Как бы ни пыжилась власть, как бы ни "надували щечки" наши идеологи, сегодня само существование нашего общества и государства целиком зависит от экономической ситуации в России. Это – не только нефтегазовая подпитка льготными ценами на энергоресурсы, не только относительно дешевые кредитные ресурсы для государства. Без этого у государства просто не будет средств для содержания социальной сферы. Не только место, где наши люди могут заработать какие-то деньги. Но и, прежде всего, рынок сбыта для нашей продукции и услуг. Стагнация или тем более кризис в России ударит по всем этим факторам, обрекая нашу экономику на крах.
Не прорыв, а разрыв
Нет смысла сегодня рассуждать о нежелательности такой зависимости. Глупостей наша власть наделала за последние десятилетия не только в этом аспекте. Получилось так, как получилось. И потому, чтобы выработать план выхода из нашего кризиса, нам абсолютно необходимо правильно представлять тенденции развития экономики России. Выстраивая свои планы с учетом и ожидаемого хода процессов там.
Казалось бы, какие могут быть проблемы? Уже длительное время мировые цены на нефть очень высокие, по ВВП Россия вышла на 6 место в мире. Уровень жизни населения – вполне завидный (для соседей) и растет. Так что В.В. Путину и в новогоднем обращении, и ранее, на пресс-конференции, было чем гордиться.
Но Дм. Медведев говорит о "предгрозовой атмосфере" в экономике страны, Илларионов из США предрекает России длительную стагнацию, Die Welt предрекает крах "путиномике" не позже 2014 года. Эмиграция и бизнеса, и специалистов продолжается. Несмотря на вполне удовлетворительные текущие финансовые результаты (бюджет регулярно в профиците, ЗВР и Резервный фонд растут), реальный сектор экономики, по сути, топчется на месте. При этом Минфин РФ больше озабочен накоплением Резервного фонда, чем финансированием развития страны. Такое впечатление, что руководство страны и некоторые специалисты видят на горизонте угрозы, с которыми не знают, как справиться. Но озвучивать их не торопятся.
Впрочем, одна из страшилок общеизвестна: резкое падение цен на нефть. В Москве очень хорошо помнят, какую роль оно сыграло в экономическом крахе СССР. Не менее показательна и ситуация 2009 года.
В 2009 году среднегодовые цены на нефть обвалились с 98,4 доллара/баррель до 62,8 доллара/баррель. А российский ВВП, по данным ЦРУ, упал с 1660 млрд долларов до 1222,8 млрд долларов.
Россия экспортирует около 250 млн т нефти (1,82 млрд баррелей). Потери на пошлинах – 64,8 млрд долларов. С газом и нефтепродуктами – максимум 120 млрд долларов. Металлы, уголь в сумме дают потери до 180 млрд долларов. А общие потери – 437,2 млрд долларов. Разница, видимо, "бегство капиталов" и свертывание деловой активности, поскольку ни производство, ни потребление сильно не падали.
Получается, что само по себе падение цен на нефть для России еще не катастрофа. Тем более что сегодня оно маловероятно: слишком многое в мировой экономике завязано на высокие цены на нефть, и слишком активно идет эмиссия долларов и евро. Что же так пугает власть имущих?
Но если по общему объему ВВП Россия занимает вполне достойное место в мире, то с ядром экономики — обрабатывающей промышленностью — картина куда драматичнее. За первую рыночную десятилетку страна не ограничилась сбросом ненужных или избыточных производств. Было остановлено, а зачастую и невосполнимо развалено огромное количество предприятий и целых отраслей, без которых национальная экономика развиваться не может. Безвозвратно утеряно не менее 900 технологий. По итогам двадцатилетия жизни в рынке ВВП России в реальном выражении превышает советский максимум 1989 года (пусть и на скромные 10%), тогда как объем промышленного производства в сопоставимых ценах отстает на внушительные 20%.
Например, обрабатывающая промышленность США, занимая лишь около 15% в ВВП, создает добавленной стоимости на 1,71 трлн долларов в год — это почти пятая часть мировой обработки. Россия же, будучи шестой по ВВП, занимает лишь 17-е место по абсолютному размеру добавленной стоимости в обрабатывающих отраслях. По этому показателю она находится на уровне Турции и Таиланда, вдвое меньше Тайваня, в три с лишним раза меньше Южной Кореи и в 24 раза меньше лидера, США. Естественно, огромно и отставание России от ведущих (и не только ведущих) промышленных держав по выработке продукции обрабатывающей промышленности на душу населения. Разрыв с США — 11 раз, с лидирующими по этому показателю Сингапуром и Японией — 16 раз. Обходят Россию по промышленной выработке на душу населения не только Китай (!) и Бразилия, но и, скажем, Греция, Таиланд или Уругвай, не славящиеся богатыми промышленными традициями. За первое десятилетие XXI века российская обрабатывающая промышленность увеличила показатель выработки добавленной стоимости на душу населения в полтора раза. Однако это не позволило ни на ступеньку приподняться с позорного для России 55-го места в мире по этому показателю. Поскольку другие росли еще быстрее.
Причем разрыв катастрофически велик не только в таких высокотехнологичных отраслях, как автомобилестроение или приборостроение. Разрыв велик и в относительно простых производствах. По производству электромоторов, генераторов, трансформаторов отставание от США — в 2,6 раза, от Германии — в 5,2, от Финляндии — в 14,6.
По производству одежды статистика фиксирует следующие разрывы: с США — 5,9 раза, с Германией — 4,4, с Южной Кореей — 16,4 и даже с Бразилией разрыв двукратный. В России – значительная часть лесных богатств планеты. А как используется? В Финляндии душевая выработка бумажных изделий превышает российскую в 52 раза. Россия производит мебели на душу населения в 8 раз меньше, чем Япония, в 10 раз меньше, чем Южная Корея, в 16 раз меньше, чем Финляндия, в 26 раз меньше, чем США. В России забота о здоровье нации отдана на откуп коррупции и импортерам. Производство медицинской аппаратуры на душу населения в 29 раз меньше, чем в США, в 17 раз меньше, чем в Германии, а лекарств, соответственно, в 66 и 31 раз меньше.
Во всем виноват "распил"?
Ни в одной стране мира идея постиндустриальной экономики не была реализована в такой мере, как в последние двадцать лет в России. Некогда лидер индустриального мира, Россия за последнюю четверть века стала торговой державой. Единственный показатель, по которому она опережает другие страны, — доля внутренней торговли в ВВП. Причем в значительной мере эта доля формируется за счет несусветно завышенных торговых наценок. Но не надо иллюзий: торговля не требует долгосрочного капитала, причем при отсутствии внутреннего производства она не может жить долго — дефицит внутреннего производства постепенно сжимает внутренний рынок. Безусловно, показательно отсутствие специальной главы, посвященной видению и задачам развития национальной промышленности, в обновленной Стратегии-2020. На четырехстах с лишним страницах доклада нет ни одного упоминания о государственной промышленной политике.
Да, подавляющее большинство россиян возмущены коррупцией и с ней связывают беды своей страны. Конечно, это правда, но не вся правда. Самая значительная часть коррупции, "распил" бюджетных денег, - только форма распределения, через которую бюрократия увеличивает свои доходы за счет остальной части общества. (Дм. Медведев как-то заявил, что не менее чем на 1 трлн руб. ежегодно.). Это – проблема скорее социальной справедливости, чем экономики. Главный же вопрос в том, что страна недостаточно производит.
Власть прекрасно осознает необходимость реиндустриализации страны, но пока все попытки ее реализовать оказались, мягко говоря, неудачными. Причем ни анализа причин этого, ни серьезной проработки плана действий в правительстве и не ведется. Нет таких проработок и на экспертном уровне. Цитата из Эксперт.ру демонстрирует уровень понимания проблем основной массы российских специалистов:
"Сначала нам говорили, что нам нечего бояться разрушения производства, потому что мы все сможем купить на глобальном рынке. Потом уверяли, что не надо давать экономике денег, потому что будет инфляция. Потом нам начали поднимать налоги, чтобы платить пенсии, но не давали денег, чтобы реконструировать жилищный и коммунальный комплекс. Потом сказали, что нам надо скакнуть в инновационный мир, но не собирались инвестировать в науку. Потом сказали, что экономику будет вытягивать потребительский рынок, но не хотели строить дороги, по которым можно перевозить товары. Потом захотели построить в России мировой финансовый центр, но не захотели осуществлять в стране размещение акций крупнейших компаний".
"Нам сказали", "они захотели", констатация фактов - вот и весь уровень понимания. Плюс конспирология и догадки о личных интересах власть имущих. Нет ни анализа среднесрочных и долгосрочных тенденций развития страны, ни проработки методик изменения этих тенденций. Это ведь не случайно, что, располагая гигантскими ресурсами, имея такие мощные рычаги, как большие объемы госзаказа, понимая и провозглашая важность реиндустриализации, Россия в этих вопросах оказалась несостоятельна. Должны быть очень серьезные для этого причины. Объяснение типа "Все разворовали!" иногда пригодно для кухни, но не годится для серьезного анализа. Причем времени для проведения такого анализа и корректировки экономической политики у России не так много: вступление в ВТО и ход нынешнего мирового кризиса с обострением борьбы за рынки сбыта грозят сделать деиндустриализацию России необратимой.
А может, так и надо?
Либеральная элита России увлеклась сказками про постиндустриальную эпоху. А полная свобода импорта для сотен тысяч игроков плюс, как правило, дорогая нефть длительное время поддерживали иллюзию, что не стоит плакать по утраченным производствам. Экономический бум 2000-х в значительной степени фокусировался в непромышленных секторах экономики — строительстве, торговле, связи, риелторских и финансовых услугах, тогда как собственно промышленность росла скромными темпами
Так, может, не стоит и трепыхаться? Может, путь России – стать еще одним Кувейтом? И, как и планировали "архитекторы перестройки", Россия вполне проживет, продавая сырье за тряпки? В конце концов, и сегодня уровень жизни в России – предмет зависти ее соседей. А в столичных городах – и не только соседей.
К сожалению, такая халява долго продолжаться не может. Но сравнительный анализ возможных траекторий развития ситуации в России – тема следующей статьи.
Александр Обухович. взгляд из Белоруссии.
Комментарии