Оборотни и рыцари

Оборотни и рыцари

Владимир Бушин

Их было четверо: Окуджава, Евтушенко, Вознесенский и Рождественский.

Не так давно, уже в Америке, второй из них воскликнул:

Пускай шипят, что мы бездарные,
продажные и лицемерные,
но всё равно мы – легендарные,
оплёванные, но бессмертные!

Какой выразительный образец того, о чём сказано: уничижение паче гордыни. Ну во-первых, бездарными их никто не считает, никто об этом не шипит и не визжит. Все они, бесспорно, талантливы. Другое дело, что талант того или другого из них кому-то не по душе.

Это обычное дело в мире искусства. Допустим, мне нравятся многие песни Окуджавы, но его повести и романы из жизни XIX века не могу читать без смеха. Да что Окуджава! Даже если взять такую глыбу как Достоевский. Его не любили – одни после первоначального восторга, другие как бы выборочно, третьи всегда и целиком - многие замечательные художники и выдающиеся личности: Тургенев, Некрасов, Салтыков-Щедрин, Чайковский, Бунин, Горький, Ленин... Но никто не отказывал писателю в таланте. Горький, ещё в 1914 году выступавший против инсценировки «Бесов» во МХАТе, но в 1932 году защищавший от «Правды» (Д. Заславский) публикацию тех же «Бесов» в издательстве Aкademia, считал Достоевского по изобразительной силе равным Шекспиру. А самого Шекспира решительно отвергал Лев Толстой.

Во-вторых, «продажные»? Нет никаких оснований сказать это не только о Рождественском, но, я думаю, и о Вознесенском, хотя он и признался: