Моделирование истории - "Russia Incorporated"

На модерации Отложенный

Автор, д-р Марк Галеотти, занимается исследованиями вопросов безопасности и истории России с конца 80-х годов. Образование — Кембриджский университет и Лондонская школа экономики. В настоящее время он является профессором Центра глобальной политики университета Нью-Йорка и ассоциированным членом департаментов истории, русистики и славистики того же университета. До 2008 года он возглавлял департамент истории Кильcкого университета (Великобритания) и был директором исследовательского подразделения этого университета занимавшегося изучением российской и евро-азиатской организованной преступности.


Д-р Марк Галеотти

Wikistrat* моделирует «жизнь после Вовы»
Группа экспертов аналитического консалтингового агентства Wikistrat*, в марте этого года провела научный диспут на тему «Когда Путин падёт», в ходе дискуссии исследовались потенциальные пути и причины по которым Путин может покинуть президентское кресло до конца конституционного срока полномочий и что это может означать для России. Мне посчастливилось вести эту дискуссию. Это было восхитительно — видеть, как более 70 аналитиков со всего мира свыше 10 дней совместно обдумывали проблему и выработали документ, в котором стремились не столько сделать свой прогноз для России на годы до конца десятилетия, или даже высказать свою веру, в то, что Путин не досидит в своём кресле до конца своего срока, сколько исследовать весь тот диапазон траекторий, по которым может двинуться страна.

Полный отчет — интеллектуальная собственность Wikistrat, но его краткий обзор свободен от ограничений и поэтому я рад представить его здесь: «Когда Путин падёт». Краткое содержание.
*
Wikistrat Inc., или WIKISTRAT— частное агентство геостратегического анализа, основано в Израиле в 2010-м году. Штаб-квартира агентства находится в Нью-Йорке (США).

ИСХОДНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ДЛЯ МОДЕЛИРОВАНИЯ

Владимир Путин руководил постсоветской Россией начиная с последних месяцев 1999 года и ясно выразил своё намерение оставаться у руля все оставшиеся до конца десятилетия годы. Но, учитывая рост городского среднего класса, сигнализирующем о его всё возрастающем недовольстве той “потемкинской деревней”, какой является российская демократия, кажется совершенно ясным, что это будет трудной задачей даже для него, человека, который был способен господствовать над страной в течение столь долгого времени. Российский олигархический капитализм, всё ещё страдающий от существенного оттока капитала и наводящей уныние утечки мозгов, предлагает населению просто занять выжидательную позицию. Но к чему это приведёт?

В марте 2013 года Wikistrat провел десятидневное краудсорсинг-моделирование (краудсорсинг — привлечение через интернет больших групп специалистов для решения каких-либо проблем), в котором свыше 70 аналитиков со всего мира совместно исследовали возможные сценарии политического будущего России, вращающегося вокруг вопроса — как и почему Владимир Путин мог бы оставить власть до или в 2018 году и что это могло бы значить для страны. В целом, моделирование продемонстрировало, что нет никакого консенсуса по поводу будущей траектории развития ситуации в России. Станет ли уход Путина с политической сцены отражением либерализации и стабилизации российской политики или наоборот — приведёт к ним, или он так или иначе приведёт к дальнейшему дрейфу к авторитаризму и потенциальной фрагментации и отчуждению? Сценарии первого [отражение либерализации] имели тенденцию подчеркивать подъём новой, молодой элиты и необходимости примирения городского среднего класса и зарубежных инвесторов — с Кремлем. С другой стороны, поспешные действия по либерализации, при наличии внешних проблем или угрозе мятежа, терроризма или сепаратизма могут привести к возникновению жесткого, не склонного к компромиссам режима, глубоко укоренённого в аппарате безопасности, использующего национализм и принуждение вместо полноценного демократического включения [в социальную жизнь] .

Конечно, даже у драматических событий не обязательно могут быть драматические последствия. Всегда есть вероятность того, что, хотя события могут привести к поражению самого Путина, система, которую он создал, сумеет выжить без лишних реформ или неудобств.

 

КРАТКИЙ ОБЗОР ОСНОВНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ
С помощью синтеза и анализа всех 35 сценариев, созданных во время моделирования, стало возможным идентифицировать несколько главных предпосылок и движущих сил, которые будут определять развитие России в ближайшие годы. Сценарии были сгруппированы в четыре главных блока (Master Narratives — MN), которые, в свою очередь, графически распределены между двух фундаментальных осей.

Ось X представляет собой «действующие силы» — являются ли они собственными решениями Путина или других политических актеров (слева), или просто "моментом" — неким внешним фактором (справа), возможно усиленным решениями, принятыми в Кремле. Ось Y определяет, действует ли давление на Россию извне (верх) или изнутри (низ).

Master narrative I
ФЕНИКС
(“Момент” плюс “Внешние факторы”)
Вследствие кризиса откроются новые возможности, так как драматический экономический спад разделит элиту и гальванизирует оппозицию, вынудит Путина уйти и выведет наверх консенсусного модернизатора
.

Когда Владимир Путин возвратился в президентское кресло в 2012 году, российский народ принял его с тяжелым вздохом; он победил незначительным большинством голосов, но у него не было никакой заслуживающей доверия альтернативы и он был поддержан покладистым телевидением. Однако, в то время как сам Путин нисколько не переменился, значительные изменения произошли в российском обществе — не в последнюю очередь с подъёмом недовольного городского среднего класса. Путин может быть чрезвычайно уязвимым для экономического спада, поскольку его способность управлять элитой и умиротворять население зависит в основном от его способности распределять ресурсы и представлять себя как эффективного менеджера “Russia Incorporated”.

Наиболее вероятно проблемы появятся вследствие снижения цен на нефть и газ, что сделает Россию все более и более неспособной поддерживать ее глобальные претензии за границей и выполнять социальные и политические обязательства дома. Ключевые фигуры элиты, столкнувшись с уличными протестами и испугавшись что он может потянуть их за собою вниз, предпочтут чтобы он ушел. Досрочные выборы, вероятнее всего, не дадут явного победителя и вместо него появится какая-то компромиссная кандидатура и историческая возможность подвигнуть Россию поближе к подлинной демократии в необычной ситуации, когда у элиты и у оппозиции есть причина и шанс работать в тандеме.

Master narrative II
ПОВТОРЕНИЕ ЧЕРНОБЫЛЯ
(“Момент” плюс “Внутренние факторы”)
Когда какое-то неожиданное бедствие обнажает неэффективность и коррумпированность правительства, это это служит катализатором выхода на поверхность скрытого возмущения и приводит к краху существующей системы.

Режим Путина хрупок, и не в последнюю очередь зависит от его остаточной репутации эффективного кризисного менеджера. Элита раздроблена, а у населения в целом накопились огромные запасы негодования и недовольства. Тем не менее, до сих пор не появилось ни лидеров, ни каких-либо проблем, которые были бы в состоянии эффективно повернуть это недовольство против Путина. Такое положение может быстро измениться, если произойдёт какая-либо большая, публичная позорная катастрофа, особенно если она выдвинет на первый план провал государственных служб, например — кризис на Олимпийских Играх в Сочи или стихийное бедствие, с которым они не сумеют справиться.

Так же как авария на Чернобыльской АЭС произошедшая в 1986 году, подорвала авторитет коммунистического правительства, таким же образом, новый кризис может вызвать всеобщее разочарование и гнев, и сосредоточить их на Путине.

Элита может использовать это в качестве возможности сохранить своё положение и оказать давление на него, чтобы он уступил место преемнику, который, как они надеются, будет в состоянии восстановить власть Кремля. Это может быть попыткой просто сохранить существующую систему или, возможно, попыткой действительно, преобразовать страну в то время, когда истеблишмент будет находиться в максимально ослабленном состоянии.

MasternarrativeIII
МАРТОВСКИЕ ИДЫ
(“Человек/Люди” и “Внешние факторы” — “TheMan/MenandExternalDrivers”)
В прошлом Путин показал себя мастером кремлевских интриг, но он также создал плотоядную систему, которая может поглотить его самого если только он допустит оплошность, элита может попытаться создать “путинизм без Путина”.

В прошлом Путин показал себя мастером кремлевских интриг, но он также создал плотоядную систему, которая может поглотить его самого если только он допустит оплошность. Он может серьёзно заболеть; или попытаться провести кампанию по борьбе с коррупцией, которая действительно ограничит возможности элиты в плане самообогащения. Что бы ни стало спусковым крючком, элита может попытаться создать “путинизм без Путина”, заменив его кем-то из своих, выбранным, чтобы управлять в её интересах. Однако, опыт Путина в удержании олигархов от того чтобы они вцепились друг другу в глотки, вероятнее всего будет безвозвратно утерян или, по крайней мере, трудно восполним, особенно если учесть, что элита, уже однажды свергнувшая президента, мало будет бояться его преемника. Это не может быть долгосрочным решением, но тем не менее, и если не появится президент способный восстановить президентскую власть, то на практике Россией будет управлять своекорыстная и бесконтрольная олигархия.

Master narrative IV 
МЕДВЕЖИЙ КАПКАН
(“Человек/Люди” и “Внешние факторы” — “
TheMan/MenandExternalDrivers”)
Одно из слабых мест системы Путина — нехватка сдержек и противовесов у президентской власти; любое неосмотрительное решение Кремля может, таким образом, иметь пагубные последствия.

Одно из слабых мест системы Путина — нехватка "сдержек" и противовесов у президентской власти; любое неосмотрительное решение Кремля может, таким образом, иметь пагубные последствия. Находясь под давлением, Путин может соблазниться пойти на какой-нибудь опрометчивый шаг, на авантюру за рубежом. Надежда была бы на то, что быстрая и драматическая победа или создание "врага" могли бы восстановить его легитимность. Однако, риск состоит в том, что такие действия могут иметь крайне негативные последствия, вплоть до того, что элита отвернётся от него. Под давлением со всех сторон Путин будет вынужден уйти в отставку. Его грубые ошибки вдохнут новую жизнь в оппозицию, и сделают так, что Москва будет выглядеть слабой, глупой или опороченной, что вызовет призывы к ещё более радикальным переменам. Элита, видя, что её привилегированный статус находится под угрозой, чувствует, что не может позволить демократии взять своё.

И тогда — или выборы, с очевидно и вызывающе сфальсифицированными результатами, или обход выборов с помощью объявления чрезвычайного положения. Новый режим будет во многом похож на старый, но, со все большим и большим креном в сторону национализма и угнетения. В долгосрочной перспективе, если Россия хочет стать современным, динамичным государством, это уже будет не жизнеспособная модель развития. А в ближайшей перспективе, надежды и реформы уступают место застою и притеснениям.

Ключевые  моменты
• Россия более хрупка, чем Москва утверждает и чем остальная часть мира, вероятно, хотела бы верить. Существующие границы открыты для проблем — от северо-кавказского сепаратизма до угрозы китайской экспансии на Дальнем Востоке. Ещё более коварным вызовом является то, что многие местные элиты работают на то, чтобы сохранить свою функциональную автономию, а единство федеральной элиты сомнительно, так что вполне возможно молниеносное возникновение жестоких междоусобных конфликтов.
• Нынешняя элита едина только в поиске способов сохранить свое господство и возможностей для обогащения, но глубоко и широко разделена вдоль личных и фракционных линий, а так же в видении будущего России. Сила Путина состоит в том что он позиционировал себя как незаменимого арбитра и брокера и без него, раздоры и разногласия были бы, вероятно, намного более видимыми и существенными.
• В настоящее время, нет никакой видимой альтернативы Путину, но очень многие честолюбивые фигуры стремятся наследовать ему. В настоящий момент это означает маневрировать, чтобы стать «помазанным» преемником, когда он уйдёт; однако, если Путин окажется слабым, такое маневрирование легко может превратиться в борьбу за то чтобы заменить его поскорее.
• Оппозиционеры не могут бросить вызов Кремлю, они испытывают недостаток в политической воле, политической машине и политической известности. Однако, существует значительное, скрытое народное недовольство, особенно по вопросам коррупции, растущего экономического и регионального неравенства и отсутствие полноценного участия населения [очевидно, в управлении, — примечание переводчика]. До сих пор официальная оппозиция и городское движение протеста не нашли способа мобилизовать это недовольство, но вполне возможно что из мрака безвестности появится и быстро станет национальной фигурой человек, способный сделать это.
• Важность для Путина его имиджа всё знающего, всё видящего решателя любых проблем делает его уязвимым перед лицом больших затруднений. Мощная террористическая атака, провал в проведении Олимпийских Игр в Сочи, крах какой-либо крупной корпорации — любая неожиданная неудача такого типа, может стать "переломным моментом", который продемонстрирует недостатки его экономической и политической модели. Это может побудить элиту повернуться против него, сделать его «козлом отпущения», чтобы защитить их собственные интересы.
• Отношения Путина с элитой крайне важны. Он зависит от них, и его падение, вероятнее всего, будет вызвано тем, что он станет опасным для них или перестанет быть им полезным, а не из-за общественных протестов или политической оппозиции ему. Это ограничивает его свободу маневра, и не в последнюю очередь в поиске способов обуздать элиту, прекратить их злоупотребления. Любое серьезное движение в сторону либерализации или борьбы с коррупцией угрожало бы им.
• В настоящее время основными сторонниками коммунистической партии являются, в основном, пожилые люди, а ее лидер, Геннадий Зюганов, демонстрирует мало стремления к власти. Тем не менее, если Зюганов или его преемник примет более позитивную стратегию на соединение с молодыми радикалами и раздраженным "молчаливым большинством", тогда коммунистическая партия будет единственной общенациональной политической силой, которая будет в состоянии бросить вызов пропутинскому блоку Единая Россия.
• Нужно смотреть не на российско-американские отношения, а на российско-китайские. Россия не может запугать Китай, но при этом, Россия не может себе позволить быть запуганной Китаем. Это — прагматические, но подозрительные отношения, которые могут ухудшиться, ухудшиться не потому что какая-то из сторон этого захочет, а вследствие существующих напряженностей и противоречий. В частности российские Дальний Восток и Восточная Сибирь — полные ресурсов, но пустые на людей — ахиллесова пята России.
• Путин сегодня — это не Путин 2000-х, или, во всяком случае, Россия сегодня менее довольна им и менее удобна для него. Если он окажется неспособным или не желающим приспособиться, то он будет становиться все более и более анахроничным. И тогда он столкнется с классической дилеммой: попытаться удержать власть максимально долго, или уйти в отставку красиво, в надежде на сохранение его легенды и наследства и на поддержку преемника, который будет в состоянии предложить ему влияние и неприкосновенность на пенсии.