КАРТА БУДНЯ

На модерации Отложенный

 

 

 

КАРТА БУДНЯ

 

Я сразу скрасил карту будня,

Плеснув чернила из стакана.

В. Маяковский.

 

"Карту будня", как правило, рисуют СМИ, если не иметь в виду их хозяев. Насколько верно - предмет бесконечных споров о свободе слова, печати, о цензуре, доступе к информации, границах этики, клеветы, экстремизма, эротики и порнографии. Суть этих споров можно было бы свести к вопросу: слово - взнузданная лошадь или дикий конь? Но русский народ в поговорке на эту тему предпочел сравнить с воробьем: выпустишь - не поймаешь. Народ, как видим, зрит глубже цензуры (узда); он обращает главное внимание на трагическую непоправимость выпущенного слова-воробья. И мудро советует "держать язык за зубами".

Советская цензура, добавив к зубодробительной охранной функции царской цензуры классовые эмоции, стала в глазах либеральной общественности неким монстром, символизирующим тоталитаризм, диктатуру, тиранию - главным врагом свободы. Долой цензуру! - поэтому. Согласились: долой. И что? Кто в барыше? Кто в накладе?

В "барыше": узкая группа "диссидентов", которым советская цензура "давала по зубам", чтобы прятали язык за ними; широкая прослойка графоманов, "непризнанных гениев" перфоманса, крикливых самовыраженцев, болтливых диджеев, развязных ведущих, отвязанных журналистов, которые за "бабло" какую хошь "карту будня" нарисуют. Ну, к этой кампании добавятся потом пиарщики, рекламщики, мастера рейтинга. Такого мистера Рейтинга отродясь не видывали в наших краях. Байки, правда, рассказывали про цыгана, который кобылу надувал перед продажей. Так то смеха ради, для юмора, иначе говоря. А тут самое настоящее надувательство, иначе говоря, мошенничество серьезно считается заменой цензуре. Пожалуй, вот и все, кто в выгоде без цензуры.

А кто в накладе, мягко говоря? Весь остальной народ, особенно тот, кто, минимум, по восемь часов в день - на работе, службе, учебе, который, прямо скажем, мельком знакомится с "картой будня" где-то на газетной странице, на экране или в наушниках. Этот народ полностью и всецело верит тем, кто рисует ему эту "карту", не имея ни времени, ни возможности, а порой и умения подвергнуть сомнению ее правдивость.

Диалектическая премудрость единства и борьбы противоположностей, частей и целого, как показывают исследования, пока доходит, примерно, до одного из тысячи. Потому и споры бесконечные, насколько верна «карта будня».

С тех пор, как Александр Македонский разрубил "гордиев узел" мечом, высшая правда для всего народа заключалась в монархическом слове: "быть по сему!" Вот вам и вся "карта будня"! Пока человечество не придет к бесклассовому обществу (ой, не скоро!), идет и будет идти борьба за монархическое право на истину и добродетель среди классов, прослоек, страт. Временные победители в этой борьбе называют выстроенные ими "вертикали власти" демократиями, суверенными демократиями, правовыми государствами и т.д. (Любое государство правовое; вопрос в том, чье и какое право?) Но главное право - на слово "Быть по сему!"

"Булат и злато", благодаря которым извечно поддерживалось это "право", в нашу эпоху, продолжая сохранять свою силу, столкнулись с неимоверной силой "Карты будня", ставшей четвертой властью. А то и первой, поскольку может повелевать и остальными властями. Даже монархами и директорами МВФ. Каддафи, Стросс-Кан, Милошевич, Саддам, Асад - только свежие примеры. Можно, оказывается, сорок лет быть легитимным лидером страны, как Каддафи, с которым у нас многолетние хорошие отношения, но те, кому неугоден он и у кого в руках мировые СМИ, на карту будня "плеснули чернилом из стакана" - и наш демократический тандем согласно закивал головами: "да, нелегитимен!"

Или вот еще пример властного влияния "карты будня". Антисоветчики много десятилетий пытались стереть с этой карты имя Шолохова как автора великого романа. Особенно усердствовали в этом, наряду с другими, Солженицын и Рой Медведев. Теперь, когда найдена рукопись и проведены все экспертизы, "чернила" не плещут, но и не стирают ранее разлитые на. "карте" черные краски. В 100-летний юбилей советского классика Первый канал ТВ, почему-то часто привечавший антишолоховедов, не стал разоблачать их "заблуждения". Один из немногих, кто признался в изменении своего прежнего взгляда на роман, Рой Медведев даже выпустил книжку с изменениями и извинениями (М. АИРО-ХХ1, 2011) с характерным признанием, что в среде сторонников его прежнего взгляда "русский гений в советское время не мог появиться по определению". Работали чернила! А Солженицын так и ушел без покаяния.

И какую же "карту будня" видит сегодня народ? После советских будней великих строек, среди которых иногда "не замечались" пожары, землетрясения и наводнения или чернобыли взрывались на несколько дней позже события, теперь среди убийств и катастроф совсем не видно никаких строек. Оно, скорее всего, так и есть, но не пожарами же едиными жив народ. Над чем и как он трудится? Что у него на уме? Чему и как он учит своих детей? Как его здоровье? Благополучен ли его скот?(восточная вежливость, вопрос о благосостоянии) Каким воздухом дышит? Какие песни поет? - всех вопросов не перечесть. И все они нужны и важны - одному какие-то более, другие - менее. Как же "рисовать" карту будня"? На какую "основу" накладывать "рисунок"? Что давать крупным планом, что помельче?

Или мы берем за основу атомизированную массу населения, электората, жителей, граждан, подданных, клиентов, потребителей, то есть некую сумму единиц, в каковой нас интересует большинство, - тогда мы за Его Величество Рейтинг.

Или у нас в основе подразумевается некая несомненно реальная, та же "масса населения", но с налетом сакральности, "Народом" называемая, - и тогда рисовать нам "карту будня" по такой основе надо уже с учетом не только единиц (права человека), но и с учетом сакральной категории (право народа). И тут нам без Ее Величества Цензуры не обойтись.

Категория "народ" не вписывается в систему юридических точно определенных категорий. Он (народ) не может выступать ни истцом, ни ответчиком, ни подозреваемым, ни обвиняемым. Он либо безмолвствует, либо бунтует, либо вымирает. И сам себе высший суд.. Потому вся юриспруденция, имеющая дело с правами человека (индивидуума), не знает, не видит и не учитывает никаких "прав народа" (кроме, кажется, единственного права народа на самоопределение, и то спорного).

Что же делать? Пусть СМИ рисуют "карту будня" ради рейтинга определенного субъекта, как им хочется и можется, или сакральные "права народа" будут накладывать ограничения на их свободу слова? (Свежие примеры - "пусси" и "невинность мусульман"). С одной стороны, - отдам жизнь за твое право высказывать даже ненавистные мне слова, а, с другой - "в доме повешенного не говорят о веревке". Так Рейтинг или Цензура?

Пока мы не достигли той стадии развития, когда "от каждого по способности, каждому - по потребности", когда еще действует правило "каждому - свое", неизбежна диктатура того (правителя, слоя, элиты, класса), у кого право на слово "быть по сему". И в соответствии с "сим" для всех подданных будет "рисоваться"единая карта будня, которую донесут во все уголки гонцы, вестовые, глашатаи, газеты, плакаты, радио, телевидение, интернет. До последнего времени так и было: нарисовал карту будня - никто не смеет исправлять. Иначе голова с плеч. Цензура во всем ее величии, и никакого рейтинга!

По сравнению с тоталитарной цензурой демократический рейтинг выглядит этаким рыночным пройдохой, посмеивающимся над надзирательской неуклюжестью цензуры. Тот ярмарочный прохвост и не скрывал своих талантов: "ловкость рук - и никакого мошенства!" Нынешний, одетый в смокинг, Рейтинг предстает во всем блеске своей "репрезентативности". Нет, он, видите ли, не поучает добру или злу, не ментор какой-то. Он "с ученым видом знатока" до сотой доли процента подсчитает вам предпочтения электората в сторону предпочтительного кандидата, нужной оценки явления, факта, события или привлечет внимание к определенного рода книгам, фильмам, именам и демонстративно "не заметит" иных. Если же "карта будня" складывается иначе, у господина Рейтинга есть "много гитик" вмешаться в процесс рисования. Он умеет так формулировать вопросы социологических опросов, что бедный реципиент "чешет репу", пытаясь определить свою позицию в лабиринте предложенных подходов к таким ясным "да" и "нет", какие по определению свойственны референдуму. Но попробуйте-ка провести референдум! Тот, кто держит "за пазухой" право на слово "быть по сему!",никогда не позволит народу (плебсу, черни, голытьбе, быдлу) ясно выражать свое согласие или возражение. И я понимаю его (вернее, их).

Посудите сами, монархическое самодержавие. - не в моде, нынче принято клясться демократическим принципам (50%÷1); потому и нужен якобы безупречный Рейтинг. Его даже стали наделять властью. Этот невидимый "господин" определяет сетку вещания, хотя известен конкретный Имярек с подобными служебными функциями; на рейтинг ссылаются составители шорт-листов премий, хотя широко известны в узких кругах конкретные лица, вписывающие имена в эти листы; рейтингом высчитывается процент доверия и приязни к личности, идее, произведению, событию. Появились даже международные надгосударственные фирмы и организации, указующие странам их место в рейтинге. Но мы их не будем касаться, тем более, что они, как правило, используют объективные научные показатели (степень цитируемости, например, и т.д.). Нам бы в родном Отечестве ума дать всему. "Надо бы только умно жить", - говорил один из героев В. Шукшина.

Пусть прослыву я ретроградом, но ей же ей, надо низко поклониться матушке Цензуре, благодаря ли ей, вопреки ли, но родилась и расцвела великая русская литература (в целом искусство и культура), а в советское время не только сама продолжила свои традиции, но и вывела многие национальные культуры и литературы к мировому уровню. Да, нелюбима и проклинаема была наша цензура-Салтычиха, в строгости держала наш домострой, но блюла нравственную чистоту.

Продолжая мысль А. Замостьянова («Литгазета» №41, 17-23 окт.2012) о необходимости замены демократической логики трудовой ( не шоу и не лобби, а профессиональный рост при любом выборе), стоит серьезно отнестись к мысли о возврате цензуры.

Сравнивая шедевры прошлого, рожденные в подцензурной обстановке, с сегодняшним "свободным" конвейером масскульта, поневоле станешь "тоталитаристом". Ведь в основе всей громкой свистопляски о свободе слова, творчества лежит малопочтенное у всего порядочного люда стремление каждого неудачника, графомана, выскочки "выпередиться", выдать "гуся за порося", гельмана за гения. Говоря без экивоков, требование свободы слова есть требование свободы воровства... правды.. Давайте признаем эту правду

Да, это нелегко! Поколения советских людей вырастали с горьковской максимой: "Ложь - религия рабов и хозяев, правда - бог. свободного человека." Афористически красиво. Но! С приходом в Россию антисоветских "хозяев", вдруг обнаружилась "обратная сторона" знаменитой горьковской фразы, высказанной еще в досоветское время. Горький имел в виду "свободного человека", живущего в обстановке без рабов и хозяев. Бывшим советским людям только теперь "доходит", что, оказывается, они уже жили в такой обстановке. То есть были по-настоящему свободными в смысле обсуждаемой нами "свободы слова". Цензура воспринималась как естественное проявление власти, как скрепа государства против враждебных шатаний и несерьезных кривляк.

Свои мыши есть под каждой крышей. И цензура может быть умной или тупой, гибкой или косной вместе с государством, которое она охраняет. Но в любом случае она приносит обществу больше пользы, чем вреда, устанавливая границы дозволенного, не давая многочисленным любителям "скрасить карту будня, плеснув чернила из стакана". Парадоксально, но истинным двигателям прогресса, для которых становились узки цензурные границы, их преодоление умножало силы и помогало создавать истинные шедевры. Так что давайте улыбнемся цензуре за такую прогрессивную роль. Заведем, как собаку. И будем любить.

 

Альберт УСТИНОВ