40 миллиардов на деревню дедушке
На модерации
Отложенный
Россельхозбанку срочно требуются деньги
Уже 12 лет главным финансовым институтом государства по поддержке села и развитию сельского хозяйства является Российский сельскохозяйственный банк (РСХБ). Через эту кредитную организацию прошла большая часть направляемых на эти цели средств из госбюджета. Банк числится четвертым в стране по размеру активов – 1,3 трлн рублей в первом полугодии этого года.
И, тем не менее, в правительстве считают, указывает газета «Ведомости», что Россельхозбанк срочно нуждается в помощи. Пока предлагается выделить ему дополнительно 40 миллиардов рублей. Но, кроме этого, банк хочет избавиться от токсичных долгов на еще большую сумму, – по некоторым сведениям, они превысили к июлю этого года 150 млрд рублей. Желающих приобрести эти долги пока не наблюдается, и вряд ли они по своей воле найдутся. Впрочем, возможно, правительство решит помочь кредитной организации и в этой беде: все-таки все 100% акций Россельхозбанка числятся за Росимуществом. Собственной прибыли банка на решение своих проблем кредитной организации, вероятно, не хватит, - за первое полугодие она составила всего лишь 162 млн рублей. При этом финансисты обычно воспринимают как очень тревожный факт любые разговоры о необходимости проводить выкуп долгов у кредитной организации. Как правило, это свидетельствует о ее неспособности «выплыть» самостоятельно. Трудно судить, настолько ли плоха на самом деле ситуация. Тем не менее, еще в июле этого года агентство Fitch снизило рейтинг собственной кредитоспособности банка до уровня «В».
Конечно, нельзя сказать, что эти проблемы всплыли совершенно неожиданно. Так, еще в июле этого года, по оценке Moody’s, примерно пятую часть кредитного портфеля Россельхозбанка можно было назвать проблемной – а это ни много ни мало примерно 150 млрд рублей. Собственного капитала банка – 157 млрд рублей – как раз хватит на то, чтобы расшить эту долговую проблему, но резервов как таковых, выходит, особо-то и нет. При этом нет полной уверенности и в достоверности и этих скудных сведений. Прибавим к этому тот факт, что публичный долг банка составляет почти полтриллиона рублей, из которых более 10 млрд долларов США относится к евробондам, что означает высокие валютные риски. Приведенные цифры банк выдал еще в июле. С тех пор по поручению правительства он активно занимался «расшитием» проблем огромного числа сельхозпроизводителей по всей стране, пострадавших от засухи и от резко изменившейся конъюнктуры цен. Так что расходы были немаленькими, и они не закончились.
Однако долгосрочный рейтинг Россельхозбанка равен суверенному рейтингу России, поскольку инвесторы оценивают общую платежеспособность этой кредитной организации на уровне платежеспособности нашей страны в целом. Мол, государство никогда без помощи банк не оставит.
Тем не менее, все происходящее сегодня с банком – это серьезный повод задуматься, на что уходят деньги налогоплательщиков.
В начале 2000-х годов правительство обозначило сельское хозяйство в числе четырех приоритетных национальных проектов. Как раз через Россельхозбанк должны были получать кредиты на развитие своего дела фермеры: на покупку семян, лизинг сельхозтехники и другие траты в ожидании нового урожая. За это время появилось множество слухов. Мол, деньги можно получить только «своим», то есть по блату, документов собрать нужно множество.
И нельзя сказать, что слухи эти ни на чем не основаны. Совсем недавно, 9 ноября полиция заявила о фактах незаконной выдачи кредитов совокупно на сумму 370 миллионов рублей в одном только смоленском филиале ОАО «Россельхозбанк». По данным пресс-центра МВД, экс-директор и начальник отдела этого филиала в 2011 году выдали кредиты подконтрольным фирмам -«однодневкам» без обязательной проверки залогового имущества заемщиков.
В общем, эффективность работы банка неочевидна, а деньги налогоплательщиков в него закачивают уже 12 лет, и суммы эти огромные.
- Учитывая объемы той помощи, которая выделяется из госбюджета на поддержку села ежегодно, «Россельхозбанк» - это такая структура, в которой деньги текут как песок. Она, конечно, малоэффективна. Любая организация, использующая подобные схемы работы, не сможет быть эффективной, - говорит заместитель министра хлебопродуктов СССР в 1986-89 гг., а ныне главный специалист Государственного НИИ хлебопекарной промышленности Николай Чубенко.- Вспомните, в наблюдательном совете этого банка ранее была министр сельского хозяйства Скрынник, так что одна и та же компания рулила банком и определяла в нем денежные потоки все последние годы. Можно, конечно, вспомнить, что еще с советских времен существует традиция регулярного списания долгов сельхозпроизводителей государством. Мол, что вы хотите? Село всегда брало и не отдавало деньги. Но ведь дело не только в этом!
К чему сейчас идет дело, было понятно по стенограмме заседания по проблемам сельского хозяйства у президента России Владимира Путина,, которую 16 октября этого года напечатала газета «Сельская жизнь». Там сказано, что Путин указал дать этой кредитной организации денег еще.
Директор Института национальной стратегии Станислав Белковский во многом солидарен с этой позицией:
- Россельхозбанк – это бездонная бочка, куда государство бесконечно вкидывает новые средства. Конечно, можно сказать, что деньги не возвращают, потому что такова экономическая ситуация. В этом году произошел очередной очень высокий рост тарифов, особенно на энергоносители. Кроме того, наша страна вступила в ВТО, что привело к заметному снижению цен на отдельные продукты, а потому многие сельхозпроизводители и проекты сразу стали нерентабельными.
Но ведь дело не только в этом. Два года назад Юрия Трушина на посту главы банка сменил старший сын Патрушева Дмитрий, а его нельзя назвать большим профессионалом в банковском деле. Так что убытки закономерны. Расчет на то, что их покроет государство, из казны которого можно черпать бесконечно.
«СП»: - Но разве это здоровая ситуация?
- Увы, такая ситуация типична для любого госбанка. Будь то ВТБ или ВЭБ. Просто информация об этом утаивается, иначе на финансовом рынке начнется паника. Проще, пока это возможно, затыкать дыры казенными деньгами. Но и бесконечно такая ситуация, безусловно, не может продолжаться. Когда-то она должна прорваться.
«СП»: - Получается, что огромные деньги выбрасываются впустую на глазах президента страны и премьер-министра?
- Я думаю, они не осознают даже, что происходит, и толком этого не знают. Они просто затыкают текущие дыры, чтобы ниоткуда не выпирали большие проблемы. А что касается сельского хозяйства, то о его перспективах они тоже не думают – просто не до этого.
И, тем не менее, остается непонятным, куда уходят деньги из бюджета, на что они тратятся?
- Все эти вопросы, как вы понимаете, так и останутся без ответа, - говорит директор Института проблем глобализации и социальных движений Борис Кагарлицкий - Мы же не дети, если на руководство банком посажен младший Патрушев, то вы должны понимать, как и на каком уровне решаются вопросы функционирования этой организации. Никто не допустит вас к этой информации – к счастью для вас.
Из досье «СП»
Николай Платонович Патрушев – директор ФСБ (1999—2008). Сменил на этой должности В. В. Путина и находился в должности на протяжении его двух президентских сроков. Ушел в отставку после инаугурации президента России Д. А. Медведева. С 12.05.2008 г. – секретарь Совета Безопасности Российской Федерации.
Старший сын Дмитрий работал вице-президентом банка ВТБ. В мае 2012 года в возрасте 32-ух лет был назначен на пост председателя правления четвертого по величине банка России - Россельхозбанка.
Комментарии