Сказка о сказке

На модерации Отложенный

Эту статью я написал больше десятка лет назад для одного ну очень антисоветского журнала, мне сдается, что актуальная она и сейчас. Это - как бы ответ-дополнение к статье Краснова "Спасибо Ленину от эскимосского народа"

Антология советских идиотизмов

Сказка о сказке

Сознаюсь: грешен. Имею вот такую человеческую слабость, каковой, говорят, страдал великий Маркс: рыться в книгах. Причем наибольшее удовольствие получаю и чувство глубокого удовлетворения испытываю не от листания страниц на прилавке магазина. А от любовной переборки печатных изданий, обреченных на забвение. Недавно, волею судьбы, довелось мне найти большое количество списанных одной организацией книг, ждущих отправки либо в печку котельной, либо на свалку-помойку. Конечно, большинство этих шедевров советской полиграфии, ни разу никем не востребованных, только и годится, что на топливо для обогрева салехардских квартир или перегной для городской свалки: толстенные романы никому не ведомых Шурфуталли Кази или маститых советских классиков о злодеях-кулаках, честных пионерах и пламенных революционерах. А также – килограммы вечно живых ленинских опусов в виде брошюрок, книг и даже (о, ужас!) ...Полного Собраний Сочинений великого Гения. Но все-таки Иван Крылов был очень даже прав, утверждаю, что навозну кучу разгребая можно найти жемчужное зерно.

Да не одно, а целых два. Их-то я и хочу презентировать (или как там говорят о “презентации” нынче). Тогда  широкие народные массы не увидели этих шедевров, так пусть хоть сейчас народ узнает, чем были озабочены советские ученые и писатели. Лучше поздно, чем никогда.

Итак, познакомимся с народным эпосом и фольклором Сибири, тем более, что мы и сами в оной Сибири проживаем. Книга объемом в 345 страниц с простым и трогательным названием: “Сибирская лениниана”, Новосибирское книжное издательство, г. Новосибирск, 1990 г.

Обозревая это красиво оформленное, на мелованной бумаге, издание, невольно приходишь в восхищенное состояние: сколько труда, сколько народных денег, сколько подвижнических усилий затрачено составителями! Сколько городов, поселков, факторий и стойбищ было пройдено, чтобы собрать воедино подлинно народные песни, сказания, частушки, пословицы и поговорки коренных сибирских и северных народов о самом дорогом и святом, самом человечном человеке в истории нашей планеты!...

Раздел “Песни”. Вот тексты некоторых народных напевов:

Эвенкийская народная песня:

Светлую думу свою

думал мудрый Ленин,

На землю эвенков щедрой рукой

Счастье рассыпал Ленин.

Бурятская народная песня:

Рассеяло солнце туманы,

Земля от лучей горяча...

Сбежали пугливо туманы,

Услышав слова Ильича...

Ненецкая песня:

Ненцы сыты, ненцы одеты.

К этому шли по твоим заветам!

Частушки (Тюменская и Свердловская области):

Ленин – вождь народных масс,

Ленин – партии водитель,

Ленин – друг, отец, учитель

Всех и каждого из нас.

Выполним, товарищ Ленин,

Твои указания!

Мы зажиточными стали,

Пополняем знания!

Мы богатыми все стали,

Бедность не воротится.

Приказал товарищ Ленин

Обо всех заботиться.

Народные пословицы и поговорки:

-      Ленинский завет – на тысячу лет.

-      Вся советская страна делу Ленина верна. (Что-то чудится знакомое, а именно приснопамятное “Пионеры всей страны делу Ленина верны!” – А.Б.).

-      Кто Ленина любит, тот врага рубит.

-      Ленинское дело на весь мир прогремело.

-      Без ленинских заветов не было бы власти Советов.

-      Ленин указал путь, и с него нас не столкнуть!

-      По плану Ленина как по вехам идем от успеха к успеху.

-      И так далее, и тому подобное, и все такое прочее.

Эту книгу бы – да в школе по литературе “проходить”!. Вместо всяких  явных и скрытых белогвардейцев-злопыхателей, вроде Куприна, Бунина, Гумилева, Булгакова... А ее – на помойку... Эх!...

Если сибирская лениниана – плод творческих исканий сибирских фольклористов, то вторая моя находка представляется несколько солиднее. Потому как она – не что иное, как “Научный сборниккафедр общественных наук (ученые записки), г. Тюмень, 1970 год.

В нем собраны научные работы ученых мужей и дам, причем отдельные работы являются частью соответствующих кандидатских и докторских диссертаций. Вот некоторые из них:

-      Коротаев, “Ленинские принципы подбора и воспитания пропагандистских кадров” (22 страницы);

-      Киселев, “Ленин и освоение природных ресурсов Севера” (16 страниц). Вообще-то данную, извините за выражение, “работу” можно читать лишь с глубоким омерзением. Хотя бы потому, что знаменитая карательная экспедиция большевиков 1921 года от Омска до Нового Порта в ней изображена как... хлебная. Интересно, откуда бы взяться хлебу у обских ханты или новопортовских ненцев?!

-      Веселкина, “Претворение в жизнь ленинского учения о Советах у ранее отсталых народов Крайнего Севера”;

-      Шилов, “Ленинские принципы познания и развитие наследственности” (!!! – А.Б.);

-      Клейменов, “Ленинские идеи об умственном воспитании (? – А.Б.) в практике современной советской школы;

-      Михайлова, “Воспитание детей в семье Ульяновых”...

... И другие научные труды тюменских ученых, без сомнения, обогативших сокровищницу научной мысли нашей страны и всего прогрессивного человечества. И ведь что интересно: все эти мужи и дамы до сих пор с гордостью прибавляют к своим фамилиям “Доктор (кандидат) исторических (философских) наук”. И имеют известные льготы, положенные ученым. Воистину, науки дедушек и бабушек “остепененных” питают. Уверен: именно их-то – сытно. Если это у нас – интеллигенция, то лучше быть распоследним люмпеном...

Самая интересная и ценная для отечественной культуры работа в этой замечательной книге – конечно же, “Ленинская тема в творчестве поэтов Ямала” (автор – Л.В. Полонский, 12 страниц). Позволю себе процитировать особо интересные места из этого научного трактата.

Итак:

“… Советская литературно-художественная Лениниана необозрима”. (Полностью согласен с тов. Полонским). “... В тысячах стихов и песен, в сотнях романов, повестей и поэм, в десятках пьес и кинофильмов увековечена жизнь и деятельность человека, бесконечно близкого и дорогого трудящимся всего мира”. Мне кажется, что эти цифры тов. Полонским безответственно многократно преуменьшены.

В Салехардском окружном музее зрителей привлекает своеобразная картина: у чума, рядом с оленьей упряжкой стоит озаренный заревом костра одетый в малицу (!!!

– А.Б.) Ленин. Он беседует с ненцами, и сам похож на ненца. Эту картину – “Ленин на Ямале” , в основу которой положены народно-поэтические легенды и сказания трудящихся Севера (??? – А.Б.), нарисовал известный писатель, один из зачинателей ненецкой (автор был ханты по “пятому пункту” – А.Б.) литературы Иван Истомин...”

Вот, полюбуйтесь:

 

Кстати фотографию этого шедевра я показал в Москве одному потомственному русскому интеллигенту в пятом поколении, писателю, историку, философу. Он печально посмотрел на фото, повертел его в руках, помолчал и спросил: “Он много пил?” – “Кто, Ленин?” – “Да нет, конечно. Я имею в виду автора этого... (он не мог подобрать определения этому)? “Говорят, изрядно.” – “Тогда все ясно. Белая горячка. Делирий...”. Но вернемся к тексту статьи тов. Полонского.

Из народных сказаний вырос рассказ Истомина “Легенда”... “Когда Ленин приезжал на Ямал, – рассказывает пожилой ненец Ларко Сусой молодой журналистке Нине Морозовой, – я еще совсем маленьким был” ... “А разве Ленин был на Ямале? ... “А как же?”

Дальше идет рассказ Сусоя народного сказания о злобном людоеде Пюнегуссе, похитившем у ненцев солнце; людоед разбил солнце на куски и раздал жадным богачам-тэтта и обманщикам-шаманам – тадибе. Сотни лет над тундрой Ямала царили мрак и холод. Но вот из-за Камня-Урала показались белые упряжки: это Ленин и богатыри-большевики явились на Ямал, чтобы вернуть народу солнце. Ударом семисаженного меча разрубил Ленин людоеда, поднял ненцев против извечных врагов и отобрал (!!! – А.Б.) все, что должно принадлежать трудовому народу: солнце и реки, тайгу и тундру, рыбу и оленей...”

Любопытно бы спросить самих ненцев: имели ли они при ленинцах положенные им хотя бы оленей и рыбу? Ну а насчет солнца – тут все ясно: вариация старой песни о главном “Нам солнце не нужно, нам партия светит!”. То есть Ленин, даже без его ильичевой лампочки.

Хорошо теперь мы живем... спасибо за это Ленину. Спасибо коммунистам... Позжай хоть в Надым, хоть в Гыду – везде ненцы поют про Ленина, про коммунистов, про родную партию поют...”

Так-то вот. Сейчас, судя по всему, поют про богатыря Зюганова, готовящегося разрубить людоеда Чубайса и прочих олигархов с дерьмократами...

Вообще – вы можете себе представить ненца, едущего на нартах по тундре и распевающего песню про Ленина, коммунистов и родную партию?! Поэтому горячечную галлюциногенную основу творчества классика северной литературы, пожалуй, надо принимать всерьез. А у здорового человека от такого фольклора вполне может крыша пуститься в долгий путь. Странно, что тов. Полонский стыдливо молчит о том, что почти в каждом номере довоенного, военного и послевоенного “Красного Севера” на первой полосе обязательно присутствовал дежурный мадригал бойкого партийного пера Ивана Истомина другому вождю, другу и учителю ненецких трудящихся, где товарищ Сталин не просто зажигал солнце или отбирал его у кого-то, а сам был солнцем.

Приведу пример такого рифмотворчества, самого, пожалуй, аполитичного:

Иван Истомин

Счастливый день

 

Еще вдали багряною зарницей

Не виден солнца медленный, восход, –

Уже давно нарядной вереницей

На выборы сбирается народ.

 

И чудеса, свершающие в будни,

За Родину прошедшие бои,

Все, как один,

Все отдадут сегодня

За кандидатов голоса свои

 

Счастливый день!

И в день великий, этот,

Свободно, тайно голос свой отдав,

Продемонстрирует народ страны Советов

Действительность своих великих прав.

 

А завтра вновь на стройках люди встанут,

Готовые к атаке трудовой,

Чтоб множить мощь своей страны по плану,

Начерченному сталинской рукой

 Салехард.  1947 г.


 

Кстати в статье Полонского довольно много цитат, и почти в каждой звучит страстное истоминское : “Ой, ты Ленин – вождь, учитель!”, “Подскажи, о, Ленин мудрый”, “но ведь Ленин – вождь премудрый”. Это уже смахивает на буржуазно-богатейское шаманское камлание... Ну да ладно, читаем дальше:

Ивану Истомину, поэту старшего поколения, вторят его младшие собратья по перу. Подкупают своей задушевной лирической интонацией стихи о Ленине, написанные ненецким поэтом Леонидом Лапцуем. Он советуется с Ильичем – и кажется поэту, что

С ненецким парнем говорил сам Ленин

На самом справедливом языке.

Подобно Истомину, Л. Лапцуй выражает чувство сыновней признательности великому вождю народов. В счастливой жизни своих соотечественников, в том, что “ненецкий край, расправив плечи, поднял свободы солнце над собой”, поэт видит живое воплощение заветов Ленина. Вот потому-то

... Каждый ненец

кланяется низко

За свет зари

родному Ильичу

В галлюцинациях Лапцуя тоже ничего странного нет. Грешен был товарищ Лапцуй по части огненной воды, ох, как грешен... И помер-то, прости Господи, не от простуды или инфаркта, а вследствие “трагической случайности”. В Салехарде знают, какой именно такой случайности. Не буду об этом. Неэстетично. Тем более, что нас ждет Н. Вылка:

Он встал над землею во весь свой рост,

Все страны, весь мир оглядел,

Он поднял голову выше звезд,

Услышал все мысли людей.

И в мерзлую тундру, на край земли,

Под своды полярной тьмы

Лучи от солнца-Ленина шли,

И лучам улыбались мы.

Творчество хантыйского советского классика (ныне здравствующего) Ювана Шесталова вообще поражает (судя по цитатам в статье) поистине оккультной, мантрической повторяемостью:

“Ленин, Ленин!”, имя “Ленин” – шепчут стройные леса,

“Ленин, Ленин!”, слово “Ленин” – говорят весны разливы,

“Ленин, Ленин, милый Ленин!” – вторят птичьи голоса...”

Это уже совсем похоже на кришнаитское заклинание: “Харе Кришна, харе Кришна, Кришна, Кришна, харе, харе...”. И, что замечательно: ритм полностью совпадает...

Такая вот научная работа. По первоисточникам. Где вы сейчас, товарищ Полонский, кандидат каких-то там наук? Наверно, преподаете студентам основы рыночной экономики и критикуете марксизм-ленинизм. Что ж, кушать-то хочется. И, желательно как можно калорийнее.

... А все-таки интересно: неужели все эти словесные отходы были написаны искренне? И неужели кто-то это читал?! Впрочем, и читали, и заучивали наизусть – особенно в школах и тем более – в национальных школах-интернатах... Ведь и “Целина с прочими малыми землями считались одной из сокровищниц отечественной литературы. Изучали, обсуждали, одобряли. Кто не одобрял – тех лечили.

А лечить надо всех нас, если мы до сих пор считаем все то, что процитировано выше литературой. Если мы путаем литературу с партийной макулатурой – грош нам цена, господа. Или все еще товарищи?...