Штормовое предупреждение

Палестино-израильское противостояние в секторе Газа может стать прологом к большой войне на Ближнем Востоке.

На первый взгляд может показаться, что «Облачный столп» — просто вторая серия операции «Литой свинец», проведенной Израилем в секторе Газа в конце 2008 года. Все как обычно. В ответ на ракетные обстрелы своей территории Израиль нанес удар по военной инфраструктуре движения ХАМАС. Израильтяне эффектно уничтожили автомобиль, в котором находился лидер «Бригад мученика Иззеддина аль-Кассама» Ахмад Джабари, разбомбили склады оружия и пусковые установки для ракет средней дальности «Фаджр-5», поставленные палестинцам Ираном... Однако, в отличие от 2008 года, ограниченная контртеррористическая акция Израиля в Газе может стать на этот раз прологом к новой большой войне на Ближнем Востоке. За те четыре года, что минули после операции «Литой свинец», расклад сил на Ближнем Востоке кардинально изменился. От израильтян отвернулись все, боевики же ХАМАС, напротив, приобрели новых влиятельных покровителей.
«Арабская весна» привела или вот-вот приведет к падению арабских режимов, которые если и не были союзниками Израиля, то по крайней мере проводили в отношении него политику ненападения. То, что представители ХАМАС укрепили свои позиции в Палестине после идеологической победы над соперничающей группировкой ФАТХ, не случайность. ФАТХ всегда считалась частью светского панарабистского течения, утратившего влияние в регионе в результате «арабских революций». Светские лидеры, исповедовавшие идеологию арабского национализма — Мубарак, Бен Али, Каддафи, — были свергнуты толпой, вдохновленной исламистскими лозунгами. «Как оказалось, ХАМАС отражает современные тенденции в мусульманском мире, — пишет американский журнал The Foreign Affairs. — Ведь, в отличие от отживающей свой век ФАТХ, проповедующей арабский национализм, это движение призывает к созданию исламистского государства на территории Палестины и не признает соглашательской политики. ХАМАС оказался в революционном, а ФАТХ — в реакционном лагере, и тот же Египет еще десять раз подумает, прежде чем оказывать поддержку реакционерам».
Между тем в самом Каире теперь царят «Братья-мусульмане», а ХАМАС, как известно, является ответвлением этой организации. «Братья» недаром называют Газу первой свободной и правильно управляемой египетской территорией, и из противника Египет превращается для хамасовцев в надежного покровителя. С приходом «Братьев» к власти сотрудничество Египта с Израилем прекратилось, блокада сектора Газа была снята, палестинские города планируется присоединить к египетским электросетям и газопроводам. Президент Мохаммед Мурси провел прямые переговоры с Халедом Машаалем, став первым египетским руководителем, который встретился с лидером ХАМАС. Одновременно египетское руководство под предлогом борьбы с насилием и экстремизмом начало вовсю наращивать военное присутствие на Синае, демилитаризация которого считалась одним из основополагающих элементов израильско-египетского статус-кво. Таким образом, говорят эксперты, де-факто египтяне денонсируют Кэмп-Дэвидское мирное соглашение, надеясь укрепить свой авторитет в арабском мире. Сразу после начала операции «Облачный столп» Египет отозвал своего посла из Тель-Авива.
Кроме того, есть еще одно обстоятельство, из-за которого новые египетские руководители могут решиться на военное противостояние с Израилем. Война поможет «Братьям-мусульманам» окончательно взять под свой контроль египетскую армию, раздавив светскую военную оппозицию. «Исламисты подумывают о том, чтобы спровоцировать конфликт с Израилем на Синае, — заявил в интервью «Профилю» президент Института Ближнего Востока Евгений Сатановский, — и перемолоть противостоящую им армию в очередной войне, напоминающей ирано-иракскую, когда за восемь лет аятолла Рухолла Хомейни смог уничтожить шахскую армию и практически исключить возможность военного путча».
А если в Сирии на смену режиму Башара Асада придут радикальные сунниты, настроенные антиизраильски, то на Ближнем Востоке вновь возникнет конфигурация сил, напоминающая положение накануне войны Судного дня. Однако новая война не будет повторением конфликта 1973 года. Сегодня положение Израиля гораздо хуже. Во-первых, существует фактор Ирана, который заявляет о необходимости уничтожения еврейского государства и при этом делает все, чтобы получить ядерное оружие. Во-вторых, испортились отношения израильтян с Турцией, которая мечтает стать региональной сверхдержавой и добиться признания «арабской улицы». В последнее время Анкара и лично турецкий премьер Реджеп Таийп Эрдоган выступают в роли покровителей Газы и критиков «сионистов».
Двуличную политику в отношении Израиля проводят и влиятельные суннитские монархии Персидского залива. Они не призывают открыто к войне против еврейского государства, но кровно заинтересованы, чтобы правительство Нетаньяху выполнило свои угрозы и нанесло наконец удар по ядерным объектам Ирана. «Голубая мечта Саудовской Аравии и Катара, — говорит Евгений Сатановский, — это война евреев с шиитами, в результате которой оба соперника будут ослаблены, из пустыни выйдут ваххабиты и добьют всех, кто уцелел». Все это дало досужим острякам окрестить Израиль региональным «государством-изгоем».
В своем противостоянии с арабским миром израильтяне традиционно рассчитывали на поддержку Вашингтона. Однако и в американо-израильских отношениях все не слава богу. Между командой Обамы и правительством Нетаньяху отношения не заладились с самого начала. Фигура израильского премьера вызывала неприязнь еще у чиновников прежней демократической администрации Билла Клинтона.

Демократы нового призыва эту неприязнь унаследовали. В Вашингтоне все чаще стали называть Израиль преградой для продвижения американских интересов в регионе. Причем это мнение разделяли не только либеральные политики из окружения президента, но и представители высшего генералитета и спецслужб. Например, герой войны в Ираке Дэвид Петреус, который недавно оставил пост главы ЦРУ, связал провал ближневосточного урегулирования с военными неудачами в Ираке и Афганистане. «Палестино-израильский конфликт, — заявил он, выступая в Сенате 16 марта 2010 года, — разжигает антиамериканские настроения в регионе, поскольку в арабском мире принято считать Израиль фаворитом США».
В Америке хорошим тоном стало критиковать праворадикальное правительство Нетаньяху. «Правые националисты, которые считают Израиль «землей евреев» не способны на компромиссы, — пишет либеральная The New York Times. — Их не удовлетворят никакие границы. Неслучайно, по словам министра по стратегическим делам Израиля Моше Аялона, конфликт с палестинцами может продлиться еще добрую сотню лет».
В Тель-Авиве, естественно, отвечают Обаме взаимностью. Нынешнего главу Белого дома прозвали в Израиле «президентом-катастрофой», израильский истеблишмент активно поддерживал на недавних президентских выборах в США соперника Обамы — республиканца Митта Ромни. «Миру нужна американская сила, а не извинения», — говорил израильский премьер Биньямин Нетаньяху в одном из агитационных роликов республиканцев. Израильские консерваторы не уставали обсуждать кадры, на которых Обама кланяется в пояс саудовскому королю, и повторять домыслы, что президент якобы давно уже принял ислам и втайне ненавидит западную цивилизацию.
Неудивительно, что в такой обстановке в самом Израиле верх берут «ястребы». На досрочных выборах в израильский кнессет, которые пройдут в январе 2013 года, партия «Ликуд» Биньямина Нетаньяху собирается выступить единым списком с партией «Наш дом Израиль» Авигдора Либермана. И, по словам экспертов, это очень показательно. Ведь Либерман считается политиком, который мечтает создать чисто еврейское государство и видит в арабских гражданах Израиля «внутренних врагов» (хорошо известен его лозунг «без лояльности не может быть гражданства»). Кроме того, глава МИД утверждает, что переговоры с ХАМАС можно вести только через танковый прицел, а иранскую проблему следует решать с помощью бомбовых ударов по ядерным объектам Исламской Республики. Левые политики Израиля даже сравнивают Либермана со Сталиным и Муссолини и называют его «человеком, который вполне может стучать ботинком по трибуне ООН, угрожая взорвать Асуанскую плотину».
Интересно, что в последние годы Нетаньяху не раз дезавуировал своего воинственного коллегу, уверяя, что «министр иностранных дел не представляет государство Израиль». Однако в случае победы на предстоящих выборах дистанцироваться от Либермана Нетаньяху будет намного сложнее: судьбы двух политиков вновь сплетутся в единое целое. Израильские эксперты уверяют, что объединение предвыборных списков «Ликуд» и НДИ гарантирует Нетаньяху третий срок на посту премьера, Либерману же, похоже, отводится место преемника. Многие в Израиле говорят о том, что Биби (так принято называть Нетаньяху) подготовил почву для формирования правительства войны, которое, завершив операцию в секторе Газа, не задумываясь, бросит вызов Тегерану.
Все это действительно напоминает изменения, которые произошли с партией «Ликуд» в 1981 году, после того как она во второй раз в своей истории пришла к власти. В первом правительстве Менахема Бегина участвовали такие политики, как Моше Даян и Эзер Вайцман, именно они подтолкнули премьера к подписанию мирного договора с Египтом. Но во втором правительстве Бегина центральными фигурами стали Ариэль Шарон и начальник генерального штаба Рафаэль Эйтан, которые привели Израиль к войне в Ливане. «В нынешнем правительстве Нетаньяху участвовали Эхуд Барак, Дан Меридор, Бени Бегин, которые призывали главу правительства проводить сдержанную внешнюю политику, — отмечает обозреватель газеты «Гаарец» Алуф Бен. — В следующем правительстве эти политики участвовать не будут или их действия будут полностью нейтрализованы. А следовательно, «Ликуд» потеряет даже видимость умеренной политической силы». Но если и у арабов, и у израильтян к руководству приходят воинственные радикалы, риск новой большой войны на Ближнем Востоке возрастает многократно.
«Таким образом, «Облачный столп» является штормовым предупреждением, после которого начнется ближневосточное реалити-шоу, обещанное зевакам всего мира еще во времена Буша-младшего», — пишет журнал The American Thinker. «Чего мы ждем? — словно отвечает ему Биньямин Нетаньяху. — У стран, не готовых обозначить четкие красные линии для Ирана, нет морального права чертить красные линии Израилю».

СПРАВКА

До основания партии «Наш дом Израиль» Либерман считался правой рукой Нетаньяху, его называли творцом победы «Ликуда» на парламентских выборах 1996 года. Заняв пост директора правительственной канцелярии, он оказывал большое влияние на политику правительства. В кнессете рассказывали анекдот: «Почему только Нетаньяху знает, как будут распределены министерские посты? — Потому что Нетаньяху — наиболее близкий человек к Либерману...» Позднее их пути разошлись — Нетаньяху остался лидером «Ликуда», Либерман создал «Наш дом Израиль». Однако сегодня их политические пути вновь пересеклись.