ФИЛОСОФИЯ и предмет её исследований

Философия - это не «наука о наиболее общих законах природы, общества и мышления» и не разговоры о неопределяемых абстрактных понятиях, это не туманная болтовня ни о чем и обо всём.

Философия – это теоретическая форма самопознания человечества, осмысление происходящих в его эволюции глубинных сдвигов, поиск смыслообразующих ответов на вызовы истории. Положения философии становятся (часто неявными) предпосылками в различных сферах деятельности. В этом заключается эвристическая и синтезирующая сила философии. Но никакой особой сверхъестественной силой в достижении истин философия не обладает. Она никогда не была, не есть и не может быть «ступенями развития абсолютного духа» на его пути к постижению божественной абсолютной истины, как думал Гегель и его апологеты. Но возникает вопрос: обладают ли доказательной силой философские теории?

Есть мнение, что философы могут сочинять что угодно, всё равно их сочинения доказательной силой не обладают. Даже поговаривают, что у неё нет своей предметной области. Позволю себе с этим не согласиться. Предметная область у философии есть, но она особая. Это – тексты, это вся накопленная информация материально запечатлённая в языке. Конечно, философы, «выражая эпоху в мыслях» немало нафантазировали, философствование в своих блужданиях может не только не обладать силой доказательности, но и быть паразитарным наростом. Но ведь и наука от заблуждений не свободна. В философии имеется достоверное и обоснованное знание, но оно отличается от научного поскольку оно рефлексивно и обращено не на материальные предметы, а на на тексты, продуцированные человечеством. В этом смысле философ, по словам Б.Рассела, «похож на человека, который выглянув в форточку пытается увидеть себя, проходящим по улице».

Нужно так же четко определить разницу между философией и не философией, как она проведена между наукой и не наукой.

Будем исходить из следующих положений:

  1. Если научные теории доказательны, то и философские интерпретации совокупности научных знаний и человеческого опыта тоже могут быть доказательными.
  2. Философствовать можно только о предметных знаниях, о чём-то, а не «обо всём и ни о чём». Предметной областью философии могут быть знания естественнонаучного, методологического, социального, исторического, культурологического характера, а также и собственно философские тексты, математические и логические знания. С ними тоже возможны своего рода "эксперименты", но, конечно, не такие предметные как в естествознании. На их основе развивается философия. Интуиция здесь играет такую же роль как и в любой иной сфере знания и деятельности.
  3. Философ размышляет о предпосылках познания и деятельности, о началах и принципах взаимодействия человека и внешнего мира, но эти размышления всегда остаются в рамках человеческого познания и реально основываются на опыте человеческого бытия в мире. Они лежат вне заведомо неосуществимых потуг прорваться к познанию «Абсолюта».
  4. Для спекулятивной метафизики, фантазирующей о потустороннем и «трансцендентном», проверяемые и осмысленные философские знания нежелательны, так как они не вписываются в стратегию снижения интеллектуального уровня народа.