Герман Садулаев еще в конце 80-х уехал из Чечни - учиться в Ленинград. Здесь и остался. Живет в спальном районе Петербурга. Его новая книга - об истории Чечни. И он как никто другой хорошо разбирается в традициях, которые трудно поддаются пониманию с нашей точки зрения.
- Герман, вот на прошлой неделе опять скандал произошел в столице. Опять ребята из восточных республик палили в воздух во время свадьбы. До этого несколько случаев было. Скандалы, аресты, ругань в Интернете...
- Важно, что поменялось отношение кавказских чиновников к подобным случаям. Раньше они, чуть что, горскую молодежь выгораживали: «Нет, наши мальчики не могли сделать ничего плохого, их оболгали. Выясним, разберемся и накажем всех, только не наших мальчиков!» Вот после Манежки ситуация изменилась. Российская власть поняла, что нельзя так беспардонно относиться к русскому национальному самосознанию. И, видимо, сделала внушение региональным властям. И там начали задумываться над тем, что стоит заботиться о воспитании молодежи. А потом последовали громкие заявления. Обещали не пускать, возвращать. Недавно Рамзан Кадыров сказал своим московским соотечественникам, что, «будете себя плохо вести - самолет сюда пригоню, всех погружу и привезу домой». Раньше не признавали, что проблема есть. Сейчас признают. Это уже хорошо. Если проблема вскрыта, то ее легче решать.
- Но ведь все равно хулиганят. Стреляют, к девушкам пристают. Как-то не по-европейски это...
- Неправда, сейчас вся молодежь европейская. У всех айфоны, айпады. А ведут они себя некультурно не потому, что они - чеченцы или дагестанцы, а потому, что мажоры. Русские мажоры ничем не лучше. Это проблема не национальная, а социальная. У нас есть слой золотой молодежи, сами они еще ничего в этой жизни не сделали, зато папа уже дал ключи от «Порше Кайен». И он думает, что ему позволено: нарушает налево и направо не только законы юридические, но и простые правила человеческого общежития. Чувствует себя безнаказанным. А все из-за того, что у нас была сломана система целостности общества, которая худо-бедно, но была в советские времена. У каждого свои интересы. Нет никакой общей цели. Нет никакой системы объединения. А в итоге тот, у кого есть деньги - не важно откуда, своровал или папа дал, - считает, что ему все позволено, у него «такие телефоны» есть, что позвонит - и любому конец.
- И по исключениям потом все делают выводы по всей нации.
- Это не исключения, это - мажоры. И они едут в Россию специально за развлечениями.
- Разве нет тех, кто учиться едет?
- Ну это в советское время можно было приехать пареньку из провинции.
- ЕГЭ ввели, проще стало поступать приезжим.
- Ну а как дальше? Раньше у меня стипендии хватало на билет до Грозного и обратно. Или я мог на стипендию раз в день хорошо питаться. Мне еще столько же родители давали, и я жил. А сейчас на стипендию что? Иногороднему, чтобы жить в Москве, сколько нужно денег?
- Тысяч двадцать, если без излишеств и в общежитии.
- У простого сельского жителя таких денег нет. У его семьи весь бюджет меньше. Тысяч пятнадцать максимум. У большинства нет даже денег съездить в Москву на Кремль посмотреть. Те, кто приезжает сюда, - это мажоры, исключительно мажоры. Дети тех, кто по двадцать - тридцать тысяч рублей в месяц может выдавать ребенку.
- Но русские мажоры все равно не такие, как с Кавказа. Машины в хохлому не красят, олимпийки с надписью «Русь» не носят, божьей карой не пугают...
- Согласен.
У наших кавказских мажоров еще добавляется национальный колорит. Они себя выставляют как религиозных и национально-ориентированных людей. И это лицемерие. Он кричит: «Мы мусульмане, мы круче всех!» - а сам ходит в ночные клубы, пьет вино, нюхает кокаин и пристает к девушкам. Им нужно просто стыдиться произносить слова, связанные с Аллахом и религией. И, перед тем как прикоснуться к Священному Корану, им нужно месяц мыться и поститься. В чем тогда их религия? Религиозный человек, будь он мусульманин, будь он христианин, индус или буддист, он всегда ведь скромный - правильно? И он не алчет чувственных удовольствий. Он не будет рассекать на дорогих машинах, потреблять алкоголь и задирать прохожих. Если молодежь так поступает, то их религиозность не больше чем лицемерие.
- Еще есть проблема с построениями национальных образований в России, - Герман Садулаев возвращается к мирскому. - Есть Чеченская Республика, есть Ингушская Республика, есть Карельская Республика, а вот Русской - нет. Русские националисты предлагают отделить территории, где проживают русские, и создать компактную республику. Ну а потом мы все можем объединиться, чтобы люди всегда понимали - у кого они в гостях. Русский поехал в Грозный - он в гостях у чеченца. Его все встречают, наливают. А приехал чеченец в Карелию или в Русскую республику, и его все там любят и уважают. У него есть все права гражданина России, но в каких-то моментах он понимает, что это земля русских. Или это земля карелов. Мы же, когда приезжаем в Чечню, понимаем, что это чеченская земля. И когда среди ночи муэдзин начинает кричать с минарета, призывает правоверных на молитву, в суд не идем жаловаться: «Чего-то это он нам спать мешает?»
- С Русской республикой не все так просто...
- Согласен. Русские - такой народ, который нельзя загнать в национальную республику. Русский народ - большой, великий, исторический. Но я, наверное, предложил бы всем нашим соотечественникам просто держать это в уме. Когда мы покидаем территорию Чечни, мы попадаем на территорию условно Русской республики. Если я хочу сыграть шумную свадьбу со стрельбой, это прекрасно, это красивый горский обычай с похищением невесты. Но не городской.
- К слову, в чем смысл этого обряда?
- Невесту якобы похитили, и за ней якобы погоня. Это инсценировка. Одни похитили, другие хотят догнать. На самом же деле просто все празднуют, все счастливы. Красивый обычай, но справлять его лучше дома. Если ты чеченец, дагестанец или ингуш, значит, у тебя есть свое родовое село. Значит, ты не оторвался. Значит, можешь невесту привезти домой, организовать там горскую свадьбу. Все вокруг будут рады-счастливы, все будут понимать: «Магомед женится на Хадижат». Будут слышать стрельбу и говорить: «Счастья молодым!» А в Москве никто не знает ни Магомеда, ни Хадижат. Они когда слышат стрельбу, они пугаются.
- Что должно произойти, чтобы люди из Чечни не уезжали? Еще денег?
- Нужен коренной переворот в сознании. Деньги вообще ничего не решают. Деньги рассасываются, а проблемы остаются. Когда я последний раз был в своем селе родном, то удивился, что огороды поросли бурьяном. Никогда такого не было. Всегда землю возделывали: сажали помидоры, кукурузу. Держали скот. А сейчас - огород в сорняках, а двор - плиткой выложен, чтобы трава не росла. Вот кто это сверху приказал?! Нет, сверху никто не приказывал. Изменилось отношение народа к жизни на своей земле...
- Из-за войны?
- Не только. Раньше были все трудолюбивы. Понимали, что залог в упорном труде. Сейчас люди видят, что на соседней улице живет какой-нибудь чиновник из мэрии местной, у него «Порш Кайен» и дом новый чуть ли не из золота. А люди знают, что он не работает, а сидит на высоком посту и ворует. И человек понимает, что, как бы он ни трудился на своем кусочке земли, ни выращивал помидоры, он даже колесо от этого «Кайена» не купит. Это очень сильно демотивирует. Никогда еще горское общество не знало такого расслоения.
Комментарии
Если бы только горское это было бы ерунда!
А вот то, что в России, вот это проблема.
Раньше способный парень с Кавказа ехал в Россию и мог учится, а дубарик пас овец, а сейчас это НЕВОЗМОЖНО.
Уничтожили социальный лифт.
Профессура вся продажная , а это россияне.
У каждого есть свои традиции. И вот каждый народ начнет свои традиции
выпячивать, кичиться ими...насаждать. И что получится?
Есть закон, регламентирующий ОБЩИЕ правила поведения в стране. И в горах,
к слову сказать...тоже он должен действовать.
А кто на законы плюёт, с того НЕОБХОДИМО строго спрашивать.