ВЛАСТЬ (2)
Конечно, надо различать власть, как феномен, принцип, метафизику, природу, суть, и власть, как институты, как реальные отношения. На втором, на практическом уровне находятся такие проявления, как государство и управление. Все вместе они – система. Любая система имеет цель, имеет ценности, имеет своё идеальное. Идеальное проявляется в проекте и управлении. (Как и наоборот, последние предполагают идеальное.)
Говорят, что власть – это реализация способности управлять, это реализация управления. Мы предлагаем посмотреть сверху, поднять акцент. Управление – это формы проявления власти, средства власти. Конечно, для управления нужны способности. Но сначала нужны – возможности. Нужно право. Не стоит возвышать технологичность за счёт метафизики, возвышать управление за счёт власти. Всему своё место.
«Управление» – это просто технология, просто трансляция. Значение имеет субъект управления, то есть властитель!! Он несёт мировоззрение, ему, его трансляции, плодам и всё внимание.» (Д.А.)
Власть и управление можно определить по их основаниям. «Власть, как феномен, имеет в своей основе, в своём обязательном качестве: право/созидание, согласие, ответственность и промысел. Нет выше перечисленного – нет власти.» (Д.А.) Именно потому, что присутствует идеальное, присутствует промысел, власть кроме того, что имеет явное влияние, имеет и влияние неявное. И на этом поле пересекается с социо-культурными феноменами, с институтами общества. Управление, как технология, основано на явном влиянии, происходит во влиянии. Направляющее или целенаправленное воздействие – это суть, содержание управления. Управление – это целенаправленное влияние. И конечно, управление действует в рамках общепринятого мировоззрения. Здесь ещё раз надо сказать определённо, что целью социума должно быть развитие человека в сторону Духа; а структура социума и конструкция власти – важнейшее средство, и следуют мировоззрению.
Влияние есть везде и всегда. И в природе, и в социальной жизни. В разной степени, в зависимости от чувствительности. Есть во всех отношениях – хотя бы потому, что мир един... Влияние может иметь разную природу, создавая или выражая разное качество управления. Влияние – разное по месту, по воздействию; и может быть сгруппировано в разделы влияния, которые будут соответствовать уровням управления, которые были описаны выше...
Влияние может быть явное и неявное. Явное – это принуждение, убеждение, мотивация, стимуляция. Неявное – ценности, идеи, мировоззрение, факты – восходит к функциям власти, но властью не является! Неявное влияние – это пред-власть. В среде субъектов оно формирует дискурс социальности, идентичность социальности и создаёт условия трансформации социальности… Носителями ценностно-смысловых парадигм, носителями неявного влияния являются социально-культурные феномены, работающие с идеальным, с сознанием: религия, философия, искусство, СМИ. Они – прерогатива общества и общее поле диалога с властью. Потому здесь и путаница, нарушение меры. Феномены неявного влияния не должны переходить грань явной власти, становиться властью. У них нет тех самых основ власти; и потому они рискуют стать разрушающими, разделяющими, безответственными, слепыми.
Называние носителей неявного влияния носителями власти – это грубая лесть и провокация. Ни СМИ, ни суд – никакие не власть! У них своё назначение – объективная информация и отправление правосудия. В этом – их влияние, но не власть.
Власть, влияние и управление создают вместе некое силовое пространство, при этом субъекты влияния обязаны чётко знать своё поле дееспособности и ответственности – в целях не превращения этого пространства в деструктивную неопределённость. Всё вместе это связано понятием политики. А конструктивность, адекватность политики и политиков является следствием оформленности и охранения цивилизационных ценностей/смыслов, которые и формируют политическую культуру.
Какие есть уровни в управлении? И где, в каких уровнях больше рационального или иррационального? Управление предполагает Понимание, Знание, Мировоззрение, с одной стороны, сверху. И предполагает Проект, с другой стороны, ниже. Уровень Проекта – это уровень Субъекта. Субъект, выражающийся в Проекте, не может быть (иметь Проект) без того, что выше Проекта. Перед формулированием Проекта ему предшествуют по уровням вверх:
сначала – Природные Законы, Критерии, Цели,
выше – Принципы, Идеалы, Ценности,
и наверху –Мировоззрение, Метафизика (предельные основания).
Власть и должна работать с самого верхнего уровня, формулировать концепты, адекватные обществу, и охранять ценности/смыслы общества…
Ниже, после Проекта следуют:
сначала – Механизмы и Пропорции,
затем – Правила, Нормы, Этика, писаные Законы,
и наконец, замыкает и оформляет факт управления и субъектности – Деятельность.
Понятно, что ниже уровня Проекта больше рационального, как передачи и обеспечения задач; а выше – иррационального, как источника. Если потенциальные реализаторы Проекта соединяются на верхнем уровне понимания и полном знании вниз, то они все являются Субъектами; и тем устойчивее весь Проект… Здесь и возникает, как условие, общее мировоззрение и совесть.
Управление субъектов или субъектами связано с политикой, является политикой. «Поли-тика», дословно с греческого означает «множество-интересов». То есть это целевая деятельность в среде множества мнений/интересов, множества воль. Это деятельность по объединению воль в общем направлении, к общей цели. «Платон, ученик Сократа, считал, что высшая цель государства – достижение целостности общества через обеспечение согласия всех общественных сословий. Платон также дал, наверное, самое простое и при этом ёмкое определение политики – это "искусство жить вместе".» (В.Б.)
Политика – это объединение субъектных воль/интересов, единение общественных энергий в достижении смысловых целей. А значит – уже как этапы технологии – это осознание целей и выработка общих позиций по вопросам, затрагивающим сообщество. Политика – это деятельность, а не болтовня; причём деятельность на благо сообщества. Без этого мы получаем политиканство. Потому политика – это практика, это правда жизни, а политиканство всегда связано с ложью. Без такого различения, без требования такого понимания/называния, управление общества быстро претерпевает деградацию.
Основа развития политики – в развитии содержания свободы человека, при всех, опять же, движениях вспять и попытках манипуляции этим процессом. Потому что настоящая политика, «политика по сути» находится в сфере не просто интересов, но развития Человека. В связи с этим возникает вопрос об открытости политики, о становлении открытой политики… Это становление есть движение от инстинктивного управления (по инстинкту власти) и ручного управления к высшему управлению в связи верха и низа властной пирамиды, то есть к ценностно-ориентированному управлению, управлению выработки и постановки общих задач с последующей субъектной их реализацией.
Политика, то есть целенаправленное и объективное объединение энергий людей, и то есть соответствие отдельных стремлений объединяющей правде, имеет для нашего будущего значение, возможно, большее, чем экономические объективации и внешне-культурные разграничения. Потому и важна сейчас в реальных построениях опора на народную ценностно-смысловую матрицу.
Обязанность государства – формирование общественно-полезных целей. Но и обязанность общества – воспитание граждан своего государства.
* * *
Власть – воплощается в государстве в целом. Государство исходит из общества, отделяясь от него. Тем самым несёт родимое пятно выделенности, своей роли, своего интереса. Возникшее в ответ на вызовы, которые своим постоянством потребовали аппарата и его содержания, оно и умалиться может не просто по желанию. Есть некий континуум в пропорциях общество-государство. Конечно, доля государства будет уменьшаться, и к этому должны быть и появляются основания культурные и технологические. Но происходить это должно, конечно, вслед готовности общества.
В этом обязанность отца-властителя...
Тема власти – это тема элиты, тех, кто охраняет и развивает. Тех, кто служит; мы же помним, что власть – это заслуженное право (то есть сначала принятые и реализованные обязанности)… Тема важная, острая, ключевая – для жизнеспособности и власти, и общества. Что не смогла пока сделать наша Русская цивилизация – и в этом концентрат наших немощей и неразрешённостей – так это сформировать адекватный механизм элиты. То есть – как, по каким принципам, критериям, процессам элита рекрутируется, преемствует и изменяется, действует и самоочищается?.. Как она пронизывает институты общества и власти? Как она связывает и воздействует? Как ответствует и имеет возможности?..
Можно лишь назвать отдельные сентенции, которые мозаично складывают образ института элиты, института верховного самоуправления общества.
= Обществу жизненно необходима настоящая элита, проходящая и связывающая всю вертикаль общества
= Элита без корней и без конкретной деятельности – не элита
= Элита, не рискующая, не находящаяся в жизни, не жизнеутверждающая – не элита
= Наша элита не должна быть закрытой, но и не должна подставляться...
= Элита – это не умники, не интеллектуалы, не проявляющие мысль ради мышления; но нравственные и ответствующие в поступках и несущие целостное знание…
Механизм элиты – он всегда интегрирующий, встроенный во всю ткань общественной жизни, оформляющий. (Также, как и «проект денег» для экономики.) Вот когда будет он адекватным нашим ценностям, тогда и государственность состоится.
Комментарии
(1) По требованиям к элите...
Как это совместить? В каких процедурах и пропорциях? Вся сложность конкретной реализации – в противоречии требований, в противоречии природы человека. Ведь чётче всего понятие элиты совмещается в монахе, в духовнике, в заступнике и первопроходце… Можно одно сказать, что элита должна быть по трудам. А оценка деятельность должна быть не случайной и очень глубокой. Всё должно быть на виду. Но и с какого-то времени уходить из публичности. Во всяком случае, люди телевидения не могут быть элитой. И видимо, элита – это не один уровень…
В теме же распределения власти между государством и обществом, в действительном обеспечении движения в сторону общества решающе значение имеют профессиональные сообщества. Значение имеет организация принятия решений в профессионально-сословных вертикалях. И первым среди таких управленческих структур должно оформиться учительское сообщество; чтобы остановить развал образования руками управленцев. А государство должно дать такие полномочия. Но и понятно, что полностью система движения властных потоков снизу по вертикалям профессиональных сословий может оформиться без искажений лишь в обществе не «мировоззрения прибыли»…