История одной фотографии.
25 августа 1942 года майор Антонов, выполняя задание по прикрытию штурмовки немецкого аэродрома под Моздоком, был сбит. По советским документам — погиб. На самом деле, сбитый командиром 77-й немецкой истребительной эскадры (JG 77), майором Гордоном Голлобом, Антонов выпрыгнул с парашютом, удачно приземлился и был захвачен в плен. Знаменитый немецкий ас Гюнтер Ралль в своей книге «Моя лётная книжка» описывает пленение Антонова (при этом почему-то приписывая эту победу Голлоба себе):
«21 сентября 1942 года во время второго вылета мне повезло — около половины пятого я сбил Миг-3 совсем недалеко от нашего аэродрома. Его пилот сумел выброситься с парашютом и спастись. Унтер-офицеры моего штаффеля сразу же поехали на машине к месту его приземления, чтобы захватить его.
Русский приземлился на одном из огромных подсолнуховых полей, которых в этих местах было множество. Он был быстро окружён, но его сумели взять только когда он расстрелял по нашим все патроны из своего пистолета, к счастью, не причинив никому вреда.
После того, как ему обработали резанную рану на лбу, которую он получил, выпрыгивая из самолёта, его доставили ко мне. Я как раз находился у радиомашины, слушая переговоры пилотов.

Русский чертовски юн, так же, как и большинство из нас — ему едва за двадцать. Свои прямые светлые волосы с высокого лба он откинул назад, чтобы освободить место для двух огромных компрессов, покрывающих его порезы. В умных карих глазах в равной степени отражается и гордость и разочарование. На его губах играет лёгкая улыбка. Его грудь украшают три ордена, из которых мне известен только один — он называется «Герой Советского Союза».
Так вот как они выглядят на самом деле — представители монгольских степных орд, как представляет их пропаганда, те самые недочеловеки, к которым недопустимо гуманное отношение! Перед нами Воин, который сразу же вызывает уважение у любого, кто сам является Воином. Я тогда саркастически подумал, что порой с врагом тебя может роднить большее, чем с некоторыми людьми из твоего окруженья. (Эта часть воспоминаний меня лично просто потрясает! Война идёт уже больше года, а немец до сих пор не видел, как выглядят русские! Бред…)
Капитан Антонов боится. Предложенную сигарету он сразу же отложил нетронутой в сторону, но когда я сам закурил одну, он немного расслабился. Наш чай, холодный и свежий, но налитый из чистой бензиновой канистры, вызывал у него недоверие, пока я на его глазах не выпил чашку.
Мы нашли одного фельдфебеля-переводчика и сидели вместе, разговаривая о нашем воздушном бое, об идущей войне.
Мой противник прекрасно держится и полон достоинства. Он не делает ни малейшей попытки заискивать или втираться в доверие. По его словам можно понять, что политофицеры в ВВС рассказывают о нас то же, что и в Красной Армии. Пропаганда порождает ненависть, ненависть рождает жестокость, жестокость порождает новую пропаганду. Чёртов замкнутый круг.
Советский лётчик остаётся у нас ещё несколько дней, так как нет возможности его отправить. У нас нет ни желания, ни возможности держать его под замком. Под ответственность нашего штаффеля, он получает довольствие, как любой другой лётчик и может свободно перемещаться по аэродрому [у деревни] Солдатская без постоянного надзора. При таких условиях он и не пробует бежать, оценивая такое отношение с нашей стороны, вопреки всем предписаниям. Своим побегом он причинит нам неприятности и понимает это. Позже, мы посылаем его с Ju-52, везущим раненных в лазарет. И тогда он использует удобный случай. Как — мы не знаем точно. Но капитан Антонов точно не прибыл в место назначения. Скорее всего, он воспользовался немецкой шинелью из тех, что перевозили на том Ju-52, чтоб затеряться и бежать. Но то, что Антонов пережил войну — я знаю точно из официальных русских источников.»
Хотя автор книги Гюнтер Ралль ссылается на какие-то «официальные русские источники», но о послевоенной судьбе Антонова до сих пор ничего не известно.
Недоверие к рассказу Ралля вызывает и тот факт, что он называет пленённого лётчика "чертовски юным". На момент пленения Якову Антонову уже 34 года и он на 10 лет старше самого Ралля. Кроме того, не совпадает тип сбитого самолёта: Антонов летал на И-153, а Ралль рассказывает о сбитом МиГ-3. Не совпадают дата и даже месяц боя. Не совпадает также звание сбитого летчика, Ралль называет его "капитан Антонов", в то время как Яков Иванович имел звание майора и на фотографии отчетливо видны две майорские "шпалы". (Нестыковки в воспоминаниях Ралля лишний раз подтверждают, что верить немецким ветеранам в полной мере не стоит).
Есть также версия, что после Моздокского лагеря Антонов попал в Мариупольский, где Якова Ивановича освободили Мариупольские подпольщики, имевшие связь с разведотделом Черноморского флота, в оперативном подчинении которого находился разведотдел 56-й армии Южного фронта, стоявшей на Миусе.
По тем данным, Антонов Я.И. после побега из лагеря скрывался в доме санитарки больницы Кузенковой Матрены Дмитриевны, где действовала подпольная группа врача Гнилицкого Б.Т. Далее Антонов Я.И. был переправлен в город Ейск, после чего данные по нему уже отсутствуют.
Комментарии
На фото Антонов.
На войне много чего запрещали, но это ещё не значит, что эти запреты выполнялись.
Единственное исключение из этого правила - "Дневник немецкого офицера", который можно прочитать здесь: http://maxpark.com/community/2039/content/1668262
во-вторых, у русских партизан и в войсках стреляло и немецкое оружие; в-третьих, умные союзники быстро выяснили, что дело в специальной смазке. Дескать русские химики изобрели. Не знаю, может что специальноле и изобрели, а может у чукчей подсмотрели: зимой оружие смазывается керосином.
Наши этим регулярно пользовались. Провоцировали немцев ложной атакой "валентайнов", наводя немецкие танки на засады наших ИСУ-152. Срабатывало постоянно.
Гулял он у них по деревне - как же!... Да и во вражеский тыл не принято брать документы и награды....
Не могут же немцы написать, что проиграли войну, несмотря на то что у них было все - и оружие, и техника, и внезапность, и подготовка, и дармовые харчи и всякие союзники от итальянцев до румын! Потому, что пришли не воевать (не на жизнь, а насмерть), а тупо грабить, а как с грабежами кончилось (СССР относительно Германии просто нищий был - наши солдаты сильно потом в Германии удивлялись, на х.... они при таком уровне жизни, с ватерклозетами, на нас, с нашими выгребными ямами, полезли?)-так и сдулись.Хотя представлять немца как трусливого,мерзлявого,слабого и глупого - неправда абсолютная. Очень серьезные, основательные господа были.
В Берлине был случай, когда пьяный замполит посылал солдат флаг на трубу вешать под огнем.... Так что там (а может и еще где) можно было и больше настрелять. Была б винтовка да патроны.
Именно так - обоймы меняй, да считай - драй унд цванциг, фир унд цванциг, фюнф унд цванциг...