В Урюпинске победили коррупцию и теперь готовятся принять интуристов

Екатерина Малинина
"Теперь Урюпинск не дыра. Он круче Мышкина. Ура!"


http://hghltd.yandex.net/yandbtm?text=%D0%A2%D0%B5%D0%BF%D0%B5%D1%80%D1%8C%20%D1%83%D1%80%D1%8E%D0%BF%D0%B8%D0%BD%D1%81%D0%BA&url=http%3A%2F%2Fwww.kp.ru%2Fdaily%2F25987%2F2918461%2F&fmode=inject&mime=html&l10n=ru&sign=29beb3a8d3ae124a4539fffeeddc9ef5&keyno=0

Вернуться на главную
 Урюпинск-столица  российской провинции

В   Урюпинске  победили коррупцию и  теперь  готовятся принять интуристов
Город в Волгоградской области запатентовал звание «Столица российской провинции» и ждет притока капиталов [видео]
«А это город  Урюпинск . Он стоит на берегу сонного Хопра, по его улицам бродят козы, а жители не снимают пуховые платки даже в сорокоградусную жару». Примерно так могли презентовать столицу российской провинции в «Нашей Раше». И удивительно, что город-анекдот не попал на острый язычок телеюмористов. Может, они решили, что его в природе не существует? Но он есть. Он удивительный, и живут в нем удивительные люди - урюпинцы. Впрочем, чтобы убедиться в подлинности того и другого, лучше приезжайте в  Урюпинск  сами.

Мы у них украли мышь, а столицу дать - шалишь!

Если театр начинается с вешалки, то  Урюпинск  - с забора. На сером бетоне, тянущемся вдоль остатков предприятий, красуется не слово из трех букв, а официальный статус небольшого городка: « Урюпинск  - столица российской провинции». А кто не верит народному фольклору, может попросить в администрации сертификат. Федеральная служба по интеллектуальной собственности присвоила городу из анекдотов соответствующий товарный знак.

- Мы пока один сертификат получили, а на днях второй придет - «Столица российской глубинки», - улыбается мне Игорь Юхневич.

Мы сидим с городским депутатом в небольшой комнатушке сувенирного магазина. Футболки «Брошу все, уеду в  Урюпинск !», козы в разных позах настраивают меня на рабочий лад.

 
Депутат-бизнесмен Юхневич: -  Урюпинск  - он такой один! Как воздух, как вода необходим.
Фото: Андрей МИРЕЙКО
 

- А второй-то зачем?

- Уже были нехорошие случаи. Другие города пытаются воспользоваться славой столицы, - оглядываясь, выдает депутат.

- И кто же посмел? - перехожу на шепот.

- Мышкин. Мы как раз у них взяли идею музея. У них - музей Мыши, у нас - Козы. Вот и они решили претендовать на нашу фишку. Зато  теперь , если что, все проблемы сможем решать через суд. Все-таки столица российской провинции наш бренд, она одна, - с нарастающей гордостью продолжает Юхневич. - А вот эту надпись «Брошу все, уеду в  Урюпинск !» так массово решил использовать я.


Неужели передо мной автор анекдотов? Вот откуда ноги растут!

- Что вы! Они же с незапамятных времен бытуют, - Игорь Викентьевич отмахивается от славы анекдототворца. - С чьей-то легкой руки наш город стал центром провинции. Посмотрите, - словно стратег перед боем, он рисует в воздухе предстоящую операцию. - До Воронежа 450 км, до Волгограда 350, до Саратова 450. И мы в центре этих провинциальных городов. Я просто решил, что на этом надо зарабатывать. Это было в 2001 году. Мои футболки есть у Путина и Кандолины Райз, у многих других именитых людей.

Представьте, 2009 год, овальный кабинет, заходит Кандолиза в футболке: «Брошу все, уеду в  Урюпинск » и нате вам, пожалуйста - отставочка. Сама же просила.

Может, было все и не так, но могло же.

- Так, это ваш магазин? - возвращаюсь я к урюпинским будням.

Я готова пожать Юхневичу руку. Вот в Волгограде и прочих столицах депутаты тщательно скрывают, что имеют пару свечных заводиков, а тут слуга народа открыт до мелочей.

- Да я не один такой, - подбоченивается Юхневич. - Нас в Думе 13 человек от бизнеса. Все на свободной основе. Все по закону.

Список народных избранников действительно впечатляет. Один - директор ночного клуба, другой - магазина, третий - завода. А выражение «все друг другу братья» тут можно понимать в буквальном смысле: родственников среди депутатов хватает.

Кроме чертовой дюжины в Думе четыре директора муниципальных предприятий. Портят всю картину двое - пенсионер и директор школы. Дел у депутатов по горло, планов еще больше. А решать их людям от бизнеса не привыкать. Главное, не перепутать, где свой карман, а где казенный. Но в  Урюпинске  с этим - ни-ни.

- Мы тут победили коррупцию, - между делом, как о погоде на завтра, сообщает Игорь Викентьевич. И смеется. Шутит? Нет, тут уж не до шуток. Один вот так пошутил (местный прокурор) - сейчас в СИЗО, судят за взятку в 50 тысяч.

- Еще вначале 90-х я ездил в Вашингтон учиться борьбе с коррупцией. И знаете, что я осознал? Чтобы не было коррупции, надо бизнесу самому идти во власть. И в 2005 году мы это сделали. Пришли новой бизнес-командой и уже 7 лет работаем в таком составе. И если раньше тот же гаишник устраивали рэкет киоскерам, то теперь такого нет. Заведующие брали взятки, чтобы устроить ребенка в детский сад, - мы и это победили.

 Теперь  вы улыбаетесь. А я депутату верю. Какая коррупция?! В некоторых вопросах местные чиновники, как малые дети. Вот, например, глава Урюпинского района сам попался на удочку мошенников с зоны. Они пригрозили, что могут опубликовать информацию, которая повредит его семье. И он безропотно перевел триста тысяч собственных сбережений на их счета (подробности здесь).

На айпад чехол пуховый предлагаем модерновый

Что с коррупцией, что без нее, поздней осенью  Урюпинск  представляет весьма унылое зрелище. Испугавшись холода, даже местные бабульки с вечным вязанием в руках исчезли с лавочек. Знаменитый памятник козе, обдуваемый всеми ветрами, вызывает желание укутаться в шаль из пуха. Только дорогое сейчас это удовольствие - тысячи четыре за платок. А скоро местный пух и вовсе будет на вес золота.

Одну из достопримечательностей  Урюпинска  - пуховый базар мы не застали. Сегодня в торговых рядах покупателям предлагаются китайские панталоны и шубы из чебурашки, а вот в среду и воскресенье - время пуховых платков, перчаток и варежек. Люди приезжают из самой Сибири за прославленным товаром. Правда, не факт, что они привезут именно урюпинский пух.

- Коз местной породы почти и не осталось, - сетует Екатерина Кузнецова, продавец в местном магазине, куда я заклядываю погреться. - Половина изделий связана из калмыцкого пуха. Он хоть и похож на местный, но не такой мягкий, к тому же с желтинкой. Но и этот товар разбирают. У нас потихоньку вяжут все. И если в 90-е мы за счет этого и выжили, то теперь это скорей приработок, объемы уже не те. Но все равно каждую неделю иду на базар. Кстати, могу предложить писк последней моды - чехлы для айпадов.

- Но у меня нет айпада.

- Как нет? А у Путина есть! И чехол ему, кстати, урюпинские мастерицы связали. Наш мэр единственный, кто смог вручить Владимиру Путину подарок во время форума в Сочи, - и снова в словах продавца звучат эти, уже знакомые мне нотки гордости за столицу провинции.

На сочинский форум у местных властей были особые надежды. В  Урюпинске  собирались проводить свой форум малых городов, гостиницы строить, конференц-залы - были бы настоящие Нью-Васюки. Но сменился губернатор Волгоградской области, назначили новых министров в местном правительстве.

И об этой идее забыли.

А память от той знаковой встречи все-таки осталась. «Коза Анфиса. Вывозилась главой городского округа г.  Урюпинск  Горняковым С.В, на Сочинский форум 2011 года, где с ней сфотографировался Путин В.В.» - значится на розовой табличке возле экспоната в местном музее козы.

- Вы не смотрите, что такая табличка убогая. Просто денег как всегда не дали, делали своими руками, - извиняется заведующая музеем Любовь Юдина.

Здесь все как три года назад, когда я попала сюда первый раз. Мои каблуки цокают по совковому мрамору в полной тишине. В зале ни одного посетителя.

-  Теперь  вы официально столица - от туристов отбоя не будет! - пытаюсь подбодрить приунывших служителей Козы.

- С одной стороны, хорошо. Сможем расширить экспозицию. Завезем еще коз. Да и в городе дороги наконец-то сделают - с туристами придут и деньги. Но с другой стороны, приезжие загадят наш Хопер, суеты будет больше. Лучше предприятия бы восстановили. А то ведь для молодежи работы нет, - обозначает основные проблемы урюпинцев Любовь Алексеевна.

- Как же нет, вон у вас на столе «Урюпинская правда» - полстраницы вакансий.

- Кто пойдет за 5-7 тысяч работать? Наши мужики лучше охранниками в Москву поедут. 15 тысяч за 2 недели всегда возьмут, - отвечает на это Любовь Александровна.

В горы парня тяни, рискни…

Но если все прожекты, которые наметила урюпинская администрация, воплотятся в жизнь, мужчины вернутся в город. Будут счастливы и работодатели, и жены. Сколько семей воссоединится.

А планов у администрации немало. И в основном они связаны с туризмом. Одна из последних идей - горнолыжный склон. О его открытии этой зимой говорят уже не первый год.

- Какой склон в южном регионе? - с этим вопросом я приехала к Евгению Лемещко, руководителю клуба «Сноуборд  Урюпинск », а по совместительству владельцу единственного в  Урюпинске  ночного клуба «Зевс» и директору магазина электроники.

- Поехали! Покажу! - приглашает меня на экскурсию 27-летний парень.

Мы с фотографом пересаживаемся с редакционного седана на кроссовер Евгения. На нашей машине там пока не проехать. Работа по превращению столицы российской провинции еще и в горнолыжную столицу Поволжья идет полным ходом. Вот только в середине ноября - ни снежинки. Но Евгений Лемещко полон оптимизма.

- В январе-феврале нападает. Сейчас самое главное склон подготовить. Надо землю оформить, документы собрать.

- А где деньги-то нашли? - задаю я главный вопрос. - С миру по нитке?

Но моя шутка недалека от истины. Этим летом мэр (он же председатель думы) собрал местных бизнесменов (они же депутаты) и предложил помочь. Никто не отказал, раз сам глава предлагает.

- Кто-то дал трактор, кто-то помог людьми, - загибает пальцы Евгений. - Администрация выделила деньги из бюджета на подъемник. Вы не подумайте, никто никого не заставлял. Сами же предприниматели будут здесь кататься. Зимой пройдут соревнования Волгоградской области по сноуборду. Надеемся, что ребята из соседних областей будут приезжать. В этом году склон будет бесплатным для всех, на следующий год, скорей всего, начнем брать деньги за подъемник.

А казаки против!

Но от разговора меня отвлекает яркое новенькое здание. Белое с бордовым веселит взгляд. И кто говорит, что в  Урюпинске  получают мало? Для кого тогда это жилье элит-класса строили.

- Какое жилье, - смеется Лемещко. - Это обычная школа, ее в этом году сдали. А рядом посмотрите - футбольное поле с искусственным газоном.

Зеленая травка сияет даже под тусклым урюпинским солнцем.

- А рядом новый ФОК: там и бассейн, и тренировочные базы, - мой гид показывает еще одно сооружение неподалеку.

Так вот ты какой… ФОК урюпинский. Про него мне рассказывал и депутат-бизнсмен Юхневич.

- В 2008 году строительство всех ФОКов по стране заморозили. Но наш мэр отправился в Москву. Пытался деньги выбить, дошел до самого Фетисова. А тот как услышал, откуда к нему чиновник приехал, тут же и сказал: «Как так в  Урюпинске  и не будет ФОКа - деньги выделить!»

Кстати, имя помогало столице российской провинции не раз. Например, когда Наталья Водянова выбирала место для своей уникальной детской площадки, среди сотен городов выбрала и провинциальный  Урюпинск . Олимпийский огонь сочинских игр тоже пройдет через столицу глубинки. А под это дело городу обещали выделить деньги на дороги. Иначе вместо бега с факелом получится бег с препятствиями. Но, кроме дорог,  Урюпинску  много чего предстоит сделать. Например, построить гостиницы. И трех пальцев хватит, чтобы пересчитать имеющиеся в наличии: стандартная пятиэтажка с совковыми номерами, и две частных с драками по свадебным пятницам.

В планах развивать и турбазы. Москвичи давно облюбовали берег Хопра, но цивилизации маловато. Хотя не все относятся с энтузиазмом к предстоящему наплыву туристов. Опасаются путешественников бравые казаки.

- Нагадят - от реки ничего и не останется, - ворчит Владимир Карпов, начальник штаба Хоперского казачьего округа. - И вообще, вместо того чтобы столицей нас объявлять, лучше бы решили проблему с никелевым заводом, который в Воронежской области собираются строить. Ведь вся гадость в Хопер пойдет. Туристам просто некуда будет ехать. Мы тут всю общественность подняли. Воюем уже больше года и пока никакой реакции властей. Мы ходим по школам, агитируем. Народ выходит на митинги. Правда, результаты наших трудов другие пытаются себе присвоить.

Владимир Васильевич намекает на казаков конкурирующей фирмы. Ибо славу многие стремятся себе присвоить: в округе действуют три атамана урюпинских, четыре организации казачьих. Разница между ними только в названии. Ну и в том, кто сидит на кассе, - получает государственные деньги.

- Мы готовы служить верой и правдой отечеству! - заводится потомственный казак.

- А готовы, как в Европе, выйти на улицу в парадных костюмах? Например, в Италии, в Чехии люди целыми городами рядятся в исторические костюмы, туристов развлекают.

- Вы что с ума сошли, какие песни и пляски?! Мы строевые казаки! Нам бы в бой! - горячится Владимир Васильевич, позабыв, что единственный бой за Хопер они пока проигрывают.

- Но ведь все ради процветания родного города!

- Это без нас!

 Урюпинск  действительно бренд, и хорошо, если товарный знак поможет городу развиваться. Но на одном имени долго не протянешь. Без настоящих реальных дел, без готовности власти и самих урюпинцев сделать все, ради процветания столицы российской провинции,  Урюпинск  так и останется городом из анекдотов.

 
Мы не хотели ставить фотографию козы к этой статье. Но  Урюпинск  без козы, как коза без  Урюпинска . Тем более такая - путинская!
Фото: Андрей МИРЕЙКО
 

Справка «КП»

 Урюпинск  - город на севере Волгоградской области. Основан в 1618 году в среднем течении Хопра на правом берегу реки. Сейчас в нем проживают 40 тысяч человек. На территории города действуют 2 филиала и 5 представительств высших учебных заведений. Средняя зарплата урюпинцев, согласно официальному сайту, 14669 рублей. Основные предприятия города - «Урюпинский маслоэкстракционный завод», «Хоперская упаковка», «Крановый завод», «Паритет-зернопродукт», «Урюпинский трикотаж», булочнокондитерский комбинат «Урюпинский» и другие.