Будет ли у России новая идеология? (об Изборском клубе без оптимизма)

На модерации Отложенный

 «Периоды величия страны выражаются в устремлении людей, ее населяющих, к духовному идеалу и Истине, к некой великой идее. В эти моменты духовного подъема страны проявляется душа ее народа. Период упадка выражается в измене этому идеалу и его утрате в обмен на обреченное и упадническое прельщение страстью мира к земным богатствам, земле и власти, помрачению высших устремлений народа и его духовной сути» Э. Филипс

**************************

Необходимость в российской, российской и никакой иной, идеологии стала перед страною столь остро, что даже власть российская просто потребовала её создания. Пока наиболее адекватным ответом на это требование стал Изборский клуб, создавшийся почти мгновенно из имперски настроенных думающих людей России. Судить о деятельности клуба ещё рано — доклад Изборского клуба «городу и миру» только готовится, потому — поживём увидим.

Однако, то что уже попало в прессу и сеть у меня лично не вызывает даже сдержанного оптимизма. Прежде всего потому, что после блистательного анализа нынешнего положения дел в России, к конструктиву перейти либо вообще не получается, либо переход это выглядит... жалко в общем он выглядит, на мой конечно же субъективный взгляд.

Основной посыл — перед лицом крайней опасности примириться «красным» и белым» имперцам, и, забыв о мировоззренческих разногласиях, выработать стратегию рывка ( так и просится: « Большого скачка») или, в интерпретации Леонтьева, стратегию выживания. И вот для обеспечения этого необходимо выработать некую идеологию.

Объединение ради спасения страны всех о её великой судьбе радеющих — дело несомненно нужное, более того настоятельно необходимое. Только аварийно-спасательные и даже аварийно-восстановительные работы, выживание то бишь, не могут быть стратегией по определению, пусть и имеют они в виду Россию как таковую. Причём в независимости от вообще какой-либо идеологии.

Как представляется моему субъективному взгляду, уважаемые изборцы, поставили проблему с ног на голову: стали разрабатывать идеологию под стратегию выживания, мобилизации — назови как угодно, меж тем сначала идеология, которая определяет цели, а потом уже стратегия — способы достижения этих целей. То что инверсия «с ног на голову» мало что даст, при всех благих и искренних пожеланиях изборцев, видно уже сейчас - «продукт-доклад» обещанный к середине октября так и появился. Можно всё это объяснить сложностью проблем, а так же разностью взглядов патриотов-державников...Конечно можно!

Только будет это самообманом и ни чем иным! Потому, что прежде идеологии, исходя из коей и определяется стратегия движения страны в истории, должна быть идея, сиречь мировоззрение, общедоступной версией которого и является идеология — она делает понятным цели и задачи страны вообще и каждого в частности, как говорится, всем и каждому.

И вот тут у изборцев, да и у всех думающих людей России, собственно и начинаются настоящие проблемы, решение коих непосредственно и радикальным образом связано и с выживанием, и с дальнейшим существованием России выжившей, буде такое произойдёт — надо сказать честно, кроме веры, оснований быть в этом уверенным нет никаких! Проблемы эти, вернее она одна-единственная, но определяющая — отсутствие у изборцев единомыслия, то есть одного-единственного мировоззрения, исходя их коего они, в спорах о путях и частностях, но будучи согласны в едином, и смогут выработать некую российскую идеологию.

На самом деле собрались люди разных темпераментов и взглядов: от консерваторов до коммунистов, от радикальных  оппозиционеров до явных лоялистов. Приверженных  разным парадигмам, разным методологиям и разным постулатам, убежденные православные и убежденные атеисты. Объединенные признанием того, что предыдущие форматы развития России — исчерпаны. Что стране нужна новая парадигма развития и что цели этого развития — важнее расхождений в верованиях и отношении к тем или иным рубежным событиям прошлого. (http://www.zavtra.ru/content/view/izborskie-tezisyi-2012-10-24-000000/ ) И дальше начинаются благопожелания о свободе, ответственности, разуме и прогрессе и прочая «бла-бла-бла чтобы» никого не обидеть.

При таком подходе, опять же на мой субъективный взгляд, Изборский клуб быстренько выродится в посиделки патриотов, сильно похожих на оные советской интеллигенции, показанные совсем недавно в экранизации романа Гроссмана «Жизнь и судьба». Потому что у православных и атеистов совершенно разные представления о свободе, а так же о разуме, ответственности и прогрессе. И компромисс возможен только ценой отказа от своего мировоззрения всех собравшихся. То есть новую парадигму развития будут вырабатывать разуверившиеся православные, уверовашие атеисты, «покрасневшие» консерваторы, «побелевшие» коммунисты, оппозиционные лоялисты, и лояльные опппозиционеры, будут там ещё и республиканские монархисты и монархические республиканцы, демократические тоталитаристы и тоталитаристкие демократы … Все эти «мыслители» сами себя отрицающие будут вырабатывать некую новую для России идеологию. Это возможно? Нет! И трижды нет!

Пусть они все беззаветно и безоговорочно любят Россию, но они любят разную Россию, сколь бы долго и велеречиво не рассуждали они о культурных кодах и традиционных ценностях, универсальных для всей «окрошки» мировоззрений в Изборском клубе представленных — таковых кодов и традиционных ценностей нет!

Собственно говорить говорить о заявленном мировоззрении можно говорить только в отношении Дугина да Кургиняна с Прохановым. Надо заметить, что все они в своих аргументациях часто апеллируют именно к культурным кодам и традиционным ценностям.

Однако, и это пожалуй самое интересное, Дугин строит своё евразийство на идеях Платона и Хайдеггера прежде всего, а Проханов с Кургиняном на марксизме-интернационализме, пусть и в их достаточно вольной интерпретации, из коей следует, что Христос-то и был первым коммунистом, потому собственно и был первым «красным», а Православие — ранняя версия русского коммунизма (весьма упрощенно конечно, но думаю по сути верно). При всё своём державном посыле, местами даже верным мыслям о Православии, все собравшиеся в Изборском клубе, всё-таки гуманисты-западники. И мыслят они, исходя их гуманистической, атеистической парадигмы, и никак иначе, даже Дугин, где-то сказавший, что философия — знание человеческое, - шире религии, чем полностью перечеркнул, заявляемую им приверженность православию, впрочем он чаще употребляет термин «христианство».

Ущербность гуманизма-атеизма, на мой субъективный взгляд, в том самом пресловутом «научном подходе», коим весьма кичатся адепты этого направления человеческой мысли. Отринув Бога как ненужную для их системы мира гипотезу(Лаплас), поставив вместо Творческой Личности безликую и случайную ,безмозглую, то бишь безсмысленную причину в основание мира, гуманисты-атеисты лишили мир, и прежде всего человечество вообще, и каждого человека в частности, цели, а стало быть и смысла существования, а стало быть Истины как таковой( исто (сербск.) — всегда то же!). Лишили человека вечности, предложив взамен дурную бесконечность тех или иных «естественно-исторических» циклов подвластных неким «объективным» законам. Кончилось это, при всех достижениях науки и технологии, постмодернизмом отрицающим вообще любой смысл чего бы то ни было. За примерами даже ходить «за бугор» не надо — из свежего: «манифест» московского стрелка о безсмыслице жизни, - убивающая душу зараза постмодернизма безчинствует в российских мегаполисах.

Все реальные достижения гуманизма-атеизма — выращивание себе трёх голов: либерализма, фашизма и коммунизма, которые в итоге уничтожили друг друга — о чем уже давно говорит тот же А. Дугин. А иначе и быть не могло, ибо гуманизм-атеизм имеет основой своей отрицание — отрицание Бога. Будучи последовательным, а гуманизм был таковым, любое отрицание с неизбежностью заканчивает самоотрицанием, что мы наблюдаем сегодня и будем наблюдать в скором времени. И на таком, полностью «облажавшемся» в истории, основании уважаемые изборцы собираются строить величественное здание российской идеологии. Как бы не прикрашивали они этот уже явный гроб традиционными ценностями и культурными кодами, православием, обещанием умерить не рассуждающий атеизм( Кургинян), ничего кроме гроба повапленного, то есть изукрашенного, у них не выйдет. Их пламенная любовь к России, коя сомнению не подвергается, пропадёт туне.

Признавая за Православием решающую роль в образовании Государства Российского, традиционных ценностей и культурных кодов, далее они совершают трагическую, роковую для них ошибку — пытаются строить новую российскую парадигму, в коей Православию, если и есть место, то как одному из средств, методов, способов, назовите как угодно, реализации этой новой парадигмы. Между тем Православие само и есть парадигма, русская прежде всего. Традиционные ценности и пресловутые культурные коды суть реализация этой парадигмы, её «продукты», оказавшиеся ни чем и ни кем несокрушимыми. И успех «красного проекта» стал возможен прежде всего потому, что Сталин обратился к этому несокрушимому в ущерб, прямо скажем, каноническому коммунизму, именно благодаря отходу от коммунизма и была построена Красная империя, победившая самую кровожадную из голов гуманизма-атеизма — гитлеровский национал-социализм.

Не вдохнёт жизнь в изборский «продукт-доклад» и идея империи, будто бы объединившая в Изборском клубе столь людей разных взглядов. Ибо империя не есть нечто в себе самоценное — построим империю и будет нам счастье. Не есть она и способ существования народа русского и иже с ним, хотя тезис « Россия либо империя, либо никак» верен без сомнения. Она не есть также и средство для выживания России, хотя безусловно империя суть средство для достижения неких целей, но не выживания, ибо и самоё выживание суть тоже средство — России нужно выжить «для того, что бы...».

Многоточие в этом самом «для того, что бы ...» как раз и заполняет православная парадигма, скажу радикальнее — только она и может заполнить, то есть определить цель, смысл и задачу существования России и её народов. Не новая парадигма нужна России — ибо и она будет уклонением от мировой задачи страны, а … не возврат в к Православию, а принятие его как парадигмы российской, принятие прежде всего властью, теми, кто принимает решение. Задачи же России в этой парадигме уже давно сформулированы — сохранить и донести до конца времён веру Христову. Сделать это можно только посредством Российской империи, в коей государство суть ограда церковная и ничего более.

Я не могу сказать считает ли так нынешняя православная церковь, пока увлеченная византийской симфонией власти. Выступивший на втором заседании Изборского клуба о. Тихон (Шевкунов) сказал несколько слов о Третьем Риме и воле Божией о нём, но как-то уж чересчур скромно, возможно чтобы опять никого не обидеть. А жаль! Жаль, если русская церковь, ограничивается симфонией с властью, коя, помимо всего прочего, чревата толерастией, ради сей симфонии сохранения. Впрочем, может просто сейчас пока нет таких пламенных проповедников Русской идеи о Москве — Третьем Риме, каким был светлой памяти о. Иоанн (Снычев). Если так, то непременно появятся, ибо необходимость в них есть настоятельнейшая - если в основание российской идеологии не будет положено Православие, как мировоззрение эту идеологию определяющее все мобилизации, рывки, скачки и выживания кончатся пшиком, а потом и разрушением страны, как не выполнившей свою историческую миссию, стало быть переставшей иметь смысл своего существования!