Нетрудовые трудовые доходы в СССР

На модерации Отложенный

«Чтоб ты жил на одну зарплату!»
(© к/к "Бриллиантовая рука")

В СССР зарабатывать больше определенного статусом уровня было нельзя, так, к примеру, ИТР практически не мог рассчитывать на официальный приработок, а сантехник - мог. Например, две-три ставки дворник взять мог, а учитель - только полторы, хотя учителей и в СССР всегда слегка не хватало, особенно, «естественников» и «иностранцев»... Одним из главных преимуществ высшей школы в то время была возможность официальных НИР, правда, не более половины оклада по основной должности... Всё, что превышало оговоренный государством уровень, носило название «нетрудовые доходы» и сурово каралось...

Нетрудовые доходы - враг коммунизма

В нетрудовые доходы включались как доходы, полученные преступным путём (воровство, взяточничество, казнокрадство), так и доходы, которые в нормальных странах считаются полностью законными. Про воровство и взяточничество в СССР вы можете прочесть тут, в статье «Как воровали советские люди». Про фарцовку и валютные операции довольно внятно написано и в Википедии, равно, как и про цеховиков, а сегодня речь о других "нетрудовых доходах"...

Часто доводится читать и слышать такого рода рассуждения: «В СССР кто хотел, тот запросто мог заниматься частным бизнесом», причём, это говорится на полном серьёзе…
Ну, вот по поводу «я и в СССР неплохо устроился бы» и «в СССР можно было заниматься частным бизнесом». .

Главным признаком «нетрудовых доходов» в СССР было то, что они не были связаны с работой человека в социалистическом секторе (на государственном предприятии, в государственном учреждении или санкционированном государством кооперативе).  Немножко историй для иллюстрации.

ОБИВКА ДВЕРЕЙ
Материалы покупались официально, в хозяйственных магазинах. Обязательно было хранить чеки. Но, естественно, нужно было иметь знакомых продавцов. И переплачивали сверх цены, конечно.

Я был "сыскным" - менеджером по привлечению клиентов, как теперь говорят. Звонил в квартиры и предлагал услугу. Получал 5 рублей, если заказ на 30-рублевую дверь, и 6 руб., если 35-рублевый заказ. Получалось 60-90 рублей в день. Для студента неплохая сумма!
А, знаете, сколько времени занимала у мастера с 10-летним стажем обивка двери? Не поверите - 25 минут с момента звонка в дверь клиенту и до получения денег. Это надо было видеть! Люди с образованием придумали отточили до мелочей технологию – загляденье!
А мы, молодые, самостоятельно доходили до понимания, как правильно говорить с клиентом, как улыбаться, «разводя на бабки», как звонить в дверь. В общем - прямой маркетинг… по-советски. 
В 85-м, 86-м это было. Если ловили - то сначала полагался штраф 25 рублей и мозгоклюйство в ментовке. Сообщали на работу. Разумеется, по партийно-комсомольской линии тоже... Но это так, цветочки... Также нельзя было в течение года работать на данной территории, за повторное попадание можно было и под суд попасть. Естественно, материал должен быть "легальный". Иначе еще сразу «шили» и спекуляцию. 
Мы работали в областных городах вокруг Москвы и, на моей памяти, ни разу никого не ловили.

СПЕКУЛЯЦИЯ...
Помню один, широко муссировавшийся в прессе, случай. Мужик покупал помидоры в Средней Азии (где их было так много, что они не раскупались все и сгнивали) по 10 коп. за килограмм, доставлял их в Мурманск и продавал их там по три, что ли, рубля или даже по шесть. Люди охотно покупали, т.к. деньги у них были, зато помидорчики купить можно было далеко не всегда. Накрыли, в общем-то, мужичка и посадили. Спекулянт! 
Впаяли червонец негодяю! Могли, впрочем, и шлепнуть, но мало он на этом заработал - не потянуло дело на вышку...

*  *  *
И еще отчисляли студента. Купил он себе штаны (джинсы индийские), а они оказались малы. Друзьям и знакомым тоже вроде не нужно, он и пошел продавать их не в «комок» (комиссионный магазин), а на рынок.. Там его за спекуляцию и повязали. Ну, и дурак, надо было на комиссию сдавать, а не поддаваться на провокацию ОБХСС-ника...

Продажная душа

 

ЧАСТНОПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
В 1980-х рок-группа «Воскресение» была страшно популярной. Пик её популярности пришёлся на это самое начало 80-х. Практически каждый, кто имел магнитофон, имел записи «Кто виноват», «Скрипач» и других хитов этой группы. Сейчас группа с такой популярностью вовсю давала бы по всей стране концерты, выпускала бы альбомы и – извините за низменные темы – получала бы очень хорошие деньги. Совсем не так было в совдепии — тогда получать деньги за выступления мог только «профессиональный коллектив», то есть коллектив, который был либо приписан к какой-нибудь филармонии, либо работал в ресторане. А вот просто так, чтобы несколько человек взяли гитары и стали зарабатывать, играя собственные песни – это был криминал. Причём, очень серьёзный.

Но популярность у «Воскресенья» была просто дикая и записи её песен расходились по всей стране невероятными тиражами. И хотя в группе были разные пертурбации с составом, сменой названий, народ песни любил. В итоге группа стала давать т.н. «подпольные концерты». Нет, концерты не проходили в подполье, а чаще всего проходили в нормальных залах, которые предоставляли вполне законные комсомольские структуры. Но только по документам всё было оформлено как «молодёжный вечер» и никаких денег музыканты, как бы, не получали. Хотя на самом деле получали – за счёт продажи билетов. В итоге однажды группу накрыл ОБХСС, и было возбуждено уголовное дело — в августе 1983 года арестовали лидера группа Алексея Романова и звукорежиссера Александра Арутюнова. Им инкриминировалась «частнопредпринимательская деятельность» в виде выступлений с концертами и распространения записей собственных песен». В итоге, правда, отделались условным сроком.

НАРУШЕНИЕ ПДД — МОГЛИ И МАШИНУ КОНФИСКОВАТЬ!
Частным таксистом тоже не разрешалось работать. Подвозить бесплатно на своей машине - пожалуйста, а за деньги – ни-ни! Так как создаёшь, мол, конкуренцию государству. Даже проверки на дорогах устраивались - переодетые милиционеры голосовали на дороге, просили подвезти, а в конце протягивали деньги. Если водитель брал, то всё, попался. Сейчас уже не припомню точно, когда этот бизнес, типа, разрешили - по-моему, уже при позднем Горбачеве. Кстати, такси поймать тогда в Москве - сразу в "два конца" попросят... (два счетчика)

NB. Кстати, в то время был у меня знакомый таксист (помер он уже), так вот, в начале 91-го мне кредит понадобился. Он дал, и, по дружбе, без процентов. Достал на даче из под хлама советский пластиковый кейс-дипломат, полный соврублей, в основном, сотки и выдал мне две пачки - 20.000 рэ. Скромный труженик баранки. Громадные по тем временам деньги... Он по ночам еще водкой приторговывал. Был тогда такой бизнес у таксЁров. Бутылка у них стоила 10 -15 руб. при магазинной цене 4.70 – 5.50. На этом и погорел впоследствии. Спился.
Иногда, правда, таксистов показательно ловили, но, как правило, о проверках их предупреждали заранее. За 25-30%.

НАСТРОЙКА АППАРАТУРЫ
Ещё более «феерическая» история произошла в 80-х с Александром Новиковым – известнейшим бардом из Свердловска. До 1984 года Новиков играл в каких-то рок-группах, а в 1984 неожиданно ушёл в другой жанр (он сейчас почему-то называется шансоном) и записал альбом «Вези меня, извозчик». Альбом довольно быстро разошёлся по стране, а песня «Город древний» стала просто мегахитом.

Александр Новиков Александр Новиков

Но в 1984 году новый генсек ЦК КПСС Черненко нешуточно взялся за рок-музыку и вообще - за неформальных музыкантов.

А Свердловск, к слову, был городом, в котором их было много. Если кто помнит, его бывший Екатеринбург тогда возглавлял никто иной, как Б.Н. Ельцин. В итоге некоторым музыкантам повезло, и они легко отделались, официально «посыпав голову пеплом» и признав, что «заблуждались». Как, например, автор текстов группы «Урфин Джюс» Илья Кормильцев, который позднее прославился в качестве автора текстов «Наутилуса Помпилиуса».

А вот Александру Новикову повезло гораздо меньше. 5 октября 1984 года его арестовали. Его песни были признаны практически чуть ли не антисоветскими (кроме шуток - в ту пору страшное обвинение). Однако Новикова решили посадить не за его песни – в Совдепе крайне не любили подобные политические процессы, и следовавшие за ними соответствующие комментарии по «Голосу Америки» – а за… изготовление и сбыт электромузыкальной аппаратуры. Новиков, в самом деле, делал самопальные усилители и колонки, которые на порядок превосходили отечественную аналогичную продукцию, поэтому звукоусиливающая аппаратура «от Новикова» всегда находила покупателя. Что, как вы уже,  наверное, понимаете, в СССР было криминалом. Ибо тогда частным образом, с грехом пополам, еще разрешалось шить одежду на заказ (да и то, это было большим «геморроем»), но самостоятельно делать аппаратуру было запрещено.

В итоге Александр Новиков получил срок. Как вы думаете, на сколько приговорил «самый гуманный суд в мире» человека за то, что тот делал хорошую аппаратуру и продавал её (на самом-то деле – за его песни)? Ну, не стесняйтесь, делайте предположения. Год? Два? Пять? Не угадали. В 1985 году, по приговору Свердловского суда, Александр Новиков получил 10 лет лагерей усиленного режима. Только в 1990 году указом Верховного Совета РСФСР Новиков был освобождён, и, позднее, Верховный Суд России вообще отменил приговор «за отсутствием состава преступления».

РЕПЕТИТОРСТВО
Эта «родовая травма» до сих пор беспокоит чиновников наробраза, даже ЕГЭ не помогает...
А тогда, если на этом ловили – всё, запрет на профессию – однозначно. Или, в лучшем случае, катись учить детей-«олигофренов» в ПТУ, а если повторно – реальный срок. Одна моя знакомая - Учитель от Бога, попалась в 88-м, с работы ее уволили сразу, хорошо еще, что уроки она вела только на дому у учеников, а то еще бы могли пришить «использование госимущества в личных целях» (хотя и ее, и, практически, любая  квартира  тоже было госимуществом, не забывайте!). То есть, она легко отделалась - штрафом, увольнением и нервотрепкой. Была бы членом, еще билет на стол положила бы. Но времена уже настали совсем «вегетарианские»... Попреподавав пару лет в каком-то заборостроительном техникуме, она ушла на пенсию. Репетиторством с тех пор она не занималась, кроме одного случая, по моей личной просьбе, несмотря на свои 70 с хвостом, за три месяца вложила дуболому-сынку одного моего приятеля весь курс математики за среднюю школу, да так, что он на вступительном экзамене пятерку (!) получил...

СТУДЕНТЫ-ПРЕДПРИНИМАТЕЛИ
Сейчас многие студенты - те которые, не дураки – халтурят, делая работы своим более богатым, но более тупым однокурсникам. В советские времена это тоже случалось, правда, реже. Я не хочу сказать, что меня это радует, но, с моей точки зрения, если и выгонять - то только самого заказчика. А в советские времена этот самый, чем-то недовольный заказчик просто шел в деканат — и исполнителя, выгнав из ВЛКСМ, отчисляли. Добро пожаловать  в ряды СА! На моей памяти было два случая, когда пойманным на этом студентам даже помочь было нельзя. Один из них потом, правда, восстановился «на вечер» и таки окончил ВУЗ, а судьба второго мне неизвестна. Зато заказчик получил диплом, и в срок.

ПОСЛЕДНИЙ ПИСК
Борьба с личной инициативой граждан, в принципе, шла в течение всей истории СССР, начиная, собственно, с момента захвата власти в 1917 году (с временными послаблениями НЭПа, а позже артелями для инвалидов ВОВ). То есть, государство разрешало гражданам немного проявить инициативу только тогда, когда оно уже явно не справлялось само. Тем удивительнее стал Указ Верховного Совета «Об усилении борьбы с нетрудовыми доходами» от 23 мая 1986 года. Наряду с антиалкогольной кампанией, борьба с нетрудовыми доходами стала яркой приметой начала перестройки в стране. Но если "сухой закон" был вызван реальной проблемой - высокой смертностью трудоспособного населения - то причины борьбы с нетрудовыми доходами во время зарождения частного предпринимательства остаются загадкой. Выход этого указа удивительно не вязался с общим настроением начала перестройки. Он совершенно не вписывался в политику, направленную на поощрение частного предпринимательства. Годом ранее, в 1985 году пришедший к власти Михаил Горбачев выдвинул концепцию ускорения социально-экономического развития, в котором некая тень частного предпринимательства уже была очевидна. Со всеми вытекающими отсюда дополнительными доходами. С этого момента в экономике, по словам Горбачева, «пошло какое-то шевеление»: люди пытались заняться предпринимательством, хотя бы в самых примитивных формах — у себя на огородах или на своих автомобилях. В ноябре 1986 года появится постановление о развитии ИТТ (индивидуальной трудовой деятельности), в мае 1988 года - Закон о кооперации. А тут, посреди этих революционных постановлений, выходит указ, в соответствии с которым «самовольное использование в корыстных целях транспортных средств, нарушение порядка занятия кустарно-ремесленными промыслами и другой индивидуальной трудовой деятельностью», а также «кормление скота хлебом» влечет за собой наказание от штрафа до пяти лет с конфискацией. Однако указ все же претворялся в жизнь. Но, как и предыдущий, антиалкогольный, в традиционно советском стиле. То есть, затронул он, в первую очередь, тех, для кого нетрудовые доходы с собственного огорода были возможностью прокормиться. В некоторых регионах милиция тракторами сносила теплицы, уничтожала ранние посевы с овощами, урезала садовые участки. Был также запрещен перевоз продуктов из одного региона в другой, что резко негативно отразилось на существовавшем в стране колхозном рынке.

Абсурдность предпринимаемых властью действий была очевидна для всех. Зачем же нужно было принимать этот странный указ? По одним оценкам, он был направлен против обогащения номенклатуры: принятое вслед за указом постановление Совмина СССР предписывало предъявлять декларацию о доходах с визой налоговой инспекции при покупке на сумму свыше 20 тыс. руб. Противоположная точка зрения - кампания по борьбе с нетрудовыми доходами была направлена на ослабление появляющихся обладателей первоначального капитала. Они могли бы составить конкуренцию работникам аппарата перед планировавшейся легализацией частной инициативы.

Есть и еще одна любопытная версия, недавно высказанная Горбачевым. Оказывается, «шевеление» в частном секторе стало приносить плоды. Люди, занимавшиеся мелким предпринимательством, стали богатеть. А это, в свою очередь, вызвало крайне негативную реакцию со стороны окружающих. И что, вы думаете, началось, какая реакция? Палить начали фермерские хозяйства, в прямом смысле. Пошел "красный петух" гулять у нас. Самое главное, самая большая трудность, как оказывается - это проблема настроений, трудность менталитета нашего. Судя по всему, эту задачу мы-то как раз не смогли по-настоящему решить!

На самом деле, кажется, всё было проще - государство судорожно боялось тогда (да и боится сейчас!) что независимый от него гражданин перестанет "хавать, что дают" и захочет чего-то иного, нежели государственная жвачка... А те, кому позволяли тогда открыть кооперативы – были, в основном, проверенные товарищи...

Вот так.