Философия и софиология. Сходство и различие

На модерации Отложенный

Философия прошла длительный путь своего развития, и она имеет несомненные заслуги в деле познания окружающего нас мира. Платон был первым, кто придал философии гносеологическую направленность. Он определил её как учение об истине и познании сущего. Дальнейшие успехи философии позволяют сегодня определить её как Фундаментальную Гносеологию.

Однако Платону было близко и понятно существование античной софии – первомудрости, где слово философия означало любовь к мудрости. Более того, термин философия был введён в сферы культуры Пифагором в 6 веке до н.э. Греческий народ имел дело с мудрецами – мыслителями того времени – всесторонне развитыми людьми.

Пифагор заявил: давайте пока что будем называть себя любителями мудрости – то есть философами, имея в виду мудрость своей долговременной целью. Мыслитель понимал, что рано ещё говорить о некой целостной науке о мудрости, так как, по его мнению, мудрость – это знание порядка, основанного на числе. Пифагор понимал, что до этого ещё очень далеко. Интуиция гения подсказывала ему, что подлинная наука, целостное учение о мудрости должно быть основано на подведении числа под гуманитарное знание, его систематизации и верификации.

Античная софия уступила место философии, так как она была противоречива и не систематизирована. Систематизацией философии занялись Платон и Аристотель. Эти мыслители, в отличии от мудрецов, облекавших свои мысли в формы кратких лаконичных высказываний – афоризмов, стали писать трактаты по разным отдельным формам бытия человека и полиса.

Однако, то общее, то, что сближало софию и философию, было связано с постановкой проблемы субстанции. Первые мыслители считали, что субстанцией является та или иная природная стихия: вода, земля, воздух или огонь. Анаксагор прибавил к этому некие семена – гомеомерии. Аристотель был первым, кто ввёл два начала: материю и невещественную, идеальную форму.

Таким образом, философы разделились на монистов, признававших одну субстанцию, дуалистов, признававших две субстанции и плюралистов, признававших множество субстанций.

Тем не менее, следует отметить, что среди мудрецов были мыслители, которые считали субстанцию триединой сущностью Сущего. Это был китайский мудрец Лао – Цзы и ученик Пифагора Филолай. Лао-Цзы был первым кто заявил: «Три рождает всё, а два рождает вечные споры».

С позиции современной науки – софиологии Субстанцией можно было бы считать триединство вещества, энергии и информации, если бы под ним не высвечивалась ещё более глубокая и фундаментальная закономерность триединства ядра, некого содержания и формообразующей структуры – формы.

Всё это можно увидеть на представленной модели круговорота Сущего в его движении от Универсума к атому, далее – земли, клетки, человека, солнечной системы, галактики, метагалактики и снова Универсума.

Однако, осознать это стало возможным лишь в рамках софиологии, основывающейся, в отличии от философии, на системности, числе и модели. Модели софиологии показывают правоту Хайдеггера, заявившего, что в рамках философии невозможно построить целостную картину мира. Философия ушла от решения вопроса о субстанции, поскольку оно лежало за пределами её компетенции. Между тем, это решение лежит в основе возможности построения научной картины мира.

Философия – это фундаментальная гносеология, а софиология – фундаментальная онтология. И в рамках этой онтологии выстраивается целостная картина современного мира, что находит отражение в представленной модели, где наглядным образом демонстрируется принцип триединства, лежащий в основе Сущего.