Вардан Багдасарян Обыкновенный капитализм.
На модерации
Отложенный
Обыкновенный капитализм
Итак, трагедия… Погибли люди… Но вызов для анализа состоит не столько в том, что произошло в Крымске. А в том, что произошедшая трагедия «очередная». В.В. Путину с самого начала, с первого срока президентства «не повезло». Природа как будто взбунтовалась. То пожары, то наводнения, то техногенные катастрофы. Что это – мистика? Очередность катастроф указывает на их не случайность. А если катастрофы неслучайны, то значит они закономерны. Следовательно, принципиальный вызов в установлении причинных оснований репродуцируемых трагических ситуаций. Все основные подходы в дискуссии о случившемся в Крымске были озвучены.
Позиция власти состоит именно в апелляции к случаю. Местные органы управления, в ее версии, сработали, безусловно, неудовлетворительно. Но они могли только минимизировать катастрофу, но не предотвратить. Что можно было поделать с природной стихией? Такая аргументация только озлобила населения. Вспомнили, что десять лет назад Крымск уже пережил наводнение, при десятках жертв. Уроки оказались не извлечены.
Позиция «оранжевых» состоит в обнаружении в событиях в Крымске злонамеренности «путинского режима».
Главная версия сброса воды на Неберджаевском водохранилище подразумевала, что был субъект трагедии. А это уже принципиально иная постановка вопроса о виновных. Она означает – людей убили. Кто убил? Проклятый «путинский режим». То, что спусковой системы в нижней части Неберджаевского водохранилища не существовало, было выяснено позже, уже когда все пафосные изобличительные слова прозвучали. Прошла серия информационных вбросов: что пострадавшим не выдают компенсации без расписки о своевременном получении ими информации о наводнении; об удержании с компенсационных выплат 13 % налогов; о распылении химикатов от защиты от эпидемии; о продаже гуманитарной помощи за деньги; об отказе священников проводить отпевание погибших в Крымске без денег…
Началась традиционная (еще с первой чеченской кампании) либеральная пляска на костях. Жертвы Крымска оказались разменной монетой в борьбе «оранжевых» с режимом. Но что предлагает яблочноориентированная оппозиция как контрпутинскую рецептуру?
Развитие институтов гражданского общества и частной собственности? Но не это ли именно и показало свою непригодность для чрезвычайных ситуаций, когда требовалось работать в режиме мобилизации?
Третий подход состоит в констатации непригодности самой сложившейся модели государственности, ошибочности либерально-приватизационного курса развития.
Системы жизнеобеспечения народов складываются столетиями. Они определяются адаптацией социума к средовым условиям существования. Реформы разрушили все существующие механизмы жизнеобеспечения. Эффективность стала измеряться не соображениями безопасности, а прибылью.
Приватизируемые хозяйствующие субъекты не могут быть мобилизуемы в критическую ситуацию. Приватизированное телевидение будет скорее крутить рекламу, нежели передавать сигналы тревоги. На приватизированных землях нельзя построить общественно необходимые сооружения защиты. Чем, как не коммерческими соображениями, объяснить развертку жилых сооружений на территории поймы? Уничтожение этих сооружений было запрограммировано. Но при капитализме чувство безопасности атрофируется. Почему не работали сирены, не передвигались машины с громкоговорителями, сигнализировавшие о надвигающейся опасности?
Россия, как известно, занимает первое место в мире по численности частных охранных предприятий.
Но все эти многочисленные охранники охраняют преуспевающих лиц и частную собственность. Структуры, находящиеся на бюджете, между тем, последовательно сокращаются. Исчезли, в частности, существовавшие в советское время гидрологические посты. Их штат оказался, очевидно, лишней бюджетной обузой, также как, к примеру, штат лесных егерей. В советское время в моменты природных катастроф на помощь населению бросалась армия. Для быстрого материального обеспечения пострадавших использовались армейские складские запасы. Роль мобилизующего и оперативно координирующего центра брали на себя военкоматы. Но сегодня после военной реформы ни армия, ни, тем более, военкоматы к осуществлению прежних функций не способны.
Крымск обнажил в очередной раз все пороки капиталистической модели устройства. А между тем правительство провозглашает курс на новую приватизацию…
Вардан Багдасарян, руководитель проектов Центра проблемного анализа
Комментарии
Это давно понятно, деньги свои они держат в иностранных банках и семьи их живут за границей.