Лес рубят – тигры летят
А в Китае за это к стенке ставят…
Спустя два года после того, как сохранение амурского тигра было объявлено архиважной государственной задачей, в России, наконец, заговорили о необходимости «принятия конкретных мер». Глава президентской администрации Сергей Иванов предложил привлекать к уголовной ответственности браконьеров и остановить бесконтрольную вырубку тайги, чтобы тигр имел возможность хоть где-то обитать
. Вопрос на засыпку: сколько ещё лет пройдет, прежде чем страна от слов перейдет к делу?
И дотянет ли до тех светлых времен занесенный в Красную книгу многострадальный хищник, за судьбу которого остальной мир переживает гораздо больше, чем государство, на территории которого он живёт…
Официально спасением амурского тигра у нас занялись в 2010 году на помпезном «тигрином форуме» в Санкт-Петербурге с участием премьера Путина, ведущих специалистов и массы мировых знаменитостей. Западную общественность подкупило размашистое начало и грандиозные планы по сохранению редкого вида (например, создание уникального природного заповедника в Приморье).
С тех пор с планами ничего не случилось, они так планами и остались. Поправки к законам, предусматривающие, в частности, ужесточение наказания за браконьерство, осели где-то в недрах Госдумы и Минприроды.
Зато другие законы успешно входят в жизнь. Так, егеря в Хабаровском и Приморском краях потеряли право применять оружие, задерживать нарушителей и составлять протоколы. А ведь им противостоят не браконьеры-одиночки, а организованный преступный бизнес. Без контрольных функций осталась и специнспекция «Тигр». Финансирование этой государственной природоохранной организации сокращено вдвое, из-за чего в два раза сократилось и количество инспекторов, получающих пять тысяч рублей в месяц.
И это в то время, когда существует повышенный спрос на тигра со стороны китайцев.
Разумеется, не живого (в Китае за охоту на тигра полагается смертная казнь, невзирая от звания и должности; в России – штраф в тысячу рублей), а в виде сырья, которому в составе снадобий и амулетов приписывают чудодейственные свойства.
Не удивительно, что в некоторых местах обитания амурского тигра его численность сокращается, а вовсе не растет, как принято у нас рапортовать.
Кроме традиционного браконьерства (ежегодно убивают 40-60 особей) тигру угрожает потеря кормовой базы из-за неконтролируемой охоты на копытных и масштабной вырубки лесов, разрешённой властями.
К примеру, внеплановая проверка западными экологами фирмы «Лес Экспорт», которая построила завод по производству трёхслойного паркета в Дальнереченске, показала, что компания успела вырубить в Пожарской орехово-промысловой зоне шесть тысяч кубометров древесины.
Тем не менее, по данным экологов, недавно эта организация подала новую заявку – на вырубку в заказнике «Таёжный». Целый ряд компаний, которые формально являются российскими, а по факту принадлежат зарубежным инвесторам (по типу «Лес Экспорта»), занимаются вырубкой ценных кедровых широколистных лесов там, где планировалось создание особо охраняемых природных территорий.
Заповедной уссурийской тайги почти не осталось, она исчезает на глазах, спешно вырубаемая и вывозимая эшелонами в Китай. А места, где росли дубы и кедры, зарастают березой и осиной…
Иван Мичурин
Комментарии