Мистер Большой Икс и его Большой театр
На модерации
Отложенный
Закрыв глаза на искрящую событиями политическую жизнь, поговорим о большом и высоком. Все помнят целый ряд скандалов, внезапно совпавших с открытием исторической сцены Большого театра после масштабной реконструкции. Тут вам и билеты от 90 тысяч до двух миллионов руб, и резкие высказывания о, казалось бы, прекрасном отреставрированном памятнике культуры by Николай Цискаридзе. Но то было томительной прелюдией.
Прошло немного времени и Большой снова в центре внимания. Возобновленный спустя 35 лет балет "Иван Грозный" критиков что-то не вдохновил, но на выручку индексу цитируемости самого известного театра страны поспешила Тина Канделаки. Тинатин Гивиевна отметилась мощным и документированым набросом на тему некачественной реконструкции Большого театра, обильно сдобрив пост трещинами и плесенью на стенах зрительского зала.
На этом Канделаки не успокоилась, благо и другие яркие персонажи этой истории даром свой хлеб не едят. Подпрыгивая от невыносимости происходящего, мнением о ситуации в Большом поделился экс-министр культуры Михаил Швыдкой. С грустью и бесконечной тоской в глазах Швыдкой наябедничал на известных театральных деятелей, которые со своей стороны написали письмо Путину с просьбой заменить нынешнего гендира театра Анатолия Иксанова на все того же Цискаридзе. Канделаки помогла Швыдкому и раскрыла список самых преданных друзей Иксанова, искренне озабоченных нервными нагрузками завхоза Большого. Там и Олег Табаков, и Марк Захаров, и Алиса Фрейндлих. Человек высокой степени душевной организации Михаил Ефимыч Швыдкой не растерялся и перед уважаемыми людьми:
"Но такого, чтобы руководители одних театров просили снять с работы своего коллегу из другого театра, – такого мне еще не доводилось читать. Они же не обиженные руководителем коллектива артисты, которым можно все, что угодно, их поступки не всегда согласовываются с моралью. Как правило, приличные люди подписывали письма лишь в защиту того или иного деятеля культуры, притесняемого властью, но никак не наоборот".
И чего это Швыдкого так кроет, как будто Иксанова только ленивый не критиковал? - спросит наивный читатель и немедля получит ответ.
Все дело в дружбе - чистой, наивной и, конечно, без малейшего намека на взаимную корысть. Михал Ефимыч и верный ему Тахир Гадельзянович сблизились давным-давно, работали еще на т/к "Культура", а будучи на министерском посту Швыдкой недолго раздумывал, с кем бы осуществить красивый мегапроект "Реконструкция Большого". Даже награды от дружественных стран ЕС закадычные друзья до сих пор получают вместе. Сейчас, когда театральные деятели решили предложить Цискаридзе на пост Иксанова, у которого банально истекал контракт, Швыдкой решил действовать в открытую и показал на отличненько, что его волнует больше: театр или судьба давнего соратника. Контракт Иксанову в Минкульте продлили, но нервы по-прежнему напряжены.
Хотя Иксанов в любом случае не пропадет. Разве может по нынешним временам затеряться автор монографии "Как просить деньги на культуру"?
Человеку явно удалось в совершенстве овладеть теорией для практического использования. Иксанов попросил 35,4 миллиарда рублей на реконструкцию Большого - Иксанов получил, Иксанов освоил. А история Великого Освоения достойна отдельного рассмотрения.
Изначально из казны планировалось выделить около 25 млрд рублей. Позже сумму признали завышенной и сократили сначала до 19,5, затем до 15, а позднее - до 11,7 млрд рублей. Однако уже к 2009 году сумма волшебным образом вновь возросла до 32 млрд. Тогда, если помните, взбрыкнул Юрий Лужков, раскритиковав реконструкцию, но сменил гнев на милость, когда взаимопонимание насчет генподряда с Иксановым удалось найти.
Апофеозом реконструкции "Большого театра" стало возбуждение в тоже 2009 году уголовного дела по части 1 статьи 285 УК РФ (злоупотребление должностными полномочиями). По данным СК, с 2003 по 2009 дирекция театра трижды (!!!) оплачивала организации "Курортпроект" одни и те же работы по проектированию и подготовке рабочей документации. Чтобы наверняка, б-г троицу любит, ну и так далее. 98, 362, 498 - эти разновеликие цифры в миллионном исчислении техдиректор "Курортпроекта" по фамилии Канчели (Трансвааль парк, помним) получил за чертежи и документацию.
Потому и перестраивать оказалось выгоднее, чем реставрировать. Дряхлой лепниной, сусальным золотом, бронзовыми канделябрами можно пожертвовать, расходы "оптимизировать", а старый хлам, выпиленный из театра продать на интернет-аукционах. Исторический памятник? Seriously? Ничем иным, кроме как бессовестной клеветой, назвать эти слова активиста "Архнадзора" Цеханского нельзя:
Перестроена вся сценическая часть, исчез задний портик – первоначальный, самый старый, также здание лишилось своего подлинного фундамента. Вся подземная часть вызывает большие сомнения с точки зрения гидрогеологии, потому что она оказалась подтопленной. И конечно, ни в коем случае нельзя было делать подземные входы перед колоннадой театра.
Каков лжец, а? В этом контексте 2-миллионные цены на билеты в Большой смотрятся совсем мелковато. Ладно реконструкция, но ежегодно на обыкновенное содержание театра из бюджета выделяется более 4 миллиардов. Стандартная ставка балерины, о которой пишет Канделаки, в 9к рублей, по мнению Политрэша, выглядит абсолютно логичной. 4 миллиарда - 9 тысяч в месяц, все как надо. Не оскудела еще земля русская на талантливых управленцев. Всем должно быть очевидно, что такому известному борцу против воровства в космических масштабах, как Анатолию Иксанову, бояться нечего. 12 лет сидит в Большом и вон какие успехи!
А малозаметные творческие неурядицы вроде ухода ведущих танцоров, увольнения худрука балета Ратманского - кого это вообще волнует? Великое Освоение закончено, контракт продлен, Иксанов улыбчив и бодр.
Ура, товарищи!
Комментарии
Если серьезно я об этом и говорю. что танцоры остались такие же, а вот театр несколько изменился(
Луначарский,1921