Было ли колхозникам плохо без паспортов?
На модерации
Отложенный
КОЛХОЗНИКИ БЕЗ ПАСПОРТОВ
С конца 1980-х годов и до настоящего времени так называемая либеральная интеллигенция часто упоминает факт, что вплоть до 1974 года колхозникам и иному сельскому населению Советского Союза не выдавали общегражданских паспортов (это действительно так, лишь 28 августа 1974 года вышло постановление Совета Министров СССР об обязательном введении паспортов для всех без исключений граждан Советского Союза, достигших возраста 16 лет).
Ею столь же часто утверждается, что благодаря ограничениям на выдачу кохозникам (и иным селянам) паспортов правящий коммунистический режим искусственно сдерживал миграцию сельского населения СССР в города, принуждая его оставаться, в своих деревнях и сёлах, фактически культивируя там крепостнические порядки (представители данной категории интеллигенции любят использовать при этом придуманные ими же понятия «советское крепостное право», «советское крепостное рабство», «советский феодализм» и т.п.). Делалось это, как пытается нас убедить та же либеральная интеллигенция, с целью заставить советских граждан, проживающих в сельской местности, работать за гроши в советских колхозах.
С тем, что большую часть истории Советского Союза паспорта имелись не у всех его взрослых граждан, не поспоришь – что было, то было (под такими гражданами я подразумеваю, в первую очередь, селян – хотя у некоторых из них, и об этом ещё будет сказано ниже, паспорта всё-таки были).
Вопрос в другом! Было ли крестьянам-колхозникам и другому сельскому населению Советского Союза плохо без паспортов? Создавало ли колхозникам и иным селянам отсутствие паспортов какие-либо неудобства?
Очень давно (в конце 1980-х годов, когда вышеуказанная тема только начинала активно муссироваться общественностью) я задал вопрос своей бабушке: могли ли сельские жители в 1930-е, 40-е, 50-е, 60-е годы (за исключением периода Великой Отечественной войны) по своему желанию и усмотрению уехать в город учиться или работать, оставив навсегда свои сельские избы. Бабушка, молодость которой пришлась как раз на указанный период, практически всю жизнь прожившая в сельской местности, на данный вопрос тут же дала утвердительный ответ (сказала: «Конечно! Никто никого жить в деревне не заставлял»).
Как выяснилось позже — бабушка меня не обманула. Чтобы не быть голословным, приведу следующие аргументы.
До 1932 года паспорта в Советском Союзе были только у госслужащих и граждан, работающих за границей. Остальные лица в случае необходимости пользовались либо удостоверениями личности (например, в РСФСР они выдавались на основании Декрета ВЦИК и Совнаркома РСФСР «Об удостоверении личности» от 20 июня 1923 года) либо документами, приравненными к удостоверениям личности (расчётной книжкой или любым другим документом с места работы, профсоюзным билетом, военным билетом, свидетельством о рождении и т.д.).
Единая паспортная система в СССР была введена постановлением ЦИК и Совнаркома СССР от 27 декабря 1932 года «Об установлении единой паспортной системы по Союзу ССР и обязательной прописки паспортов».
В соответствии с пунктом 1 другого принятого в этой связи постановления Совнаркома СССР (от 27 декабря 1932 года № 1667 «Об утверждении положения о паспортах») паспорта обязаны были иметь все граждане Союза ССР в возрасте от 16 лет, постоянно проживавшие в городах, рабочих поселках, работающие на транспорте, в совхозах (то есть и некоторые работники сельского хозяйства) и на новостройках.
Немного позже – постановлением Совнаркома СССР от 28.04.1933 года № 861 «О выдаче гражданам Союза ССР паспортов на территории Союза ССР» круг лиц, подлежащих обязательной паспортизации, расширился. В соответствии с пунктом 1 данного постановления паспортная система вводилась также для всего населения населенных пунктов, являвшихся районными центрами (то есть, если они даже не являлись городами), в населенных пунктах, где расположены МТС (то есть даже, если они являлись сельскими поселениями), и в населенных пунктах в пределах 100-километровой западно-европейской пограничной полосы Союза ССР (то есть вне зависимости от того к категории городских или сельских поселений эти населённые пункты относились).
Постановлением Совнаркома СССР от 10.04.1940 года № 1667 «Об утверждении Положения о паспортах» круг лиц, подлежащих обязательной паспортизации, вновь был расширен. Теперь в соответствии с пунктом 1 данного постановления паспорта обязаны были иметь также граждане во всех населенных пунктах Московской области (то есть, получается, и проживавших в этих населённых пунктах крестьян-колхозников); во всех населенных пунктах 100-километровой полосы вокруг г. Ленинграда и 50-километровой полосы вокруг г. Киева (то есть тоже включая проживавших в них крестьян-колхозников).
Введение единой паспортной системы совершенно не преследовало целей закрепощения колхозного крестьянства и прочих сельских жителей. Цели были другими. Они были чётко обозначены в вышеуказанном постановлении ЦИК и Совнаркома СССР от 27 декабря 1932 года. Привожу их дословно: «В целях лучшего учета населения городов, рабочих поселков и новостроек и разгрузки этих населенных мест от лиц, не связанных с производством и работой в учреждениях или школах и не занятых общественно-полезным трудом (за исключением инвалидов и пенсионеров), а также в целях очистки этих населенных мест от укрывающихся кулацких, уголовных и иных антиобщественных элементов».
При этом в пункте 6 вышеуказанного постановления Совнаркома СССР от 27 декабря 1932 года № 1667 было указано (также привожу дословно): «Гражданам, постоянно проживающим в населенных пунктах, где введена паспортная система, паспорта выдаются без подачи ими заявлений, а гражданам, прибывающим в эти населенные пункты из других местностей, — по их заявлениям«.
Как следовало из пункта 3 вышеуказанного постановления Совнаркома СССР от 28 апреля 1933 года № 861 (тоже приведу дословную выдержку), « В тех случаях, когда лица, проживающие в сельских местностях, выбывают на длительное или постоянное жительство в местности, где введена паспортная система, они получают паспорта в районных или городских управлениях рабоче-крестьянской милиции по месту своего прежнего жительства сроком на 1 год. По истечении годичного срока лица, приехавшие на постоянное жительство, получают по новому месту жительства паспорта на общих основаниях».
То есть любой сельский житель не подпадавший под паспортизацию использовал в повседневной жизни (например, при получении посылки на почте), как и раньше, прежние удостоверения личности или документы к ним приравненные. В случае, когда такой сельский житель (если, конечно, он не являлся кулацким, уголовным или иным антиобщественным элементом), имел намерение перебраться на постоянное место жительства в город (то бишь в место, где была введена паспортная система) и честно в нём трудиться, то, приехав в этот город с теми удостоверяющими личность документами, которые у него были, он получал паспорт после подачи в органы милиции (именно они ведали выдачей паспортов) соответствующего заявления.
И где же здесь запрет на передвижение по стране и выбор места жительства в ней? Где «крепостничество» и барьеры к оставлению колхозов?
Сразу поясню относительно упоминаемых в постановлении от 27 декабря 1932 года кулацких элементов. Под ними понимались крестьяне-кулаки, подвергшиеся репрессии в виде раскулачивания и ссылки. Справедливо или несправедливо советская власть поступила с кулаками – это уже отдельный вопрос. Следует только отметить, что кулаки в общей массе крестьянского населения Советского Союза составляли ничтожный процент. Только этому проценту антисоветски настроенных крестьян и ставились препоны на пути из деревни в город. Но советская власть, как любая другая государственная власть, была вправе защищаться от своих врагов.
Также следует отметить, что кулачество (по-научному — сельскохозяйственная буржуазия) в СССР очень быстро социально переродилось и исчезло как класс. Ни в 40-е, ни в 50-е, ни в 60-е, ни в 70-е годы прошлого столетия крестьян-кулаков в Советском Союзе не было уже и в помине. А сельское население было и оно без всяких паспортов могло беспрепятственно переезжать на постоянное место жительства в города, что, кстати, активно и делало. Это прекрасно видно по приведенному ниже графику. Из него следует, что вплоть до всеобщей паспортизации советских граждан 1974 года (как, впрочем, и дальше — до самого развала Советского Союза) численность городского населения в сравнении с численностью сельского населения неуклонно возрастала.
Да и как могло быть иначе? Советский Союз практически до самой своей кончины находился в стадии непрерывного роста промышленного производства, который был бы невозможен без притока в города рабочей силы из сельской местности.
Сказанное особенно было актуально для 1930-х годов — периода сталинской индустриализации, когда ежегодно в стране возводилось огромное количество заводов, фабрик и иных промышленных объектов (изучите приводимую ниже диаграмму). Техники не хватало и работы в основном выполнялись вручную. Представьте, как много нужно было людей, чтобы вручную выкопать котлован под фундамент завода-гиганта!
Таким образом, на поставленный вначале статьи вопрос следует ответить так: без паспортов крестьянам-колхозникам и другому сельскому населению Советского Союза плохо не было. Отсутствие паспортов колхозникам никаких неудобств не создавало. Колхозникам даже в голову не приходило, что без паспортов их права как-то ущемляются. А те кто в наши дни пытается убедить людей в том, что без паспортов колхозникам жилось скверно – просто нагло врут!
На всякий случай, чтобы меня самого не обвинили во лжи, прилагаю к статье ссылки на нормативную базу, регламентировавшую советскую паспортную систему в период с 1932 года и до её реформы в августе 1974 года.
Иван Правдолюбов
- Положение о паспортах, утверждённое Постановлением ЦИК и Совнаркома СССР от 27 декабря 1932 г.
- Совместное постановление ЦИК и СНК СССР от 27 декабря 1932 г. «Об установлении единой паспортной системы по Союзу ССР и обязательной прописки паспортов»
- Постановление Совета народных комиссаров СССР от 14 января 1933 г. № 43 «Об утверждении инструкции о выдаче гражданам Союза ССР паспортов в Москве, Ленинграде и Харькове, в 100-километровой полосе вокруг Москвы и Ленинграда и в 50-километровой полосе вокруг Харькова»
- Постановление Совета народных комиссаров СССР от 10 сентября 1940 г. № 1667 «Об утверждении Положения о паспортах»
Комментарии
Например я когда брал тогда в кредит некую вещь, то за меня расплачивалось предприятие, вычитая из зарплаты, крохотный процент. И я не мог уволиться, пока кредит не будет выплачен. Вернее мог, но внеся в кассу остаток.
В основном на местах и на словах в деревне удерживало именно это. Именно на словах, если чел брал совершенно не городской список товаров, усиляя и расширяя свое хозяйство, то он явно никуда не собирается...
_______________
Интересно, а какими силами можно было развивать промышленность? С Марса пригласить народ на заводы? Антисоветчики палятся по тупости как всегда.
Я родился в уже индустриальном городе в начале шестидесятых. до революции он был уездным, но с индустриазацией стал областным центром.
Так в то время было отчетливо видно, что больше половины населения - из деревень. Большинство из нас мелких, - проводили лето у бабушек и дедушек в деревнях.
В городе - даже пустыри были освоены ими под огороды, даже при всех магазинах и зарплатах. Просто иначе не могли, пока не стали городскими и внутри.
Никто не был поражен в правах, кроме преступников. Ибо Справедливость - основа Социализма.
Кстати, и по материнской, и по отцовской линии у меня все из деревень. Из колхозов
Откуда ты знаешь где хранились паспорта.
Завтра объявят очередной этап борьбы с ковидом и будешь ты сидеть. добровольно под домашним арестом, носить маски и перчатки.
А по вашей логике как девушки в город попадали? Они же в армии не служили.