«Психологический портрет»: разгадка с покаянием

На модерации Отложенный

Психологический портрет-загадка: Кому на Руси от ума горе? – очередная моя экстремистская провокация, которой нет и не может быть прощения.

Каюсь.  Виноват. Я –  провокатор.  Экстремист. И снисхождения не заслуживаю.

А теперь по существу.

Понадобилось мне подготовить послевузовский курс для представителей самой массовой у нас в стране профессии – для учителей.  И представил я себе аудиторию… И попытался составить для  себя  психологический портрет своего слушателя…  И  получился тот самый  «портрет»,  который вы,  друзья,  обсуждали.  

Написал, и  – сам смутился…  В сущности, у меня получился  не столько «психологический портрет» учительской профессии, сколько отражение «профессиональной деформации» учительства, которую мы видим…

И понял я, что люди, чей портрет у меня получился, необучаемы… И толку от моего курса не будет… И любая попытка завести в такой  аудитории разговор о необходимости чему-то поучиться вызовет ожесточенный отпор…

И решил выставить на обсуждение. Чтобы посмотреть и проверить, не ошибся ли я …

Обсуждение превзошло все ожидания.

Загадку разгадали через 80 минут после ее появления.

Ответы: «учителя» и «педагоги» появились сразу. Но как раз тут началось самое интересное.

«Психологический портрет» –  и в шутку, и всерьез – стали примерять…  Кто на себя, кто на меня, кто на других (и известных, и незаметных) людей. И оказалось, что как раз свойства учительской «профессиональной деформации» – снобизм, мессианство, менторство –  у всех нас вызывают похожие чувства.

В результате я, кажется,  понял самое главное.  То, что связано с внешними признаками – профессией,  должностью,  статусом нас разъединяет и нам мешает. Имеет смысл только то, что обращено к нам лично. Нас объединяет и помогает только то, что у нас есть общего внутри.

Совершенно бесполезно обращаться к людям как к «представителям профессии».

Смысл имеет только то, что непосредственно обращено к каждому человеку лично.

Итак, есть совершенно конкретный – реальный и практический – результат обсуждения.  Послевузовские образовательные курсы для педагогов  не могут  быть «профессиональными».

Они должны быть «личностными». И, если придут на них учителя, то они смогут работать, только если  перестанут быть «учителками», а станут сами собой. И успех будет зависеть в первую очередь только от того, насколько удастся забыть об «учительстве» и вспомнить о себе…

Спасибо всем!