17 октября «РБК daily» сообщило: президент Белоруссии Александр Лукашенко заявил о том, что неназванные российские олигархи через некоего Мишу предлагали ему взятку в 5 миллиардов долларов за продажу калийного гиганта «Беларуськалий» по цене значительно ниже рыночной.
«Мне предлагали за 15 миллиардов (долл. — РБК daily) продать «Беларуськалий»: 10 миллиардов в казну, а 5 миллиардов — мне, куда скажу», – сказал Лукашенко. По словам Лукашенко, это предложение от московских олигархов озвучил «мой друг Миша». «Я сказал своему другу: «Миша, ты знаешь, что происходит с теми, кто приходит с такими предложениями?» Он ответил: «Наручники надеваете». Наручников, к сожалению, Лукашенко на Мишу не надел, но «по-дружески» предупредил его, чтобы с такими предложениями он к нему больше не приходил.
Далее «РБК daily» пишет, что из российских бизнесменов интерес к белорусскому калийному гиганту неоднократно проявлял крупнейший акционер российского «Уралкалия» Сулейман Керимов. Прошлым летом сообщалось, что он готов заплатить 15 млрд долл. за контрольный пакет белорусского предприятия - то есть, исходя из оценки 30 млрд долларов за весь актив. Однако сделка не состоялась. Калийными проектами в Белоруссии занимается и Михаил Гуцериев, давний партнер Керимова и хороший знакомый Лукашенко. Имеет смысл предположить, что это и есть «друг Миша». В октябре 2011 г. компания Гуцериева подписала соглашение с правительством Белоруссии о строительстве в Минской области горно-обогатительного комплекса по производству калийных удобрений.
Сообщение завершается традиционной фразой: «Представители Михаила Гуцериева и Сулеймана Керимова от комментариев отказались».
Ну, комментариев от них по поводу предложения о взятке, положим, только дураки ожидали. Ведь сказал же Владимир Владимирович Путин, что деньги любят тишину. В этой священной, хрустальной тишине лица, названные «московскими олигархами», разворовали всю страну без малейших комментариев. No comments, как говорится! Тишина и еще раз тишина! Комментарии они дают только в лондонском суде, как Роман Абрамович и Борис Абрáмович. Даже Путин их словоохотливости удивился и помечтал на людях: вот бы они в российском суде так рассказывали! Неужели вы не знаете, Владимир Владимирович, что наши суды тоже, как деньги и воры, любят тишину?
Но сообщение «РБК daily» заставило меня вспомнить о другом сообщении – почти годичной давности. 21 ноября прошлого года, вскоре после известного заявления Д. А. Медведева о его с Путиным «рокировочке», телеканал «Дождь», всегда лояльный к Медведеву, вдруг выдал на него компроматище. Ссылаясь на драпанувшего с деньжатами «за бугор» бывшего руководителя «Банка Москвы» Андрея Бородина, «Дождь» сообщил, что поглощение компании «Уралкалий» Сулейманом Керимовым проходило именно через Медведева.
Бородин нарисовал следующую схему поглощения. Для того, чтобы купить «Уралкалий», Керимову потребовался кредит в 5 млрд долларов. Он был получен в банке «ВТБ» при непосредственной поддержке Медведева. «После этого, считает Бородин, Керимов по хорошей цене продает часть акций Игорю Юсуфову (бывшему спецпредставителю президента по международному энергетическому сотрудничеству. – А. В.), примерно за $ 500 млн. От реализации этой сделки выгоду получают как сам Юсуфов, так и Дмитрий Медведев, в интересах которого все это и проходит».
К слову, некоторые наши наивные граждане возмущаются: почему, дескать, Сулейман Керимов тратит свои деньги на клуб «Анжи» вместо того, чтобы помогать родному депрессивно-дотационному Дагестану? Вы ошибаетесь, уважаемые: если Бородин говорил правду, то на «Анжи» Керимов тратит не свои деньги, а тоже ваши, потому что «ВТБ» – государственный банк!
Информацию Бородина, естественно, опроверг и сам Юсуфов, и пресс-секретарь Медведева Тимакова, «заявив, что президент никогда не участвовал ни в каких-либо коммерческих переговорах и не давал указаний по тем или иным коммерческим проектам». Правда, слово «опроверг», которое употребили и Юсуфов, и Тимакова, не соответствует его смыслу в русском языке. У нас не считается опровержением, если человек, названный, к примеру, взяточником, отвечает: «Я не взяточник». Это возражение.
«Однако, – продолжал «Дождь», – о том, что Игорь Юсуфов может быть близок Кремлю и работает своеобразным посредником, говорит и желание последнего приобрести акции частного аэропорта Домодедово. Сделка на сегодняшний день не состоялась, но без одобрения Кремля очевидно не обсуждалась бы сама возможность такого приобретения. Тем более, Дмитрий Медведев неоднократно выражал недовольство непрозрачной структурой собственности аэропорта.
По версии Бородина, Юсуфов в последнее время очень близок к Медведеву, а сам в частных разговорах он выражался так: мы создаем для «молодого человека» «пенсионный фонд» или «будущую финансовую империю».
Далее «Дождь» приводит примеры: Медведеву через Игоря Юсуфова принадлежит доля в «Основе Телеком», компании, владеющей лицензией на мобильное вещание в диапазоне 4G. В поглощении «Банка Москвы», по словам Бородина, тоже был заинтересован сам Медведев. В этом случае схема выглядела так: «есть президент, задающий тон, есть посредник и переговорщик – сын Игоря Юсуфова Виталий. Он выкупает долю Андрея Бородина – 20 % акций – примерно $ 1 млрд. Далее структуры госбанка ВТБ в лице Андрея Костина выкупают этот пакет за $ 2 млрд».
Бородин утверждает, что Игорь Юсуфов сказал ему в офисе банка буквально следующее: «Я покупаю твой пакет Банка Москвы дешево, но выбора у тебя нет, потому что ты иначе потеряешь все, а еще через пару лет продадим этот пакет ВТБ, а прибыль поделим между мною, Медведевым и Костиным (глава ВТБ. – ТК Дождь)».
Тогда многие восприняли сюжет «Дождя» как месть либералов Медведеву за «рокировочку». Возможно, так оно и было. В последующем ни «Дождь», ни другие СМИ эту тему больше не обсуждали. Но вот – всплыл похожий сюжет с «Беларуськалием». Совпадение? Ну, если и совпадение, то, гм… весьма характерное. Схемка-то, предложенная Лукашенко, та же самая, что по «Банку Москвы» и «Уралкалию»! И снова в сообщении фигурирует Керимов! С одной лишь разницей, к великому нашему прискорбию. «10 миллиардов в казну, а 5 миллиардов – мне», – сказал Лукашенко о предложении «друга Миши». А вот нарисованные Бородиным схемы денег для российской казны… не предполагали. Это напоминает «дележ общака» Паниковским в «Золотом теленке»: «Нам с вами по четыре тысячи, – сказал он Бендеру, – а Балаганову две. Он и на две не наработал. – А Козлевичу?» – спросил Балаганов…
«Я не знаю никакого Козлевича»! – был ответ Паниковского.
Комментарии