Homo уже не тот sapiens

На модерации Отложенный

   Человеческий мозг

Правда ли, что человеческий род обречен на деградацию? Правда ли, что через несколько сотен лет наш разум угаснет, и наши потомки будут не в состоянии воспользоваться теми техническими средствами, которые изобрели их предки? Короче говоря, правда ли, что гомо останется без своего сапиенс?  

 Такую неоднозначную гипотезу выдвинул один ведущий генетик, который считает, что колоссальные способности человеческого мозга, позволяющие разгадывать все новые и новые секреты окружающего мира, подвергаются воздействию целого ряда генетических мутаций, которые накопились с тех времен, когда несколько тысячелетий назад люди начали селиться в больших городах.

 Профессор Джералд Крэбтри (Gerald Crabtree), возглавляющий лабораторию в Стэнфордском университете штата Калифорния, выдвинул идею, опровергающую устоявшиеся представления. Согласно этой гипотезе, человек не становится умнее, а наоборот, его интеллект уже достиг пика своего развития несколько тысяч лет назад, и с тех пор наши умственные и эмоциональные способности медленно деградируют.  

 По словам профессора Крэбтри, несмотря на то, что нас окружают технические и медицинские достижения, ставшие возможными в результате технической революции, они просто позволяют маскировать глубоко спрятанные признаки угасания возможностей головного мозга, причем, это угасание будет продолжаться в будущем и приведет к умственной деградации человеческого вида.  

 Его утверждения основаны на том, что на протяжении почти всей истории эволюции человека люди жили в сообществах, занимавшихся охотой и собирательством, они выживали за счет работы мозга, разума и превратились в человека разумного, обладающего массивным головным мозгом. Однако со времени возникновения земледелия и животноводства, а также появления крупных городов естественный отбор перестал способствовать развитию умственных способностей, а в жизненно важных генах, отвечающих за «интеллект», накопились и продолжают накапливаются мутации.   

 В своей провокационной статье, опубликованной в журнале «Направления в развитии генетики» («Trends in Genetics») профессор Крэбтри пишет: «Держу пари, что если бы обычный житель Афин, живший в 1000 году до нашей эры, внезапно оказался среди нас,  он или она были бы самыми умными и интеллектуально состоятельными из наших коллег и друзей – они обладали бы хорошей памятью, массой свежих идей и ясным представлением о сути важных вещей». 

 Далее он утверждает: «Более того, могу предположить, что он или она оказались бы самыми эмоционально устойчивыми из наших коллег и друзей. То же самое я мог бы сказать и о людях, 2-6 тысяч лет тому назад населявших Африку, Азию, Индию, Северную и Южную Америки.   

 Моя убежденность основана на новых открытиях в области генетики, антропологии и неврологии, которые, вне всякого сомнения, позволяют предположить, что с генетической точки зрения наши интеллектуальные и эмоциональные способности поразительно уязвимы и недолговечны».

   

 Сравнительный анализ геномов родителей и детей показал, что у каждого следующего поколения возникает в среднем от 25 до 65 новых мутаций ДНК. По мнению профессора Крэбтри, такой анализ позволяет предположить, что за прошедшие приблизительно 3 тысяч лет у 120 предыдущих поколений произошло около 5 тысяч новых мутаций.  

 Некоторые из этих мутаций, согласно гипотезе профессора, произойдут в 2-5 тысячах генов, которые связаны с умственными способностями человека. Это может произойти, например, путем образования и картирования миллиардов нервных клеток головного мозга или создания десятков химических нейромедиаторов, передающих импульсы между этими нервными клетками.  

 Как говорит профессор Крэбтри, по всей вероятности, жизнь охотника или собирателя требовала от него гораздо больше, чем принято считать в наше время. «Охотник или собиратель, который не умел принять правильное решение и придумать способ добыть еды или построить жилище, наверное, умирал вместе со своим потомством. А вот если аналогичную концептуальную ошибку совершит современный служащий с Уолл-стрит, он получит солидное вознаграждение и станет более привлекательным потенциальным партнером с точки зрения рождения потомства». 

 И, тем не менее, другие ученые оценивают эту гипотезу скептически. Генетик Стив Джонс (Steve Jones), профессор  Университетского колледжа Лондона, говорит: «На первый взгляд, это выглядит как классический случай на факультете гуманитарных наук: не обращайте внимания на гипотезу, дайте мне факты, и от них ничего не останется. 

 Я с таким же успехом могу утверждать, что в результате мутаций снизилась агрессивность человека, уменьшилась депрессия или длина члена. Но вряд ли какой журнал это опубликует. Почему же публикуют это?».  

В заключение Джонс говорит: «Я сторонник теории Грэдграйнда – факты, факты и только факты. Однако нам нужны и идеи, и в этой работе изложены именно идеи. Только вот я ума не приложу, как эту идею можно проверить».

 ВЫРОЖДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА

 Охотник и собиратель

На протяжении длительного доисторического периода человеческий мозг с его колоссальными способностями познавать новое развивался по мере того, как человек противостоял природным условиям.  

 Афинянин

Возникновение земледелия и скотоводства менее 10 тысяч лет назад и последующее появление таких крупных городов, как Афины, ослабило жесткий естественный отбор в наших генах, «отвечающих за интеллектуальные способности».

 Человек-лежебока диванный

Поскольку с каждым новым поколением людей увеличивается число мутаций, мы обречены на то, чтобы смотреть повторы мыльных опер, не умея при этом пользоваться пультом.

 Человек ай-пэдный 

Плоды научно-технического прогресса позволили человеку преодолеть сдерживающие его природные факторы и смягчить, точнее, замаскировать происходящие генетические мутации.