышления есть только две оценки – либо истина либо ложь. Либо беременный либо нет. Либо жив либо мертв. Либо курица, либо яйцо. Либо есть либо нет.          

Несколько тысяч лет тому назад мы перешли  в новый, третий этап развития нашего мышления. Это этап трехмерного мышления – этап зрелости. Мне больше нравится название – этап Рассудка. Есть несколько главных признаков этого этапа. Во-первых, это разделение на семью и государство. Появление трех координат «человек – семья - общество».  Во вторых, появление теоретического, абстрактного знания. Появление  такого знания говорило о том, что мышление начало работать самостоятельно, стало самостоятельной реальностью, производящей самостоятельно понятия, которые не существуют явно в окружающем нас мире. Оно перестало быть чисто собирательным и накопительным. Один из главных признаков этого этапа,  – появление общемировых религий, появление Бога, который не существует явно в  нашем мире, хотя и действует в нем. И это разделение существования и действия стало очень важным во всем последующем. 

У конкретного  человека такое мышление  должно появляться около 35 лет. Можно поговорить и о физиологических особенностях  и причинах такого развития. Но это другая тема.        

Логически это основано на том, что кроме «Я»  и «другого» появляется граница между ними, как нечто самостоятельное, не просто как нечто разделяющее, но как нечто имеющее  собственную ширину, ценность и смысл. Как нечто «третье».  Тогда становятся возможными компромиссы, как не только уступка одной или другой стороне, но существующие как нечто имеющее ценность само по себе. Теперь, кроме друзей и врагов появляются просто соседи и знакомые, которые могут быть и не друзьями и не врагами. Они просто люди.  Теперь можно представить себе, что кроме моего  взгляда на мир, есть другие взгляды. Эти другие взгляды не глупые, идиотские, вражеские и т.п. Они просто другие.

Обратим внимание – на этом этапе мы уже знаем о смерти, о мозге, о Пространстве-Времени, о живом –неживом, о разумном – неразумном, но мы так и не можем точно определить их, провести точную границу между ними. И это главный признак того, что этап трехмерности еще не закончен. И хотя этап четвертой координаты уже начат, и об этом говорит, во-первых,  появление понятия «четырехмерный континуум пространства-времени», но наше мышление пока еще по большей части в прошлом. 

Второй главный признак перехода на следующий этап, признак появления четвертой координаты в нашем мышлении – появление «глобальности». Появление четырехмерной системы координат «человек – семья - общество- человечество».  Именно с этим связан тот глубочайший кризис, в который мы вошли в двадцатом веке.  Большинство из нас просто не готовы жить в этом сложном, четырехмерном мире. И уж тем более искать выход из какого то кризиса.

            Можно показать, что каждый этап мышления это не просто исторический, это еще и физиологический этап развития мозга. Возраст каждого человека прямо связан с его возможностями создавать в своем Сознании Пространство –Время определенной размерности. Но это отдельная тема. Здесь мы  укажем просто на следствие такой картины – наши Сознания, наши представления о мире,  разделены и различаются не просто потому, что кто то плохой, а кто то хороший, не потому что кто то умнее, а кто то глупее. Мы различаемся, потому что  каждый из нас в своем развитии должен пройти определенные этапы общечеловеческой истории, общечеловеческого Сознания.  Далеко не каждый в этом развитии, также как в образовании, доходит  до высшего этапа, до четырехмерного Пространства-Времени.  Более того, Сознание, мышление каждого из нас, различно в различных своих областях. Где то, в какой то области своей деятельности, своего представления об окружающем, человек разобрался достаточно глубоко, над чем то он не задумывался совершенно. Соответственно, где то  Пространство его Сознания  имеет четыре измерения, где то только три, а где то и всего два.      

            Но самый важный вывод из такой точки зрения на наше развитие  заключается в понимании того, что наше мышление  прошло путь от чистого «Я», от чистого эгоизма, до понимания человечества, как некой общности, как какого то единства. До  «Мы».  Нет, мы не отказались вообще от «Я».  В каждом из нас в той или иной степени есть эгоизм. Есть «Я», как этап развития, как структурный уровень собственного  Сознания. Причем как самого первого, первого, основного этапа и уровня. Но теперь у нас есть «семья».  Есть  «общество» (страна, коллектив, нация и т.п). И есть «человечество» вообще.

            То есть «Я», «семья», «страна», «человечество» являясь самостоятельными измерениями  в нашем Сознании, имеют самостоятельную ценность, имеют смысл сами по себе. Любой из нас, создавая  Пространство-Время своего Сознания, использует эти координаты и позиционирует себя в них.  

            С такой точки зрения  один из главных смыслов развития нашего мышления был именно в этом – развитие человечности, позиционирование себя, своих отношений с окружающим через  координату  человечности.