«Неформальная карта Питера»

На модерации Отложенный

В книжных магазинах Северной столицы появилась «Неформальная карта Питера». Ориентироваться по ней в городском пространстве вряд ли получится – это не картографическое издание, а скорее сувенир. Зато по этой «феноботной» карте можно многое узнать об истории города и его жителях. Все указанные в карте названия – это продукты устного народного творчества разных слоёв населения, которые краеведы объединили в одном информационном пространстве. «Общественный контроль» изучил необычную новинку.

Например, одни из самых давних неформальных названий городских объектов – Александрийский столп и Медный всадник – вошли в обиход петербуржцев и гостей города благодаря «солнцу русской поэзии». Другие – «Жёлтый дом» и «Пряжка» – впоследствии стали нарицательными именами для всех психиатрических больниц и приютов в России. Хотя первое название изначально появилось благодаря выкрашенному в жёлтый цвет корпусу Обуховской больницы, где находилось отделение для умалишённых (в наши дни на территории Обуховской больницы находятся клиники Военно-медицинской академии им. С. М. Кирова). А второе название связано с психиатрической больницей св. Николая Чудотворца, расположенной близ впадения в Мойку реки Пряжки.

Примечательно, что ряд неформальных топонимов, появившихся в петербургской среде до революции, многие современники принимают за официальные: «Пять углов» (известное с начала XIX века название перекрёстка между улицами Ломоносова, Рубинштейна, Разъезжей и Загородным проспектом), «Елисеевский магазин» (бывший дом торгового товарищества «Братья Елисеевы» на углу Невского и Малой Садовой), «Польский садик» (сад в Державинском переулке, где в конце XIX века находилась римско-католическая польская консистория), «Петушиный дом» (дом архитектора Н. П.

Басина на углу пл. Островского и пер. Крылова, получивший такое прозвище за псевдорусский стиль, дисгармонирующий с окружающей средой) и другие.

А отдельные неофициальные топонимы не очень вяжутся с наследием царской эпохи. Например, «Церковь с бутылочкой» (Церковь Воскресения Христова на наб. Обводного канала, созданная Александро-Невским обществом попечения о народной трезвости) или «Мост 16-ти яиц» (Аничков мост с четырьмя скульптурными группами «Укрощение коня», каждая из которых представляет обнажённого юношу и жеребца; изначально прозывался «Мостом 18-ти яиц», так как с момента его открытия и вплоть до 1917 года на мосту постоянно дежурил городовой). Но тем не менее они появились именно в «старорежимный» период и, как говорят составители «Неформальной карты Питера», в полной мере отображают многоликость города.

Подробнее тут

неформальная карта Питера